kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока послужит помощью для многих педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе»

Интегрированный урок по литературе (литература и кинематограф) . «Роман

И.А.Гончарова «Обломов»: вчера и сегодня». Учитель русского языка и литературы Ревякина Л.Н., МБОУ СОШ № 4

Цели:

1. Организовать деятельность по развитию умений анализировать, сравнивать,

делать выводы.  

2. Создать условия для знакомства с литературной критикой, посвящённой роману

И. Гончарова «Обломов» (с фрагментами статей Добролюбова, Дружинина,

Бурсова, Кулешова) и фрагментами фильма Н. Михалкова «Несколько дней из

жизни И.И. Обломова» с целью выявления актуальности романа.  

3. Формирование гуманности, доброты.  

 

Оборудование:

Телевизор, видеоматериалы, раздаточный материал (выдержки из статей литературных

критиков), мультимедиа, и представленный  в виде презентации материал.

Ход урока:

 

1. Организационный момент:  

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Я уверена, что наша  встреча будет проходить в

тёплой, светлой, наполненной взаимопониманием атмосфере, уважением друг к другу,

открытостью.  

А собрались мы по поводу… Какой повод?

Каков же предмет сегодняшнего разговора? Да, это роман И. А. Гончарова «Обломов».

Формулировка темы урока: «Роман И. Гончарова «Обломов» вчера и сегодня…»

(запись на доске).

Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Ответ учеников…

Учитель: Да, верно, мы будем говорить о том,  как воспринимали роман и его героев

поколения  читателей до нас,  а также посмотрим на него критическим взглядом сквозь

призму сегодняшнего дня

2. Актуализация знаний.  

А помните год создания романа?

Ответ учеников (1859)

Да, это было, когда любители журнала «Отечественные записки» прочитали роман в

первых четырёх номерах за 1859 год.  И тогда же появились первые отзывы. Прочтите

их, пожалуйста.

 

Отзывы в презентации  

         Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз…  

«Обломов» имеет успех  не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и

невременный в настоящей публике.

Л. Толстой

 

         Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова».

И.С. Тургенев

 

         Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы

достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых

выдающихся  мест в первом ряду русских писателей.

А. Ф. Кони


Учитель: Это было вчера. Это взгляды из прошлого. Взгляды тех, кто жил рядом

с Гончаровым. Что вам кажется сегодня актуальным в  этих оценках, с чем вы

согласитесь, с чем – нет?

Ответы учеников:

Учитель: Да, правы ведь были современники, помнят «Обломова». Вот он в

нашем сегодня.(показываю книгу) И хоть на его страницах главного героя… настигла

смерть, но сам роман намного пережил своего создателя И.А. Гончарова, тихо

«проспав» на стеллажах библиотек, в шкафах и на полках вот уже сколько... (ответ

учеников- 147 лет), не давая спать многим поколениям читателей. Как думаете почему?

Ведь есть книги, живущие год, два, десять лет, а тут 147… В чем дело?

 И цель нашего сегодняшнего урока –  раскрыть секрет романа, исследовать

его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нём то,

что является актуальным для сегодняшнего дня.

3.Работа на основном этапе.  

У нас 3 группы учеников. представляющие литературную критику, кинокритику  

и  свободную молодёжную критику.

Первая группа-это литературные критики. Они будут представлять

мнения литературных критиков о романе «Обломов».

И свой разговор о романе мы проведём в форме деловой игры. У каждой группы

своя роль. Чтобы её сыграть, надо приготовиться, вспомнить всё, что вы знаете о

романе, о его героях. Итак, литературные критики исследуют материалы статей

Добролюбова Н.А., Д.Писарева, Л.И. Кулешова, А.В. Дружинина, А.Чехова и готовят

задания по ним. Это их задача.  Раздаточный материал они получили заранее. Задача

кинокритиков - ещё раз

просмотреть страницы самого романа и определить  проблемы, которые являются

актуальными в наши дни.

 

Работа в группах

На работу отводим 5-6 минут

Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей Н.А.

Добролюбова,А.В. Дружинина,Б Бурсова ,Я. И, Кулешова, посвящённые роману

«Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании.

