Романтическая история любви Владимира и Маши в романе "Дубровский" А.С. Пушкина. Авторское отношение к героям.
Романтическая история любви Владимира и Маши в романе "Дубровский" А.С. Пушкина. Авторское отношение к героям.
Задача деятельности учителя: способствовать формированию представлений об А. С. Пушкине как прозаике, авторе романа «Дубровский», о мастерстве писателя, рассказавшем романтическую историю любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
·познавательная сфера: владеть навыками анализа отдельного эпизода художественного произведения, умениями определять роль эпизода в канве всего романа, создавать словесный портрет на основе собственного видения, на основе полученных знаний и представлений, обобщать анализируемый материал; находить в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; выявлять своеобразие писательского мастерства; работать с текстом; подбирать цитаты по заданной теме; составлять характеристику литературного героя; проводить презентацию собственных иллюстраций;
·ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; владеть умением устного рецензирования чтения одноклассников;
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
·познавательные: ориентироваться в учебнике, в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию, пользуясь ресурсами Интернета;
· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
·коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Романтическая история любви Владимира и Маши в романе "Дубровский" А.С. Пушкина. Авторское отношение к героям.»
Урок14.романтическая история любви владимира и маши. авторское отношение к героям.
Задача деятельности учителя: способствовать формированию представлений об А. С. Пушкине как прозаике, авторе романа «Дубровский», о мастерстве писателя, рассказавшем романтическую историю любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть навыками анализа отдельного эпизода художественного произведения, умениями определять роль эпизода в канве всего романа, создавать словесный портрет на основе собственного видения, на основе полученных знаний и представлений, обобщать анализируемый материал; находить в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; выявлять своеобразие писательского мастерства; работать с текстом; подбирать цитаты по заданной теме; составлять характеристику литературного героя; проводить презентацию собственных иллюстраций;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; владеть умением устного рецензирования чтения одноклассников;
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике, в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию, пользуясь ресурсами Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группе.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина; эпиграф к уроку: «А счастье было так возможно» (А. С. Пушкин).
Основныепонятия и термины: порядочность, самопожертвование.
– Какие отрывки из романа вы приготовили для выразительного чтения?
– Какие из отрывков предлагаете читать на заключительном уроке?
II.Изучение нового материала.
1. Запись в тетради даты и темы урока.
Учитель предлагает вести краткие записи на уроке, конспектировать важные моменты.
– А. С. Пушкин как автор романа выбрал доверительный тон повествования. Во вступлении к восьмой главе он пишет: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича... есть героиня нашей повести». Ей автор дает самые лестные характеристики: «красота ее была в полном цвете», «отец любил ее до безумия», «она не имела подруг и взрослела в уединении», много читала.
Владимир, оказавшийся в доме Троекуровых в роли учителя, сначала не произвел на Машу никакого впечатления. И это объясняется ее воспитанием. Учитель – это род слуги, совсем не ровня ей!
Только случай в «медвежьей комнате», когда Дефорж, проявив самообладание и смелость, застрелил медведя, заставил Машу обратить на героя внимание. Да, в ее глазах он, конечно же, был героем.
Подумайте, что значит быть романтическим героем? Подходит ли Владимир и Дефорж на эту роль? В какие моменты жизни? (Высказывания учащихся.)
– Находите ли вы нечто, овеянное романтикой, в образе Маши? (Высказывания учащихся.)
2. Выразительное чтение по ролям отрывка «Тайное свидание Маши с Дубровским» (глава XV, с. 121–122).
Вопросы для беседы:
– Какая цель была у Дубровского в этом свидании?
– В каком состоянии находилась Маша?
– Почему, объясняя ситуацию, Владимир просто задыхался?
– Что сказала Мария вот этими словами: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою»?
3. Самостоятельная работа «Образ, сотканный из цитат».
– Выберите, о ком из двух героев: о Владимире Дубровском или о Маше Троекуровой, вы хотели бы рассказать. Подберите цитаты из текста, которые вы считаете важными в рассказе о литературном герое.
– Послушаем рассказ сначала о Владимире, затем о Маше.
4.Презентация портрета, нарисованного к уроку «Романтическая история любви Владимира и Маши».
Вопросы (примерные), адресованные автору портрета:
– Какую задачу как автор портрета вы ставили перед собой?
– В какой жизненный момент вы застали своего героя?
– В чем видите богатство его внутреннего мира?
– Почему выбрали именно эти краски, эту цветовую гамму?
– Над чем хотелось бы еще поработать, какого прочтения вы ожидали от одноклассников?
III. Практическая деятельность.
1. Игра «Знаешь ли ты героя?». (См. Ресурсный материал.)
– Так случилось, что сегодня на уроке у нас образовались три большие творческие группы. Первая представляет Владимира Дубровского как литературного героя, ребята сгруппировались вокруг портрета Владимира. Вторая группа представляют Машу Троекурову, портретная зарисовка героини также в центре внимания. И в составе третьей группы ребята, представляющие князя Верейского, портрет князя красуется на столе, вокруг которого все сидят. Стало очевидным то, что сложился некий любовный треугольник: Дубровский, Верейский и Мария Троекурова. О нем и пойдет речь.
Известно, что романтическая история любви Владимира и Марии не имела счастливого конца. Почему так вышло? Что помешало? Каждая из групп может задать вопросы другой группе и все выяснить.
Проводится игра «Знаешь ли ты героя?».
– К каким выводам вы пришли в ходе разговора?
2. Словарная работа.
– Что такое «порядочность», «самопожертвование»?
– С каким чувством вы произносите слова эпиграфа к уроку: «А счастье было так возможно»? Постарайтесь объяснить, почему с таким.
IV. Беседа на тему «Авторское отношение к героям».
– Приведите примеры, доказывающие авторское отношение к героям: Владимиру, Маше и Верейскому. (Отношение к Верейскому ироническое, неприязненное. Отношение к Маше – с любовью, пониманием. Отношение к Владимиру полно сочувствия. Автор выражает явную симпатию герою и одобряет его поведение, поступки. Человечность в Дубровском победила враждебность. И автор на его стороне.)
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Сюжетная линия, рассказывающая о взаимоотношениях Владимира и Маши, очень напряженная и захватывающая. Молодые люди нашли друг друга, но их сердца не соединились. Хотя Владимир готов во имя своей любви даже на самопожертвование. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ... Я отказался от мщения, как от безумства». Чувства Марии не столь глубоки. Она скорее испугалась и самого Дубровского, и своего чувства к нему. Она считала, что по положению в обществе они не равны: она – аристократка, он – разоренный дворянин да еще разбойник. Хотя у молодых людей много общего: романтики в душе, оба любят родную природу, родительское гнездо, оба способны быть решительными, гордыми, независимыми. Но Мария в данный момент не понимает, кто может ее сделать счастливой и что такое счастье.
– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)
– Назовите качества характера Маши, Владимира, которые вызывают вашу симпатию. (Высказывания учащихся.)
– Назовите качества характера князя Верейского, которые вы не принимаете. (Высказывания учащихся.)
Домашнее задание.
1. Прочитать главы XV-XIX прочитать, вопросы с.139-140.