(Читательская конференция по рассказу А.П. Чехова «Архиерей»)
Возраст участников: 16 лет (10 класс)
Оборудование: презентация « Чехов и православие» фотографии А.П. Чехова 1905 года; рассказ А.П. Чехова «Архиерей», отзывы учащихся о прочитанном рассказе, «Библейская энциклопедия», толковые словари, фотографии храмов, их интерьеров, колоколен.
Конференция предполагает, что на нее собираются люди для обсуждения какого-либо вопроса. И сейчас, предметом нашего размышления и обсуждения будет рассказ А.Чехова «Архиерей». До настоящего времени нет единого мнения о мировоззрении этого великого писателя. Одни считают его атеистом, другие – верующим человеком. Глубокое знание церковных служб и текстов видно в рассказах «Кошмар», «Панихида» (1886), «На страстной неделе», «Перекати-поле» (1887), «Студент» (1894), «Убийство» (1895), «Святою ночью», «Архиерей» (1902). «Архиерей», один из лучших своих рассказов, Чехов написал, как думали современники, о себе.
Чтобы лучше проникнуть в образ главного героя, лучше понять автора рассказа «Архиерей», текст которого мы сегодня будем исследовать, нам следует познакомиться с историей создания произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(Читательская конференция по рассказу А.П. Чехова «Архиерей»)
Алешина Г.Н.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ гимназия № 184 г. Нижний Новгород,
8(831) 258-15-42 , с.т. 8-903-059-86-47
Возраст участников: 16 лет (10 класс)
Оборудование: презентация « Чехов и православие» фотографии А.П. Чехова 1905 года; рассказ А.П. Чехова «Архиерей», отзывы учащихся о прочитанном рассказе, «Библейская энциклопедия», толковые словари, фотографии храмов, их интерьеров, колоколен.
Слово учителя: Добрый день, ребята! Сегодня у нас читательская конференция. А как вы уже знаете, конференция предполагает, что на нее собираются люди для обсуждения какого-либо вопроса. И сейчас, предметом нашего размышления и обсуждения будет рассказ А.Чехова «Архиерей». До настоящего времени нет единого мнения о мировоззрении этого великого писателя. Одни считают его атеистом, другие – верующим человеком. Глубокое знание церковных служб и текстов видно в рассказах «Кошмар», «Панихида» (1886), «На страстной неделе», «Перекати-поле» (1887), «Студент» (1894), «Убийство» (1895), «Святою ночью», «Архиерей» (1902). «Архиерей», один из лучших своих рассказов, Чехов написал, как думали современники, о себе.
Учитель :Чтобы лучше проникнуть в образ главного героя, лучше понять автора рассказа «Архиерей», текст которого мы сегодня будем исследовать, нам следует познакомиться с историей создания произведения.
Учащийся выступает с сообщение об истории создания рассказа.
Учитель: Образ больного архиерея Чехов как бы пропустил через свою проникновенную, светлую печаль и создал рассказ необычно правдивый, поэтичный, драматически сильный.
- Кто же мог быть прототипом архиерея?
Ученик 1. Одним из прототипов преосвященного Петра называют крымского епископа Михаила Грибановского. Писатель не был с ним знаком. Но однажды увидел его фотографию, и его поразило лицо епископа, «очень умное, одухотворенное, изможденное и с печальным, страдальческим выражением». Мысль о покойном Грибановском вдохновила Чехова на создание сцены всеобщего плача в рассказе, об это и пишет С. Н. Щукин .
Известно, что А. П. Чехов приезжал в Сергиев Посад, жил недалеко от Троице – Сергиевой лавры на улице Нижней (теперь улица Митькина) в доме №18 на первом этаже. Возможно, пребывание в этом старинном городе повлияло на создание рассказов о лицах духовного звания, в том числе и «Архиерея».
Учитель:Поделитесь, пожалуйста, впечатлением о том, интересно ли вам было читать произведение А. П. Чехова, имеющее непонятное для многих название «Архиерей»? (учащиеся делятся впечатлениями)
Учитель: Ваши впечатления о рассказе «Архиерей» очень различны. Для кого-то он показался сложным по содержанию. Действительно в этом произведении для юных читателей многое понять нелегко. Сегодня мы постараемся открыть духовное содержание личности архиерея, истоки его драмы, отношения преосвященного с людьми, проникнуться к нему состраданием.
Как вы думаете: является ли архиерей «футлярным» человеком?»
Учитель: Читая рассказ «Архиерей», мы встречаемся с наименованиями особенного времени действия.
Когда же происходят события, о которых повествуется в произведении?
(«В вербное воскресенье в Старо-Петровском монастыре шла всенощная»).