Учитель читает вопросы вслух НО сейчас будут отвечать  представители

молодёжной критики, а литературных критиков мы послушаем позже.

 

Раздаточный материал

Как Н.А. Добролюбов объясняет причины бездействия Обломова?

В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной

инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же

апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его

умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин;

«у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.

.Ясно, что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а

человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная

привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий,  а от

других, — развила в нем  апатическую неподвижность  и повергла его в жалкое

состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова,

так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется,

нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это

нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его

личности и всей его истории...


Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859

  3

Как Б. Бурсов объясняет причины бездействия Обломова?

Обломов угасает и потому, что он как помещик может ничего не делать, и потому, что

как человек он не желает ничем заниматься в ущерб своему человеческому

достоинству Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать

чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью В обрисовке

Гончарова Обломов предстает как человек, хотя и безнадежно отставший от

требований времени, все же не идущий на компромиссы.

Б. Бурсов. Национальное своеобразие русской литературы. 1964

 

Каким видит Обломова-человека  критик А.В. Дружинин?

Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих

всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек

своего края  и  своего времени,  как  незлобный  и  нежный ребенок, способный, при

иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия.

Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне независимая от той    

схоластико-моральной   истасканности, что пятнает собою огромное большинство

людей, его презирающих. Он дорог нам по истине, какой проникнуто все его создание,

по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвой. И,

наконец, он любезен нам, как чудак, который в нашу  эпоху себялюбия и неправды

мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного

человека к не научивши ни одного человека  чему-нибудь скверному.

(Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова, — М., 1989.)

 

Как А.В. Дружинин говорит о причинах бездействия Обломова?

(…) Заспанный    Обломов, уроженец    заспанной и все-таки поэтической Обломовки,

свободен    от нравственных болезней, какими страдает не один из практических лю-

дей, кидающих в    него камнями.    Он   не имеет    ничего общего с бесчисленной

массой грешников нашего времени, самонадеянно берущихся за дела, к которым не

имеют призвания.

 

Как Добролюбов говорит о причинах деятельности  Штольца?

 …Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц — человек деятельный, все о

чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить — значит трудиться и пр. Но

что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие

ничего не могут сделать, — это для нас остается тайной Штольц не дорос еще до

идеала общественного русского деятеля. И мы не  понимаем, как мог Штольц в

своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые

одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться

на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье… Не надо забывать, что под

ним болото, что вблизи находится старая Обломовка,  что нужно еще расчищать лес,

чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Делал ли что-нибудь для

этого Штольц, что именно делал и как делал, — мы не знаем. А без этого мы не можем

удовлетвориться его личностью… Можем сказать только то, что не он тот человек,

который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее

слово: «вперед!»

 





Как критик Я.И. Кулешов говорит о причинах деятельности Штольца?

Каков нравственный облик Штольца в представлении критика?

Штольц—это машина, методически работающая. Он напичкан добродетелями, чтобы во

всем покрасоваться перед Обломовым, во всех случаях быть «на высоте». Но цельного

характера, его души мы не видим. Он деятелен, в меру цивилизован, знает

рациональные принципы хозяйства и даже ценит Бетховена, он вежлив, но никогда не

увлечен. Все дело для него — средство, а не цель. Он и Ольгу оставляет с поручением

увлечь Обломова, вызволить в светские гостиные, а остальное Штольца не

интересовало. Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не

подозревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался.

Штольц на высокой ступени своей активной жизни оказывался тем же Обломовым,

уготавливающим Ольге роль «матери-созидательницы и участницы нравственной и

общественной жизни целого счастливого поколения.  4

Задание группе «Молодежная критика»

Какие вопросы, поднятые в романе, относятся к разряду вечных вопросов,

назовите их. Какой из них был актуальным для Н. Гончарова? Как  он его

разрешил?

Задание группе «Кинокритики»

Прочитайте материалы о жизни и творчестве режиссера и актера  Н. Михалкова.

Подготовьте сообщение о нем и его фильме «Несколько дней из жизни Обломова»

 

Работа на основном этапе. Выступление групп. Дискуссия

Учитель: Какие вопросы,  поднятые в романе, относятся к разряду вечных вопросов,

назовите их.

