Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Екатеринославка»
Октябрьского района Амурской области
Конспект
интегрированного урока литературы и обществознания
Жестокие игры
по произведению В.Железникова «Чучело»
8 класс
Учитель литературы: Глущенко Н.Ю.
Учитель обществознания: Снежко Л.Г.
с. Екатеринославка
2018 год
Тема: «Жестокие игры» (по повести В. Железникова «Чучело»)
Тип урока: интегрированный
Цель урока: интеграция знаний о процессе социализации подростков, получаемых средствами литературы и обществознания
Метод обучения: сочетание индивидуальной, групповой и коллективной
познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
- углубление знаний об общечеловеческих ценностях за счёт реализации межпредметных связей литературы и обществознания;
обучающиеся научатся:
- анализировать факты социальной действительности, связанные с проявлением различных качеств личности;
- описывать агентов социализации (людей и учреждения, ответственных за обучение подростков культурным нормам и усвоения ими социальных ролей);
- исследовать практические ситуации, в которых проявились различные качества личностей, их мировоззрение, жизненные ценности;
- осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей;
- представлять аудитории результаты индивидуальной и групповой работы
Оборудование урока:
- тексты повести В. Железникова «Чучело»;
- фрагмент художественного фильма « Чучело»;
- презентация к уроку;
- иллюстрации ребят к повести Железникова;
- рабочий лист ученика;
- справочные материалы по обществознанию
Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер
-мультимедийный проектор
- интерактивная доска
Предварительные задания для учащихся (на выбор):
- сообщение о биографии писателя;
- сообщение об истории создания фильма;
- сообщение из истории семьи;
- иллюстрирование повести;
- решение кроссворда по произведению;
- чтение наизусть первой главы повести;
- словари русского языка
1. Выявление темы урока, его содержания, постановка целей
Чтение ученицей первой главы наизусть
Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.
Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн - вверх!..
Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток - вниз!..
Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:
- Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. - Она всхлипывала на ходу. - Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..
Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком - и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала ее радость и успокоение.
Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.
Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!
Вопрос учителя классу:
- Какое впечатление произвел на вас прослушанный фрагмент?
Обобщение ответов учащихся:
- Каждому человеку в жизни приходилось хотя бы раз столкнуться с бесчеловечными поступками. Проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В. Железникова «Чучело».
2. Работа со словарями С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова, А.Н. Тихонова (группа «Исследователи»)
- Найдите в словарях значение слова «жестокость»
- Очень часто на вопрос взрослых: «Что у вас тут происходит?» - ребята отвечают: «Мы играем». Игра – это что-то светлое, хорошее, беззаботное.
- А какое определение можно подобрать к этому слову из повести Железникова? (жестокие, страшные).
- Каковы правила их игр?
- Подумайте, как же звучит тема нашего урока?
«Жестокие игры» - запись в тетрадях (слайд 1).
- А теперь мы с вами познакомимся с биографией Владимира Железникова
2. Знакомство с биографией писателя (слайды 2,3,4)
Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года в Витебске. Отец был пограничником. С детства Владимир мечтал стать военным, поэтому поступил в артиллерийское училище, успешно его закончил. Затем учился в юридическом институте. В 1957 году он окончил Литературный институт имени Горького в Москве.
Начал печататься в 1957 году в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”. Писал повести для дошкольного и школьного возраста.
Писатель поднимает в своих произведениях вопросы непростых взаимоотношений в семье, отношений ребят и взрослых. Писатель не боится острых ситуаций и жестких жизненных столкновений. Он показывает жизнь такой, какой сам ее видит.
Книги Владимира Карповича переведены на многие языки мира. Любовь к детям, литературе и кино, объединил Железников, став с 1988 года художественным руководителем киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей. За сценарии фильмов «Чучело» и «Чудак из 5-Б» был удостоен Государственной премии СССР.
Умер Владимир Карпович Железников 3 декабря 2015 года в Москве.
Особое внимание в своих произведениях он проблемам взросления, детства, отрочества, что и отразилось в его повести «Чучело».
3. Анализ повести Железникова «Чучело»
- Давайте вспомним, как встретили ребята Лену Бессольцеву в классе?