Ученик 2 «Вербное воскресенье» является последним днем вербной недели перед главным православным праздником – Пасхой. Христианская церковь отмечает этот день с IV века как еще один двунадесятый праздник – Вход Господен в Иерусалим. Посвящен он событию, о котором повествуется в Евангелиях: въезд Иисуса Христа на осле в Иерусалим, жители которого встречали Сына Божьего приветственными возгласами и в знак особого почитания бросали к его ногам пальмовые ветви. Поскольку у нас пальмы не растут, то вместо них стали использовать распустившиеся к тому времени вербы, которые почитались у восточных славян. А завершается рассказ «самым высочайшим и вместе с тем, древнейшим христианским праздником – Пасхой. Слово «Пасха» значит с еврейского языка «прихождение, избавление».
Учитель: К так называемой чеховской «тайнописи» относятся имена, которые писатель дает своим героям.
В чем особенность имен героев рассказа «Архиерей»? Обратимся к толковым словарям имен.
Учащиеся работают со словарем имен.
Чрезвычайно важна соименность главного героя Петра – Павла христианским святым. «Память апостола Павла празднуется церковью вместе с памятью апостола Петра 29 июня». (1,543). Архиерею свойственны преданность вере, любовь к церкви. Не случайно А. П. Чехов дал имя и матери преосвященного – Мария. С древнеславянского языка оно переводится «возвышенная, превознесенная». Отчество матери архиерея Тимофеевна. «Тимофей» с греческого языка переводится «почитающий Бога». Мария Тимофеевна действительно очень набожная женщина. Даже имя племянницы архиерея Катя нельзя оставить без внимания «Екатерина» в переводе с греческого означает «чистая». Эта девочка чиста душой. А вот имя Сисой, данное «бывшему эконому», кажется, не соответствует его душевному состоянию: ему вечно что-то «не ндравится». Великий Преподобный Сисой, в отличие от чеховского персонажа, был кроток, незлобив.
Учитель: Когда вы читали рассказ «Архиерей», то встречались с непонятным для многих названием духовного лица. Откроем один из толковых словарей. С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» дает следующее толкование: «Архиерей» - общее название для высших чинов духовенства (епископа, архиепископа, митрополита).
Учитель: Как его в рассказе еще именуют?( Петра – Павла неоднократно называют «владыкой»).
Учитель: Кого можно так именовать?
Учащиеся работают со словарем.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указывается два значения слова:1.То же, что властелин. 2. Титулование архиерея, епископа.
Учитель: Какое имя существительное чаще всего встречается в рассказе для названия главного героя?
Этого священнослужителя называют «преосвященный».
Вот какие толкования этого слова даются в словарях «Преосвященный - титул епископа: «Преосвященный. Почёт или чествование архиерея, епископа».
Какие вопросы вы у вас возникли при чтении рассказа?
Каждая группа обсуждала заранее подготовленный круг вопросов
1 группа - Нашел ли представитель высшего духовного чина такого человека, которому он мог бы открыться? «… ни один человек не поговорил с ним искренне, попросту, по – человечески».
- В каких эпизодах рассказа мы это увидели? В самом начале рассказа даётся описание обезличенной толпы молящихся.
Учащиеся 1 группы зачитывают фрагмент из рассказа.
2 группа учащихся рассматривала взаимоотношения преосвященного и Марии Тимофеевны.
Учитель: Чем можно объяснить похожесть всех людей, одинаковое выражение глаз?
Учащиеся: Они видят в архиерее не неповторимую личность повзрослевшего Павлуши, а каноническую фигуру «преосвященного Петра».
«Не мог он никак привыкнуть и к страху, какой он, сам того не желая, возбуждал в людях, несмотря на свой тихий, скромный нрав. Все люди в этой губернии, когда он глядел на них, казались ему маленькими, испуганными, виноватыми».
- Возможно, нет страха перед архиереем у его матери Марии Тимофеевны?
Учащиеся: Мария Тимофеевна « с ним, с сыном, была серьезна, обыкновенно молчала, стеснялась, что совсем не шло к ней»;
«… с ним, с сыном, робела, говорила редко и не то, что хотела, и даже, как казалось ему, все эти дни в его присутствии все искала предлога, чтобы встать, так как стеснялась сидеть». Даже она в сыне прежде всего видела представителя духовенства.
« И несмотря на ласковость, с какою она говорила это, было заметно, что она стеснялась, как будто не знала, говорить ли ему ты или вы, смеяться или нет, и как будто чувствовала себя больше дьяконицей, чем матерью».
- Радостным или грустным было свидание сына с матерью?
Работа с текстом
Учитель: Вы акцентировали внимание на неестественности поведения Марии Тимофеевны, от которой страдает и сам преосвященный. Читая четвертую главу, мы не можем не заметить, что скрытая в сердце матери любовь прорывается наружу. В чем это выражается в слове, жесте, глазах, взгляде?
Учащиеся: Конечно, в глазах, взгляде: «Только по необыкновенно добрым глазам, робкому, озабоченному взгляду, который она мельком бросала из комнаты, можно было догадаться, что это была мать».