 

Ответ: Смысл жизни, счастья, равноправие женщины, настоящей любви и дружбы,

гуманизма и т.д.

Учитель: Да, это все вопросы вечные. Они интересны всегда. Но вы не

назвали…

Давайте остановимся на гамлетовском «быть или не быть?» Как он трансформируется в

романе?

С какими героями, прежде всего, связан? В какой форме?

Ответ: Обломов не быть,                а Штольц – быть.

            Обломов – остаться,            а Штольц – идти вперед.

            Обломов – жить чувством, а Штольц – разумом.

            Обломов - созерцание,           Штольц – действие.

 

Что  выше и необходимее? Созерцание или действие?

Почему Обломов созерцает, а Штольц  действует? Что их побуждает к этому?

Ответы учащихся..

Какой из них был актуальным для Н. Гончарова? Как  он его разрешил?

Вопросы представлены в презентации. Можно их потом показать.  

Отвечают представители молодежной критики

А самый главный вопрос, который поставил Гончаров в этом романе, звучит так.

Что же такое обломовщина? «Одно слово..., а какое ядовитое или это

поэтический идеал жизни?

Показ слайда «Два лица Обломова».

Ответ. Обломовщина имеет социальные условия( В условиях барского

происхождения и воспитания) и национальные( в традициях, представлениях,

моральных нормах, культуре) корни. Лежание Обломова не просто лень и

апатия как черты характера, а убеждение в том, что жизнь есть поэзия, отдых,

покой.Обломовщину мы осуждаем, но не отрицаем поэтический идеал жизни.

Давайте изменим ситуацию и глубже исследуем мотивы действий героев. Не

изменится ли ваша позиция? Для этого мы обратимся к литературной критике.

 

Ответ группы « Литературные критики»

Каково мнение Добролюбова по поводу бездействия Обломова?(Обломов – барин)

Каково мнение Б. Бурсова по поводу бездействия Обломова?(не идет на компромиссы,

не вступает в сделку с совестью)

Каково мнение Дружинина А.В. по поводу бездействия Обломова?(не хочет браться за

дело, к которому не имеет призвания, понимая его бессмысленность)

 

Учитель: Чье мнение по поводу бездействия главного героя вам ближе? Чем?

Может быть, у вас сложился свой взгляд на Обломова, на его бездействие?

Сформулируйте и обоснуйте,  докажите текстом, используйте речевой образец:

Обломов бездействует, потому что…

Ответ. Обломов бездействует, так он барин, во-первых. Во-вторых, он не хочет браться

за дело, так как он не имеет к этому призвания,  понимает его бессмысленность.

Например, бездарные Судьбинский, Пенкин в первой части романа, которых Обломов 5

даже жалеет, потому что они занимаются делом,к которому они не чувствую

интереса.От их деятельности  только вред обществу.

Здесь вы можете составить синквейн по Обломову.  

Показ слайда по «Сиквейну».  

Авторы сиквейна по Обломову (3-4 человека).

Они читают свои синквейны.

Вопросы учителя. Вы скоро выберете свои специальности. И часто, ссылаясь на свой

опыт, выпускники выбирают специальности, исходя из мотивов: мне этим  не интересно

заниматься,но я буду это делать,  так как это будет для меня выгодно.  

-Как вы выбираете свою будущую специальность?

Ответы учеников.  

Вывод учителя. Значит, не любя свою специальность, вы тем не менее будете ею

заниматься. Поэтому позиция Обломова гораздо более нравственная. Он хотя бы не

делает вред обществу. Правда, сегодня нет крепостного права, и вы все равно должны

заниматься чем-то полезным, не вступать же на криминальный путь.

Антиподом Обломову выступает Штольц. Он действует, трудится, почему?

Как об этом говорит литературная критика?

Каково мнение Добролюбова по этому вопросу?

 

Ответ  учащихся (жить – значит трудиться)

Каково мнение  критика Кулешова по этому вопросу? (трудиться ради самого труда)

Чье мнение по поводу действия Штольца вам ближе?