Инсценировка
Рыжий Ребята! У нас новенькая!..
Валька Рот до ушей, хоть завязочки пришей!
Васильев Я тоже так могу! У меня тоже рот до ушей, хоть завязоч-
ки пришей.
Лохматый Ты чья такая?
Лена Бессольцева я… Лена.
Рыжий Ребята! Это же внучка Заплаточника!
Лена Мой дедушка – Заплаточник?.. За что вы его прозвали?
Лохматый А чего плохого? Меня, например, зовут Лохматый. Рыжего
- Рыжий. А твоего деда – Заплаточник. Звучно?
Лена Звучно. Значит, вы хорошо знаете моего дедушку?
Лохматый А как же? Он у нас знаменитый.
Валька Да, да… очень знаменитый. Как-то в личной беседе я спросил
твоего дедушку, почему он не держит собак. И знаешь, что он мне ответил? Я, говорит, не держу собак, чтобы не пугать людей.
Лена Вот здорово. Здорово, здорово!
Валька Мы эти его слова всегда помним, когда яблоки в его саду
Ну, как это называется?
Рыжий Собираем.
Лена Дедушка добрый.
Попов Моя мамаша ему на пальто пришивала заплатки. Говорит:
«Вы же отставной офицер. У вас пенсия. Вам неудобно с
заплатками». А он – это, значит, твой дедушка: «У меня
лишних денег нет».
Рыжий Ну ты, Попов, даешь! Ты что же, думаешь, что он жадный?
Валька Он жадный?! Он моей бабке за картину отвалил 300 рублей
Это, говорит, картина моего прапрапрапра…
Бабушки! Тетушки!
Валька Бабка от радости чуть не померла. Думала, получим двад-
цатку, а он ей 300!.. Вот за такую махонькую картинку –
три сотни! А на картинке была нарисована обыкновенная
тетка с буханкой.
Лена Женщина с караваем хлеба».
Валька Ещё передай своему деду, что мы его поздравляем,
что у него такая внучка… Ну точно как он!
Рыжий Они с заплаточником – два сапога пара!
Лена Правильно, мы с дедушкой два сапога пара!
Лохматый По –те – ха! Ну и потешная ты, Бессольцева Лена!
Рыжий Не потешная она. А чучело!
Валька Огородное! Ой, больше не могу!
Димка Сам ты чучело, и не огородное, а обыкновенно – рыжее.
Рыжий Я обыкновенно – рыжее чучело!
Лена. Я вдруг поняла, что они надо мной смеялись. Подумать только, а я не догадалась. Всё приняла за чистую монету… Точно. Смеялись. Вижу, вижу себя со стороны – ну просто я была какая-то дурочка… Правда, дурочка с мороза. Дедушка! Милый! Прости меня!
Дедушка. За что?
Лена. За то, что я им верила, а они надо мной смеялись.
Дедушка. Разве ты в этом виновата? И они не виноваты, что смеялись надо мной. Их можно только пожалеть и постараться им помочь.
Лена. Может быть, ты их любишь?
Дедушка. Конечно.
Лена. И Ваську? И Рыжего? И Лохматого?
Дедушка. Каждого в отдельности – нет! А всех вместе – да, потому что они – люди!
- Что стало итогом такой встречи с новенькой?
4. Работа в группах:
- исследователи
- корреспонденты
- иллюстраторы
- правозащитники
- читатели
Время на выполнение задания – 5 мин.
В течение урока вы заполняете рабочий лист для получения оценки (Приложение 1).
Задания группам:
Группа «Читатели»
Задание:
- узнайте героя по его высказываниям, карточки разместите на доске (Приложение 2);
- Работа по книге для ученика «Вокруг тебя – мир»
познакомьтесь с фрагментом повести В. Железникова «Чучело», вопросы к нему (стр. 80, вопрос 2).
- Сравните, как восприняли сожжение чучела ребята из команды Железной Кнопки и как отнеслась к этому Ленка?
Обоснуйте свой ответ.
Группа «Иллюстраторы»
Задание:
- наклейте на лист ватмана иллюстрации, нарисованные вами, поместив их в соответствующий сектор (на ватмане выделены секторы серого и розового цветов, так как с точки зрения художника серый цвет - спокойный, мягкий, добрый; розовый - цвет тревоги).
- объясните, почему вы так расположили иллюстрации (изображения Николая Николаевича, Чучела, группы одноклассников, учительницы, Димки, школы, дома Бессольцевых).
Группа «Корреспонденты»
Задание:
- познакомьтесь с заметками из интернета о современной молодёжи и отзывами о книге Железникова «Чучело» (Приложение 3);
- выберите фразы для чтения в классе.
Группа «Правозащитники»
Задание:
- на основе документов о правах ребёнка и ответственности несовершеннолетних (справочные материалы) и фрагмента повести (стр. 78 – 80) прокомментируйте сцену сжигания чучела (Приложение 1).
5.Этап представления работ
- кроссворд (слайд 5)
- исследователи
- корреспонденты
- иллюстраторы
- правозащитники
- читатели
6.История создания фильма
По сценарию Железникова был поставлен фильм «Чучело», вышедший на экраны в 1993 году.
Автор сценария - Владимир Железников;
Режиссер - постановщик - Ролан Быков;
Главную роль исполняла Кристина Арбакайте;
Диму Сомова играл сын Ролана Быкова.
Фильм дал повести вторую жизнь.
Обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.
Сам автор потом писал: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».
7.Эпизод сожжения чучела (просмотр фрагмента фильма)
8.Итог урока
«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил.
Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал:
«Чучело, прости нас!» (слайд 7).
- Возьмите рабочие листы и напишите “Прости меня за…” Вы можете просто дописать эту фразу, можете подробно описать, за что вы хотите извиниться..
9.Рефлексия
- Шимко Я. об Иваровском:
Удивительным человеком был мой прадедушка Иваровский Леонид Николаевич. Родом он из Белоруссии. Вырос и всю жизнь работал в селе. Ребёнком пережил фашистскую оккупацию. Дар видеть и понимать красоту окружающей природы проявился у него очень рано. Получить художественное образование не удалось. Но восхищение родными просторами искало выход.
Так он увлёкся резьбой по дереву. Имя Леонида Николаевича известно в Ивановке, Ромнах, Благовещенске, у нас в Екатеринославке. Несколько скульптур хранятся в районном краеведческом музее. Есть они и у меня дома. Гордый орёл, охотник с ружьём, мальчик на коне, собака… На них мало просто посмотреть, эти фигурки хочется подержать в руках. Кажется, ощущаешь тепло дерева, а может души автора (слайды 8,9).
Первую картину дедушка написал, когда ему уже было за 60. Называлась она «Первый снег». С тех пор живопись стала ещё одним большим творческим открытием. Знакомые с его работами называют его художником из народа, народным мастером. Он не пускал в свою душу ни злобу, ни зависть, ни обиду. Для нас – детей, внуков, правнуков он – пример доброго, человечного отношения к окружающему миру;
- завершение работы с рабочими листами.
Приложение 1
Рабочий лист
Справочные материалы
Конвенция ООН о правах ребёнка
1989 г.
Статья 16
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Гражданско-правовая ответственность подростков
Вопросы о привлечении подростков к ответственности решает районная комиссия по делам несовершеннолетних.
Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, могут быть переданы под надзор их родителей либо лиц, заменяющих их. Злостные нарушители общественного порядка или граждане, совершающие особо опасные проступки, могут быть помещены в специальные учреждения. Несовершеннолетние 11-14 лет направляются в спецшколы, 14-18-ти лет – в профессионально-технические спецучилища.
Моральная ответственность несовершеннолетнего
Ответственность - обязательство отчитываться за совершение каких-либо действий и несение вины за последствия своего поведения.
Моральная ответственность несовершеннолетних - угрызение совести, чувство стыда за антисоциальное поведение. Осуждение со стороны коллектива, государства, других отдельных людей проявляется в виде выражения ими отрицательного мнения о нарушителе и его действиях.
Выполни задания
*Золотое правило нравственности «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе» - это пример
правовых норм, религиозных норм, этических норм (подчеркни).
*Верны ли следующие суждения об особенностях поведения подростков?
А. Для подростка характерно стремление к самоутверждению.
Б. Подростки часто поступают вопреки тому, что предписывают правила или предлагают взрослые.
верно только А;. верно только Б; верны оба суждения; оба суждения неверны (подчеркни).
*Социализация – это процесс активного __________ индивида к условиям социальной среды (вставь пропущенное слово).
*В чём проявляется воспитательная функция семьи?
- в ведении совместного хозяйства
- в формировании правовых норм
- в эстетическом развитии детей
- в создании эмоционального благополучия (подчеркни)
Подведи итог
Я почувствовал:
Я понял:
Я научился:
Приложение 2
- Ребята, это сделала я. Понятно? Я побежала в медпункт, чтобы перевязать ногу, встретила Маргариту и всё ей рассказала.
- Представляешь, дед, когда никого нет – Димка храбрец. Как появились ребята – самый последний трус!
- Они гнали меня по городу. На виду у всех. Бежать мне было трудно! Тебя никогда не гоняли, как зайца? Надо отбиваться, если даже их много, но бежать нельзя. Тогда я этого не понимала и побежала. А они меня гнали и травили. Живого человека – как зайца!
- Думала, вернётся Маргарита, и наступит справедливость. А она вернулась – и ничего не помнит.
- Подстригите меня наголо. Меня Чучелом дразнят. Я хочу, чтобы все видели, что я настоящее чучело! (Чучело)
- Деньги свой счёт любят.
- Что же такое получается. Сомов против бойкота Чучеле, и ему всё сходит с рук? Бойкот Сомову! Бей их!
- Попался, Сомик! Где же ты сейчас был, и что ты там делал? Представляете, ребята, Сомик был у Чучела! И знаете, что они там делали? Целовались! На два фронта работаешь? Предатель. (Валька)
- Так ты из-за меня? Ну, ты даёшь! Из-за меня! А что же теперь делать? Они нас затравят.
- Тётя Клава, не выдавайте нас. Мы от них прятались. Игра у нас такая.
- Мы здесь сидим, беседуем… А Ленку может там колотят.
- Ленка, ты знаешь, кто я? Я самый подлый трус! Я жалкий последний трус. Подраться с кем-нибудь мне не страшно, а вот сказать всем правду я не могу.
(Димка)
Зачем мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным. Это человек, у которого «милое» сердце. Доброе, значит.
- Тебя, понимаешь, бьют, колошматят, а он – молчок?! Тишайший мальчик! Паинька! Да за ним нужен глаз да глаз. Я это чувствую! А то он, того и гляди, горло перережет.
- И любовь такой красавицы, такого чудного человека отверг этот несчастный жалкий Димка Сомов! (Николай Николаевич)
- Так это серьёзно? Бессольцева, ты всё рассказала Маргарите? Скажи им, что ты пошутила!
- Я тоже против предательства! Но зачем же её бить? Она же девчонка! Мы даже не выслушали её! Погнали Бессольцеву! Я не верю, что она предатель!
- На каких людей мы подняли руки! (Васильев)
- Кто-то донёс Маргарите, что стёрли её надпись на доске. Выходит – нас предали.
- Дадим три минуты на размышление. Не сознается, ему же хуже будет. Сознавайся, предатель! Подходите ко мне по очереди, я буду проверять ваш пульс. Посмотрим, как сейчас бьётся пульс у предателя.
- Ребята, произошла страшная история. Среди нас появился предатель!
- Бессольцевой - бойкот! Никто не должен с ней разговаривать. Пусть она почувствует наше презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы тоже объявим самый жестокий бойкот! Наш пароль: «Бойкот предателю!» Каждый должен получать по заслугам!
- У меня ко всем один счёт. Живёшь не по правде – расплата! Никто не должен оставаться безнаказанным. И никто не уйдёт от ответа. Никогда. К кому бы это ни относилось, даже к родным.
- Падай на колени! Кайся! А мы послушаем! Может мы тебя простим. (Железная Кнопка)
Сила – это главное. Я хотел быть сильным. Думал, останусь в лесу, как отец, он у меня лесничий. И все будут меня бояться. Все Вальки… И все Петьки… Вот и порядок настанет. Хорошо бы себе морду набить. (Лохматый)
- Вы в Москву не поедете! Вы уже повеселились. На «неуд» по дисциплине. Так что никто никуда не поедет!
- Какой ещё бойкот? Что тут происходит?
- Ребята, у меня потрясающая новость. Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены, подарил городу свой дом и коллекцию картин, которую собирали многие поколения Бессольцевых и которая принадлежит кисти их предка, художника, жившего в 19 веке. Теперь у нас тоже будет городской музей.
- Николай Николаевич, вы такой человек! Я впервые в жизни встретила такого замечательного человека. Спасибо Вам! (Маргарита Ивановна)
- Я как все! Я ничего не прощаю! Меня ждал отец в Москве. У меня Чучело попляшет! Сжечь её на костре!
- Сомова я презираю. Когда Попов вчера рассказал про Ленку, меня чуть кондрашка не хватила. Но бойкот объявлять ему не буду. Раз Ленка против, то и я против. Я всегда был как все. Все били, и я бил, потому что я Рыжий и боялся выделиться. А теперь – точка! Я всё буду делать по-своему, как считаю нужным. Может быть, впервые за всю свою жизнь.
(Рыжий)
- Мы с Поповым, Димочка, тогда сидели под партой, когда ты с Маргаритой так мило беседовал. Если мы теперь откроемся, нас тоже по головке не погладят. Так что мы теперь все трое одной верёвочкой связаны. Должны крепко друг за дружку держаться.
(Шмакова)
Приложение 3
1. «Жестокость современных детей поражает меня до глубины души.
К нам в школу пришел новенький. Я не понимаю, почему, но такое бывает - кто-то мигом становится популярным, а кто-то остается в низах. Я бы не сказала, что он нравится мне, но и особого отвращения я к нему не испытываю, но вот оказался он в низах. Его бьют. Не подкарауливают на улицах, а ловят в школе, стоит ему сделать что-нибудь не то. Не до крови избивают - возраст не позволяет, но все равно. Девочки только охают, но не решаются влезать. Влезла я один раз в их драку, так и мне досталось. Приходится мириться. Хотя, чем он им не угодил, я не понимаю».
2. «Во Владивостоке четыре школьницы избили свою знакомую, а видео выложили в социальной сeти. На кадрах видеоролика видно, как две шестнадцатилетние девочки избивают сверстницу. Еще одна снимает происходящее на мобильный телефон, а другая наблюдает в стороне. На видео среди гаражей девушку бьют головой о кирпичную стену, удары наносят по лицу и всему телу. Одна из школьниц орудует кулаками все две минуты съемки минуты съемки.
В современном мире такие чувства как доброта, отзывчивость, щедрость становятся настоящей роскошью. Жизнь предлагает жестокие правила, в которых они не заложены. В такой обстановке растут наши дети».
3. Ленка Бессольцева, Чучело - светлая душа, девочка очень благородная, жертвенная, прощающая, честная, чистая. Истинная внучка такой же светлой души - своего деда. Ленка столкнется с предательством, с равнодушием, с травлей. Ее будет травить эта глупая стая, как зайца в лесу. И взрослые не откликнутся. Взрослые слепы, заняты собой, как та же учительница Маргарита. Да, слышит Маргарита страшное слово от шестиклассников "Бойкот", что-то слышит, но не слушает, не берет на сердце, некогда ей, ждет жених. Ленка выдержит, дождется, когда Маргарита наконец замуж выйдет... ну и что, все равно помощи не дождется. А дед Ленку поймет. Как ему не понять. Чучело и Заплаточник - одни из самых замечательных людей на земле, это они всю жизнь борются за справедливость.
4. Это история о девочке-подростке со светлым и чистым сердцем, которая начинает строить отношения в новом школьном коллективе. Она влюбляется в мальчика - "лидера класса", "первого красавца", ради которого идет на обман в ущерб себе. Читайте книгу, смотрите фильм, не бойтесь плакать, сопереживать...