Учитель:Глаза играют особую роль в характеристике персонажей произведения. Вспомните, пожалуйста, в какой момент Мария Тимофеевна забывает, что перед ней Владыка, и видит в нем страждущего сына.
- Только « увидев его сморщенное лицо и большие глаза» накануне смерти, она не сдерживает материнских чувств.
Третья группа
Учитель: Есть ли в рассказе герои, которые держат себя «вольно» в присутствии архиерея? Только два человека не имеют страха перед преосвященным. С ними ему легко. Это восьмилетняя Катя и семидесятилетний Сисой.
- Какая портретная деталь подчеркивает внутренний мир Сисоя?
« … глаза у него были сердитые, выпуклые, как у рака».
- Действительно, этот человек был сердит, «всегда недоволен чем - нибудь».
- Неужели в нем нет хорошего?
Почему преосвященному легко с Сисоем и с Катей?
Учитель: Хотя А.П. Чехов подробно не говорит о прошлом преосвященного, жизнеописание помогает нам понять многое. Отрёкшись от мирской жизни этот трудолюбивый, целеустремленный представитель духовенства был всегда предан делу церкви. Скромному подвижнику доверяли самые ответственные дела, которые, несомненно, он выполнял на совесть.
- В чем в настоящее время викарный архиерей видит своё предназначение?
Он занят трудной повседневной работой. Будучи тяжелобольным, преосвященный безропотно отправляется на службу.
4 группа
Учитель: Что вам показалось странным в авторском повествовании?
О Марии Тимофеевне говорится отчужденно, как о некой живущей у зятя – дьякона старухе, словно мы знакомимся не с нею впервые. Кажется, что и читатель вместе со всеми забыл о героях рассказа. Однако личная память читателя противится этому. Другая «странность» состоит в несогласованности времен глагола.
- Зададим себе вопрос: «Верю ли я лично в бесследность прожитой кем – то жизни?» В тексте есть очень символичное выражение «живет теперь», в котором единственный раз в рассказе глагол употреблен в настоящем времени «живет теперь» может быть прочитано как символ бессмертия матери, бессмертия матерински соборной человеческой мысли «о детях, о внуках».
Учитель: Таким образом, сегодня мы увидели личность человека, доброе сердце которого закрыто от людей. Чеховский рассказ позволяет увидеть драму главного героя. Когда ослабевают личностные связи, встреча внутренних миров, человек сильно страдает.
Высокий сан Петра невольно является своего рода футляром и заставляет окружающих трепетать перед ним. Однако в жизни преосвященного есть краткие мгновения радости, когда наступает его единение с другими людьми. Поэтому в рассказе слиты мотивы света и печали.
А.П. Чехов напоминает нам, что отношение к миру формируется у людей, пока ещё неосознанно, с детства, этого начального этапа духовной биографии всякой личности. Именно в детские годы душе Павлуше открылся Бог. И Смиренная душа преосвященного чувствовала, что существование без веры в Христа и служения ему невозможно.
Список литературы
Библейская энциклопедия – Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры,1990.
Бялый, Г. Чехов и русский реализм. – Л.: Сов. писатель, 1981.
Громов, М.П. Чехов – М: Молодая гвардия, 1993.
Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо – пресс, 2002. С. 523
Дунаев, М. Испытание веры (о творчестве А. П. Чехова) // Литература в школе. – 1993. - №6. – С.12 -20.
Дунаев, М.М. Православие и русская литература.- Сергиев Посад, 2009.
Закон Божий для семьи и школы.- Типография преп. Иова Почаевского,1957.
Катаев, В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. – М., 1979.
Линков, В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. – М.,1982.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 18-е изд. – М.: Рус. язык,19896.
Палагин, Ю.Н. Русские писатели XIX века о Сергиевом Посаде. Ч. III. – Сергиев Посад, 2004.
Паперный, З.С. Записные книжки Чехова. – М.,1976.
Словарь иностранных слов. 15-е изд. – М.: Рус. Язык, 1988.
Сухих, И.Н. Проблемы по этики А. П. Чехова. – Л., 1987.
Толковый словарь русского языка под ред. проф. Д. Н. Ушакова.I.III. – Гос. изд. иностр. и нац. словарей. – М..1939., с. 743
Тюпа, В.И. Художественность чеховского рассказа. – М.: Выс. школа, 1989.
Чехов, А. Рассказы. Повести. Пьесы. БВЛ. Серия 2- М.: Изд. « Худ. лит.», 1974.
А.П. Чехов в воспоминаниях современников. – М.: Худ. лит., 1986.
Чехов, М.П. Вокруг Чехова. – Моск. Раб.,1964.
Чеховский юбилейный сборник. – М.,1910.
Чудаков, А.П. Антон Павлович Чехов. – М.: Просвещение,1987.
Энциклопедия православной святости в 2-x т. Т.II. – М.: Изд. «Лик пресс»,1997.