Чем? Может быть, у вас сложился свой взгляд на это. Сформулируйте и

обоснуйте, докажите текстом,  используйте речевой образец: Штольц

действует, потому что…

Учитель: Мы исследовали мотивы. Попробуем ответить на вопрос:   что же

необходимее? Созерцание или действие уже с позиции  новых фактов, с  

позиции исследования мотивов. Изменилось ли ваше мнение?

Ответы учащихся

А что же выше: созерцание или действие. Как вы понимаете этот вопрос?

Учитель: А что критика говорит о нравственном облике героев?

Каким Обломов показан у Дружинина? Каково отношение критика к герою и почему?

(он дорог критику, никого не обидел и не обманул, не научил скверному)

А как критика говорит о нравственном облике Штольца? Мнение Кулешова.  (это

машина, методически работающая)

Что выше: созерцание или действие? (ответы)

Ответ. Созерцание выше, нравственнее.

Мы с вами выслушали мнение литературных критиков, а теперь слово предоставляется

кинокритикам. Как на этот вопрос отвечает наш современник Н. Михалков, но прежде

сообщение о нем и его фильме, посвященном роману «Обломов».

Сообщение группы кинокритиков о Михалкове и его фильме.

Рассказ обучающегося..

Никита Михалков родился в Москве 21 октября 1945 года. Отец – Сергей Михалков –

поэт и драматург. Мать – Наталья Кончаловская – поэтесса и переводчик. Никита

Михалков окончил театральное училище им. Б. Щукина, учился на режиссерском

факультете Всесоюзного государственного института кинематографии в классе Михаила

Ромма.

 

Отправной точкой, дебютом в кинематографе, стал фильм "Солнце светит всем"

(режиссер К. Воинов, 1959 г.). Первой заметной работой в кино стала главная роль в

фильме "Я шагаю по Москве" режиссера Георгия Данелии (1963 г.).

 

Первыми режиссерскими работами Никиты Михалкова стали курсовые

короткометражные фильмы. Как режиссер Михалков снял 15 полнометражных, 12 6

короткометражных фильмов, поставил несколько спектаклей. Среди них:

"Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976 г.), "Пять вечеров" (1978 г.,

снят в процессе съемок фильма "Несколько дней из жизни Обломова"), "Несколько

дней из жизни Обломова" (1979 г.), "Родня" (1981 г.), "Утомленные солнцем" (1994 г.).

 В 1998 года Михалков основал студию "Три Тэ", является ее художественным

руководителем. Имя Никиты Михалкова неразрывно связано с различными

благотворительными акциями, направленными на возрождение России, памятников

отечественной культуры, русской Православной церкви и их святынь.

Фильмы Никиты Михалкова, совершая триумфальное шествие по экранам мира,

покоряли сердца зрителей, удостаивались самых престижных кинематографических

премий. В списке наград - более 30 отечественных и международных призов.  

Никита Михалков - Народный артист России (1984 г.), лауреат Государственных премий

России.

Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и

развитие культуры.

Рассказывает Мария Сумиславская

Несколько дней из жизни И.И. Обломова

Художественный фильм (Мосфильм, 1979). 2 серии

Режиссер - Никита Михалков.

Сценарий  - Никита Михалков, Александр Адабашьян.

Оператор - Павел Лебешев.

Музыка - Эдуард Артемьев.

Текст песен - Анатолий Ромашин.

В ролях: Олег Табаков, Андрей Разумовский, Юрий Богатырев, Елена Соловей,

Авангард Леонтьев

Экранизация знаменитого романа И.А. Гончарова "Обломов": история незаурядного

человека, который оказывается, поглощен рутиной своего существования. Любовь

внезапно пробуждает в Обломове желание жить, чувствовать, страдать, но порыв столь

же внезапно угасает.

Приз «Золотой щит Оксфорда» режиссеру, оператору (П. Лебешеву), актеру (О.

Табакову), актрисе (Е. Соловей) на МКФ в Оксфорде (1980 г.)

Первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Бенальмадене (1982 г.)

Признан Национальным советом кинокритиков США лучшим иностранным фильмом

1981 года.

Кстати, основная проблема в фильме именно, что выше: созерцание или действие?

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, два кинофрагмента и скажите, кому, на ваш взгляд,

отдает предпочтение режиссер Н.Михалков? Обломову или Штольцу?

Показ фрагментов  фильма.

Задание группе  «Кинокритики». Анализ фрагмента   «Разговор в аллее». Отвечают

Макарова Е.и Мельникова Е.

Показывается слайд.  

Рефлексия:

Проанализируйте поведение героев.

О чем говорят Обломов и Штольц?

Какими их показывает режиссер (лицо, глаза)?

Как вы оцениваете поведение Штольца в разговоре с Обломовым?

Почему плачет Обломов?

Кто выше: Обломов или Штольц в данном эпизоде?

Анализ фрагмента  «Семейная сцена в доме Штольцев». Проанализируйте поведение

героев.

О чем говорит Штольц Ольге?

Каким его показывает режиссер (голос, тема разговора)?

Почему плачет Ольга?

  7

Как вы относитесь к Штольцу в данном фрагменте?

 

Обобщающий вопрос:  Какая мысль объединяет оба кинофрагмента? Как с этой

мыслью связан мотив слез?  

Отвечает Петров С.. У Обломова, и у Штольца совершенно разный подход  

к жизни. Обломов плачет, так как он не может изменить себя.  Ольга плачет,

потому что она не может изменить Штольца и переживает, что не будет с

Обломовым.

После просмотра фильма вопрос учителя:

Кому же отдает нравственное предпочтение режиссер Михалков? Кто выше:

Обломов или Штольц? Что  выше:  созерцание или действие?

А вот как думает об этом Михалков. Слова Михалкова: "Есть ли смысл сегодня

возвращаться к разговору об обломовщине, которая давно и справедливо осуждена, и

все, что можно было сказать о ней, уже сказано. Потому-то нам хотелось подойти к

существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности

обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о

прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность."

Словарная работа: прагматизм – это… направление в философии, признающее

истиной лишь то, что дает практические полезные результаты.

Учитель. А сегодня как общество, особенно молодежь,  относится к

прагматизму. Осуждает ли оно его?

Ответ. Сегодня большинство молодых людей мыслят прагматично, мечтают заработать

побольше денег, иногда даже нечестным путем.

 

Учитель: является ли проблема штольцевщины актуальной? Настолько ли она опасна

,как считает режиссер и актер Михалков?

В чем видит главную опасность штольцевщины наш современник, режиссер и актер Н.

Михалков. Согласны ли вы с ним?

 

Что ближе нашему национальному характеру, нашему менталитету: созерцание или

деятельность?

Словарная работа: менталитет – это

Учитель: ТРИ черты отличают нашу нацию: соборность, патриотизм, духовность.

Умом Россию не понять… А можно понять только сердцем и душой!

 

1.                             Обобщение.

Так в чем же актуальность романа и проблемы, поднятой в нем?

Что же выше и необходимее: созерцание или действие?

Что я понял на уроке:

 

Домашняя работа:

Написать эссе «В чем опасность штольцевщины?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок по литературе

Автор: Ревякина Людмила Николаевна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 530957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект интегрированного урока литературы и музыки "Ах, судьба, судьба...""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimuzykiakhsudbasudba"
    ["file_id"] => string(6) "333554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465408132"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Интегрированный урок литературы и истории на тему «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_literatury_i_istorii_na_temu_borodinskoe_srazhenie_po_istor"
    ["file_id"] => string(6) "513643"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559823113"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». "
    ["seo_title"] => string(98) "intieghrirovannyi-urok-litieratura-istoriia-11-klass-po-rasskazu-v-tiendriakova-khlieb-dlia-sobaki"
    ["file_id"] => string(6) "184148"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425999985"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Разработка интегрированного урока литературы и английского языка для 8 класса по теме: «Эпоха Возрождения. В. Шекспир. Сонеты»"
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-litieratury-i-anghliiskogho-iazyka-dlia-8-klassa-po-tiemie-epokha-vozrozhdieniia-v-shiekspir-soniety"
    ["file_id"] => string(6) "249753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446971638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства