kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по географии и литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Прирдные зоны Южной Америки. Образы флоры и фауны в прозе и поэзии. 

Цель: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить известные и разобрать новые термины и понятия, сформировать представления о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях, рассмотреть образы флоры и фауны в поэзии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по географии и литературе»

Интегрированный урок по географии и литературе.(7 класс)

Тема Природные зоны Южной Америки.
Образы флоры и фауны в поэзии и прозе.
Цель урока:

- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить известные и разобрать новые термины и понятия,сформировать представления о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях; -рассмотреть образы флоры и фауны в поэзии.
Задачи урока:

обучающие:

- показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки; - найти точки соприкосновения литературы и географии,
развивающие:

- продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, развивать способности устанавливать причинно-следственные связи; развитие речи учащихся, навыка анализа художественного поэтического текста и выразительного чтения.
воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку, формировать у школьников бережное отношение к природе.
Оборудование: портреты О. Сулейменова, А.А. Фета, мультимедийная презентация «Природные зоны Южной Америки»,проектор,компьютер , атласы , учебники, тетради ,раздаточный материал: карточки, листы оценки; физическая карта «Южной Америки , плакат с изображением горы, мелодия южноамериканских индейцев , рисунки бабочек.

Тип урока- урок-путешествие.

Ход урока
1 Организационный момент (5 минут)
Учитель географии.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Южную Америку и изучим ее растительный и животный мир, природные зоны. В нашем путешествии будет литературная страничка. Не страшно вам? Не боитесь совершить это трудное путешествие?
Возьмите свои путевые дневники (тетради) и сделайте первую запись нашего путешествия: «Природные зоны Южной Америки».
Учитель литературы

- Эпиграфом урока будут слова известного поэта Р.Рождественского:

Да осенит Вас-Южный крест,
Названия-почти как музыка.
Стада, уставшие пастись,
Голодно-царственные гаучо…
И птицы- крохотнее бабочек,
И бабочки – с размахом птиц…

Дается объяснение слова «гаучо».

Словарная работа.

Гáучо (исп. gáucho, порт. gaúchoшо) — социальная, в том числе иногда и субэтническая группа в Аргентине, Уругвае и штате Риу-Гранди-ду Сул в Бразилии, близкая по духу американским ковбоям.

Наше путешествие мне хотелось бы начать с легенды о вожде одного из индейских племен, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.

Инсценировка. Звучит музыка южноамериканских индейцев.
Вождь:

-Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги.

Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал:
«Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника».Подобное поощрение и четвертому с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ.Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе.Это одна извершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величие». (Ребята прикрепляют на плакат изображение растения, которое принесли.) Показать по карте вершину Аконкагуа, назвать географическую закономерность.

- Чему учит эта легенда?
- Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами, с чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.
Звучит стихотворение «Южная Америка. Амазонка» Владимира Безладнова.

Учитель географии.
- Какие географические объекты были названы в стихотворение?
-
Наш дружный коллектив разделен на 4 группы, которые отправятся на поиски чего-то нового на просторах этого южного материка.
Первая группа- это исследовательская группа под названием «Сельва».
Вторая группа – команда с названием «Саванна».
Третья группа –команда с названием «Пампа».
Четвертая группа -команда с названием «Патагония».
В каждой из команд выбирают капитана.

- Вам предстоит пройти несколько этапов нашего пути, за правильные ответы в ходе путешествия команда будет получать баллы. Наш путь начнется здесь (все этапы показаны в презентации), на «БерегуСолнца», затем мы переберемся через «Реку знаний», затем попадем на «Хребет географии», где изучим особенности растительного и животного мира.
Затем мы с полученными знаниями выйдем в «Долину сомнений», а потом достигнем – «Пика успеха», где и увидим смену всех природных зон, а вдали – бескрайнюю гладь океана. При прохождении пути все команды будут отмечены. Итак, в добрый путь!

2.Актуализация знаний и умений. (10 минут)

- Но прежде чем начать изучение природных зон, нам необходимо вспомнить, что мы знаемо природе материка и его особенностях.

1 этап.

- Итак, мы высадились на «Берег Солнца» в Южной Америке. Нашему взору представилась бескрайняя равнина. Но мы вспомнили, что нам говорили на уроках географии. И сейчас мы поймем весь ли материк такой ровный или имеются горы, и какие особенности географического положения стоит учесть при изучении природных зон.

- Я приглашаю капитанов для получения первого задания.Каждой команде дается 30 секунд на обсуждение.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Ответ сопровождается показом объектов на карте. (К карте выходит 1 человек от группы)

Карточка№1

Как называется самая высокая точка Южной Америки?(Аконгагуа)

В каких полушариях лежит материк?(В северное, южном, западном)

Какой пролив отделяет Южную Америку от Антарктиды? ( Пролив Дрейка)

Карточка №2

Почему в западной части материка часто происходят землетрясения и извержения вулканов?

Назовите крупное плоскогорье на востоке материка. (Бразильское)

Какова высота самой высокой горы Южной Америки?(6960)

Карточка №3

Как называется архипелаг, лежащий на самой южной оконечности материка? (Огненная земля)

Как называется самая длинная горная цепь Южной Америки?(Анды)

Какое плоскогорье расположено на северо-востоке континента?

Карточка №4

Какое море омывает берега Южной Америки? (Карибское)

Назовите самое высокогорное озеро мира?(Титикака)

В каком климатическом поясе расположена Амазонская низменность?

Заполните свой первый путевой лист «Впечатления». (Лист самооценки)

Мы продолжаем двигаться вглубь континента.

2 этап.

- Перед нами предстает «Река знаний». Здесь нам предстоит ответить на вопросы, связанные с изучением природных зон материка.

Давайте вспомним, что такое природная зона?

- В Южной Америке хорошо выражены как природные зоны, так и высотная поясность.

Словарная работа по тексту учебника «География» п.41-42.

Флора-растительный мир.

Фауна-животный мир.

Сельва-бразильское название влажных периодически затопляемых лесов экваториального пояса в Южной Америке в основном бассейне Амазонки.

Льянос-местное название саванн субэкваториального пояса на северо-востоке Южной Америки в бассейне реки Ориноко.

Кампос-местное название саванн Бразилии.

Пампа- субтропические степи южной равнинной части Южной Америки.

Найдите в параграфе названия почв растений и животных, которые соответствуют вашей природной зоне.

Природная зона

Почва

Растительность

Животный мир

Влажные экваториальные леса (сельва)




Саванна и редколесья (льянос)




Субтропические степи (пампа)




Полупустыни и пустыни (патагония)




Рассмотрите особенности географического положения и климата. Ученики, работая с учебником, заполняют таблицу.

Теперь перед нами предстает 3 этап «Хребет географии».

Литературный монтаж. Звучат стихотворения о животных.На экране представлены их изображения:ягуар, колибри, попугай ара, удав, броненосец, ленивец, тапир, муравьед, тукан.


Попугай ара

Ара-говорящий попугай,

Лишнего при нем ты не болтай

Броненосец

Неуклюжий броненосец

На себе доспехи носит!

Муравьед

В муравейнике обед

Ищет носом муравьед

Ленивец

Висит ленивец целый день,

Спуститься с ветки даже лень.


Удав

Ползет удав среди ветвей,

На свете нет змеи длинней!

Тукан

Тук-тук-тук- стучит тукан:

Дятел я, но южных стран.

Здесь деревья я лечу

И стучу, стучу, стучу.

Тапир

Похож тапир на носорога,

И с лошадью он схож немного.

Еще тапир привык к тому же

Дремать, как свинка, в теплой лу


Участник команд крепят на карте названия животных по соответствующим природным зонам.

Звучит стихотворение Ника Нормана «Ягуар».

- Как представлен ягуар в стихотворении поэта? Каково его описание?

Зинаида Коннан стихотворение «Колибри» посвятила самой маленькой птичке в мире, послушайте его.

4 этап. «Долина сомнений». (Анализ стихотворений «Бабочка», «Баобаб» - учебник «Русская словесность: мир художественной литературы», Алматы, «Атамүра», 2012 год.)

Работа учащихся в группах.

Учитель литературы.

- Древняя легенда гласит, что творец посадил баобаб в долине реки, но дерево стало жаловаться на сырость.Тогда Творец пересадил его на склон горы, но и здесь баобаб не был доволен. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, Бог вырвал его и кинул на сухую землю. С тех пор баобаб растет вверх корнями.

Учитель географии.

- Разновидностью баобаба являются бутылочные деревья.

- На самом ли деле дерево растет вверх корнями? С чем связана эта ассоциация?

Задание группы «Саванна».

  1. Чтение стихотворения О.Сулейменова «Баобаб».

  2. Биологическая справка.

  3. Вопросы №№3, 4, стр.182.

- Какие чувства выражаются в обращении поэта к баобабу? Как он относится к этому дереву?

- Что нам дают для понимания финальные строки? Какой смысл приобретает этот образ?

Задание группы «Патагония».

  1. Что вы знаете об Олжасе Сулейменове?

  2. Какие слова и поэтические тропы использует автор для описаниябаобаба?

  3. Вопрос № 1 стр. 182.

- Почему поэт называет баобаб «слоном флоры»? С какими внешними характеристиками дерева связано это сравнение?

Задание группы «Сельва».

  1. Рассказать об авторе произведения.

  2. Назовите художественные средства, используемые в стихотворении «Бабочка». /Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, т.д./

  3. Работа в паре: описать бабочку по выбранному рисунку.

Задание группы «Пампа».

  1. Прочитать стихотворение А.А. Фета «Бабочка» наизусть.

  2. Проведите анализ стихотворения «Бабочка».

  3. Найдите ключевое слово стихотворения. Обоснуйте свой ответ.

  4. Какой символ имеет бабочка в литературе?

5 этап. Закрепление нового материала.(около 5 минут)

-Теперь нам предстоит подняться на «Пик успеха», где мы закрепим полученные знания. (Работа по карточкам).

В заключение урока учителем литературы зачитывается высказывание польского путешественника А.Фидлера из книги «Зов Амазонии»:«Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость. В первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний, когда на грани безумства он, наконец, удирает из этого зеленого ада».

- Как вы понимаете в данном тексте слово «рай»?

- В чем заключается сказочное богатство Амазонки?

- Почему приходится удирать из этого «зеленого ада»?

- Чем объяснить смысл столь эмоционального высказывания?

На выполнение задания 2-3 минуты.Каждая команда подсчитывает

баллы по листу самооценки.

Наше путешествие подошло к концу.Теперь подведем итоги путешествия.Возьмите стикеры, напишите, что понравилось на уроке, и прикрепите на гору, на каком этапе вы себя ощущаете.

Домашнее задание:

по литературе – выучить наизусть на выбор одно стихотворение. («Бабочка», «Баобаб»);

по географии - 41-42 параграфы, составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.

Приложения к уроку

Приложение №1


Стихи об Америке и животных.


Автор Владимир Безладнов.



Южная Америка. Амазонка.
Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
Южная Америка. 

А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая. 

Там – стеною на пути – 
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному. 

Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи. 

Там над Андами парит 
Птица кондор,
В джунглях ползает змея – 
Анаконда. 

Если хвост зацепит свой
За большое дерево,
То достанет головой
До другого берега, 

И по этому мосту 
Можно будет запросто 
Через реку перейти 
Или бегать взапуски. 

«Как зовут тебя, река?..» – 
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека –
«Амазонка!..» 

Ник Норман

Ягуар

Пятнистую голову мне на плечо 

Склонил ягуар и мурчал ни о чём, 
И только глаза древним хищным огнём 
Мерцали, как уголь, пылающий в нём. 

Я чувствовал дикую силу его, 

Сильней в Амазонии нет никого; 
Когда-то, среди первобытных племён, 

Свирепым был богом языческим он, 

И в жертву жрецы приносили ему 
Пленённых врагов на алтарном кругу.

Но я не боюсь этих грозных клыков, 
И острых когтей я его не страшусь, 
Он утром приходит на первый мой зов, 
И на ночь скрывается в тёмном лесу. 

Он ласков со мной, независимый зверь, 
Он знает, не сделаю зла я ему, 
Но кто-то мне шепчет тихонько: "Не верь, 
Он тоже не верит давно никому!" 

Бесшумно, пружинистой поступью лап, 
Ко мне подкрадётся безжалостный он, 
И жизнь не спасёт никакой эскулап, 
Тогда, мне под сенью тропических крон. 

И буду, как пленный в руках у жреца, 
Я в лапах убийцы безмолвного тих, 
Он тот, кто из тел вырывает сердца 
И души уносит из мира живых.

Но нежно урчит он и ластится вновь, 
И мы понимаем друг друга без слов...


Зинаида Коннан

Колибри


Вылетела птица из цветка –

Перышки играют перламутром.

Крохотный, не больше мотылька

Яркий эльф тропического утра.


Веерно – прозрачного крыла

Трепет изумрудно – бирюзовый…

В розовой лагуне плеск весла,

Солнце в листьях пальмовых узоров.


Воздуха пьянящая лазурь

И мазки с гогеновской палитры,

Глаз миндально – сливовый прищур

И туземцев на закате игры, -


Вдалеке от света и вельмож,

В буйстве диких красок и проказы…

Там карьера, здесь – луна и грош;

Да мудрец – непостижим чей разум.




Приложение №2

Биологическая справка

Баобаб

Зимой, в засушливый период, дерево начинает расходовать запасы влаги — уменьшается в объёме и сбрасывает листву. С октября по декабрь баобаб зацветает. Цветки у баобаба крупные (до 20 см), белые с пятью лепестками и пурпурными тычинками, на висячих цветоножках. Раскрываются они ближе к вечеру и живут всего одну ночь, привлекая ароматом опыляющих их летучих мышей. Утром цветки вянут, приобретая неприятный гнилостный запах, и опадают.

Плоды баобаба напоминают огурцы или дыни, покрытые толстой мохнатой кожурой. Внутри плоды заполнены кисловатой мучнистой мякотью с чёрными семенами. Они съедобны. Из-за пристрастия к ним обезьян (павианов) баобаб прозвали «обезьяньим хлебным деревом».

Отмирает баобаб своеобразно: он словно рассыпается и постепенно оседает, оставляя после себя лишь груду волокна. Тем не менее, баобабы крайне живучи. Они быстро восстанавливают содранную кору; продолжают цвести и плодоносить с пустой сердцевиной; срубленное или поваленное дерево способно пускать новые корни.

Это интересно!

У баобаба нет годичных колец, поэтому достоверно определить возраст старых растений не представляется возможным. По наиболее осторожным оценкам баобаб живёт максимум около одной тысячи лет. В основном баобабы не слишком высоки, но, если верить некоторым сообщениям, появившимся не так давно в прессе, в африканских саваннах найден настоящий гигант – самое высокое дерево на нашей планете, достигающее 189 м высоты, диаметр ствола которого составляет 43,5 м! В "Книге рекордов Гиннеса" в 1991 г. зафиксирован баобаб обхватом 54,5 м.


Приложение №3

Символ бабочки.


Бабочка — символ души, бессмертия, возрожденияи воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.

Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis- «свирепая»), что бабочки — это души умерших.Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Интегрированный урок по географии и литературе

Автор: Васильева Елена Владимировна

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591506

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Интегрированный урок  (география ,биология) 7класс по теме " Восточная Африка .Эфиопия" "
    ["seo_title"] => string(92) "intieghrirovannyi-urok-ghieoghrafiia-biologhiia-7klass-po-tiemie-vostochnaia-afrika-efiopiia"
    ["file_id"] => string(6) "187960"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426600589"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) ""Последний год жизни Н.В.Гоголя" (интегрированный урок география +литература)"
    ["seo_title"] => string(80) "posliednii_ghod_zhizni_n_v_gogholia_intieghrirovannyi_urok_ghieoghrafiia_litiera"
    ["file_id"] => string(6) "368124"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1481395123"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация интегрированного урока "Праздник осени" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-intieghrirovannogho-uroka-prazdnik-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "103694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402602177"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Интегрированный урок на тему "Мой Кавказ""
    ["seo_title"] => string(39) "integrirovannyi_urok_na_temu_moi_kavkaz"
    ["file_id"] => string(6) "475020"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1531679598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства