Тема. Явления прирды в литературе и физике. Цель: на произведениях литературы показать красоту природы и показать явления природы с научной точки зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и физике»
Интегрированный урок по литературе и физике (7 класс).
Тема: Явления природы в литературе и физике.
Цель:на произведениях литературы показать красоту природы и объяснить явления природы с научной точки зрения.
Задачи:
обучающая:
- видеть и объяснить явления природы в литературных произведениях;
развивающая:
- расширять словарный запас школьников; отрабатывать навык выразительного чтения художественных текстов; развивать творческие способности учащихся; прививать познавательный интерес к объяснению научных фактов;
воспитательная:
прививать любовь к литературе, природе, родному краю.
Вступительное слово учителя литературы.(Эмоциональный настрой). Сегодня у нас необычный урок: сплав литературы и физики.
Звучит музыка Фредерика Шопена «Вальс дождя».
Представьте себе один из жарких дней только, что ушедшего лета. Вы видите, как огромная черная туча закрывает половину небосвода. Она надвигается, шумит, растет на глазах и вот уже зловеще нависает над головой. Дует порывами сильный ветер, несутся по воздуху листья и обломанные ветки, поднимаются столбы пыли. Образовался вихрь, по стенам и крышам злобно ударил дождь. Хлынули потоки. Запрыгал град... И вот смешались клочья туч, вода, молнии. Загрохотал и прокатился град. Дождь стал сильнее. Широкими струями льет и хлещет он, а ветер срывает с воды брызги. Вновь молния и удар грома.
На интерактивной доске слайдовая презентация с использованием картин русских художников: Ивана Шишкина «Дождь в дубовом лесу», Герасимова «После дождя», Попкова «Осенние дожди».
Задание учащимся: на листе бумаги записать все приходящие вам на ум слова, фразы, навеянные этим рассказом, музыкой и картинами.
Рассмотрите репродукцию картины Маковского К.Е. « Дети, бегущие от грозы» (у каждого на партах). Составьте описание картины, используя записи.
Проверка: зачитывается несколько работ учащихся, отмечаются хорошие с большим количеством слов.
Сейчас ребята нам прочитают несколько стихотворных отрывков.
(литературный монтаж). Ваша задача записать понравившиеся фразы, словосочетания.
В.Шекспир.
Дуй, ветер! Дуй, пока лопнут щеки!
Лей, дождь, как из ведра, и затопи Верхушки флюгеров и колоколен!
Во всех этих отрывках говорится о грозе, молнии. На дом вам задавалось сообщение об этом природном явлении (5-6 предложений).
Зачитываются 3 -4 работы.
Учитель физики.
-Как происходит разряд в газах?
Облака заряжаются разными зарядами, меду ними увеличивается разность потенциала, при соприкосновении двух туч выделяется
большее количество теплоты и начинается разряд.
Между тучами возникает столб ярко светящегося газа - электрический разряд.
Заряженное грозовое облако концентрирует на поверхности Земли под собой электрические заряды противоположного знака. Особенно большой заряд скапливается на остриях, это может быть здание, электрический столб, в поле - дерево или даже человек. И в этот момент происходит разряд между Землей и тучей (гром).
Пример гигантского искрового разряда - молния. Молнии возникают либо между двумя облаками, 500000 А, а напряжение между облаком и Землей 1млрд В.
Сначала мы видим молнию, а потом слышим раскат грома.
Учитель физики.
- Почему же мы видим свет молнии раньше, чем слышим гром?
Ведь при разряде происходит одновременно и свечение, и звуковое сопровождение. Ответ прост. Скорость распространения света в воздухе больше скорости распространения звука. Поэтому звук запаздывает, на какое-то время от света.
Получим молнию у себя в классе. Рассмотрим разряд на электрофорной машине. Опыт № 1. (На столе стоит электрофорная машина, и учитель начинает крутить её ручку, получая разряд).
Учитель литературы.
- Иногда после дождя мы можем наблюдать на небе семицветную радугу.
- Ф. И. Тютчев посветил одно из своих стихотворений радуге (читает заранее подготовленный ученик):
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась ярка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла - Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье,
Какая нега для очей!
Оно дано на мгновенье,
Лови его - лови скорей?
Учитель физики.
Радуга. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька как крохотная призма. Эти капельки и разлагают свет в цветной спектр - видим в небе радугу. Опыт № 2. (Разложение белого света на спектр с помощью призмы).
Учитель литературы.
- Ребята, много можно говорить о вдохновляющей силе природы. Она затрагивает души всех людей. Мы прослушали стихотворения и прозаические отрывки о природе, но она покоряла и композиторов. Послушайте музыку. Звучит фрагмент из цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года: июнь. Баркарола».
- Какие чувства вызывало созерцающие природы у великого композитора? А известный писатель Владимир Солоухин написал такие строки: « Раннее утро... стоит густой туман, воздух влажный. И вот показалось солнце... Его первые лучи пронзили облако тумана, и сразу стало ясно. Трава, деревья, кусты покрылись капельками сверкающих бриллиантов. Это роса».
- Что вы скажете об этом описании?
Учитель физики.
- А как это можно объяснить с научной точки зрения?
Перед восходом солнца в воздухе происходит понижение температуры. В результате внутренняя энергия молекул газа уменьшается, а ведь в воздухенаходится водяной пар и при охлаждении он конденсируется, и маленькие капельки воды оседают на траве и листьях. Опыт № 3. (Пар от кипящей воды охлаждается на демонстрационном стекле).
Учитель литературы.
- Давайте представим, что мы плывем по угрюмой сибирской реке. «Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек...
Свойства этих ночных огней- приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своей близостью. Кажется, вот-вот еще два- три удара веслом,- и путь кончен... А между тем- далеко!...
И долго мы еще плыли по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь позади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня,- все так же близко, и все так же далеко...»
- Кто является автором этих строк? (В.Г.Короленко).
- В каком произведении писатель изобразил эту картину? («Огоньки»).
- Какими метафорами Короленко вызывает представление о движущейся
по реке лодке?
Учитель физики.
- Рассматривать движение без точки наблюдения нельзя.Положение тела в пространстве всегда задается относительно какого-то другого тела- тела отсчета. Но за тело отсчета можно выбрать любое тело и с каждым из них связать движение. Положение одного и того же тела можно рассмотреть относительно разных систем отсчета. Поэтому положение тела относительно разных систем отсчета и движение тела будет тоже относительно. В данном отрывке автор выбирает точку отсчета лодку. Следовательно, лодка покоится, а огни - движутся.
Учитель литературы.
В заключение нашего урока мы хотели бы, чтобы вы проанализировали свои мысли, чувства, переживания в течение данного урока. Запишите их.
Сегодня мы поговорили о некоторых явлениях природы, рассмотрели их с научной точки зрения, читали и слушали стихи и музыку, мы поняли, что природа прекрасна.
Любите природу, восхищайтесь ею, отдыхайте у нее в гостях, но и берегите, защищайте ее.
Домашнее задание. Творческая работа: написать свое впечатление от любого запомнившегося вамприродного явления и дать ему полное физическое объяснение.