Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и обществознанию»
Тема: Мы все разные… Цель: формирование у учащихся чувства толерантности. Задачи: Познакомить учащихся с понятием толерантность. Определить основные принципы толерантности. Воспитывать уважение понимание и терпимость к другим людям. Уметь находить примеры толерантного поведения в литературе и политической жизни общества. 1.Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Наш урок соединил в себе и литературу, и обществознание. 2.Мотивационный этап. Послушайте ребята притчу.
Притча.
Встретились однажды белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив! Как будто весь вымазан сажей!». Черный презрительно сморщился и сказал: «А как ты уродлив белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!». Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушав их, мудрец сказал белому: «Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза…». Затем мудрец обратился к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах гор, а волосы его цвета солнца…». Черный человек и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы разные. А то жить было бы так скучно!».
3. Актуализация знаний. - О чём притча? (О том, что все люди разные каждый по-своему уникален).
- Основная мысль притчи? (Терпению и уважению к другим людям).
-О чем мы сегодня будем говорить.
ТЕМА урока - Мы все разные…;
-Цель урока – ПОНЯТЬ, УЗНАТЬ, УВИДЕТЬ.
А где это может пригодиться вам в ближайшее время? ( на ОГЭ по русскому языку и обществознанию при написании сочинения - рассуждения).
Учитель: Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы можем называться людьми, если сможем понимать друг друга.
Все вы, наверное, не раз слышали о толерантности. Это слово такое модное сейчас звучит отовсюду в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. . Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?
4. Работа с понятием толерантность. - Первое задание группам.
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках? Прочитайте и подчеркните ту часть определения, которая, по вашему мнению, общая для всех. Сформулируйте из трех одно, которое объединяло все.
1 группа – английский, немецкий, русский.
2 группа - испанский китайский, русский.
3 группа – французский, арабский, русский.
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо Таким образом, толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
5. Толерантность многолика и многообразна. Прочитайте высказывание, взятое из мировых религий и подумайте, в чем смысл каждого из них. Пользуясь схемой. Тезис → аргумент -- вывод
Карточки для групп:
1.«Не делай другому того, от чего больно тебе» индуизм
2. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Христианство
3. «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе». Джайнизм
Дети выступают, объясняя смысл высказываний своими словами.
Учитель: Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
Ученики: Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. ДОЛЖНЫ быть толерантными друг к другу
Учитель: У толерантности должно быть лицо! Как вы думаете, как она должна выглядеть? Давайте попробуем составить образ толерантности, ее портрет. Подтверждая примерами из литературных произведений и политической жизни общества.
Учитель: В жизни абсолютно толерантных и интолерантных людей не бывает. Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
ЗАДАНИЕ группам: распределите на две группы слова.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев
Учитель: Оглянитесь вокруг. На дворе XXI век. Человечество научилось решать сложные технические задачи, лечить опасные болезни - достигло многого, но не прекращаются межнациональные и международные конфликты, которые перерастают в войны. Одни люди убиваю других. Чего же не хватает людям, чтобы решать проблемы мирным путем. Может потому, что мы все разные?
6.Давайте вспомним о чем мы говорили. А какие качества могут объединить всех людей и сделать мир добрее, которые откроют границы государств и сердца людей.За 1 минуту на ладошках напишите качества, которые объединят всех людей на планете.
У нас получилась эмблема толерантности.
Мы не ставим точку в нашем разговоре, а ставим многоточие. Пусть каждый из вас задумается над нашим разговором и дома напишет СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ»
В заключении нашего урока я бы хотела привести слова Д.С. Лихачева о доброте: «Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым.