Тема. Прирдные зоны Южной Америки. Образы флоры и фауны в прозе и поэзии.
Цель: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить известные и разобрать новые термины и понятия, сформировать представления о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях, рассмотреть образы флоры и фауны в поэзии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по географии и литературе»
Интегрированный урок по географии и литературе.(7 класс)
Тема Природные зоны Южной Америки. Образы флоры и фауны в поэзии и прозе. Цель урока:
- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить известные и разобрать новые термины и понятия,сформировать представления о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях; -рассмотреть образы флоры и фауны в поэзии. Задачи урока:
обучающие:
- показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки; - найти точки соприкосновения литературы и географии, развивающие:
- продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, развивать способности устанавливать причинно-следственные связи; развитие речи учащихся, навыка анализа художественного поэтического текста и выразительного чтения. воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку, формировать у школьников бережное отношение к природе. Оборудование: портреты О. Сулейменова, А.А. Фета, мультимедийная презентация «Природные зоны Южной Америки»,проектор,компьютер , атласы , учебники, тетради ,раздаточный материал: карточки, листы оценки; физическая карта «Южной Америки , плакат с изображением горы, мелодия южноамериканских индейцев , рисунки бабочек.
Тип урока- урок-путешествие.
Ход урока 1 Организационный момент (5 минут) Учитель географии.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Южную Америку и изучим ее растительный и животный мир, природные зоны. В нашем путешествии будет литературная страничка. Не страшно вам? Не боитесь совершить это трудное путешествие? Возьмите свои путевые дневники (тетради) и сделайте первую запись нашего путешествия: «Природные зоны Южной Америки». Учитель литературы
- Эпиграфом урока будут слова известного поэта Р.Рождественского:
Да осенит Вас-Южный крест, Названия-почти как музыка. Стада, уставшие пастись, Голодно-царственные гаучо… И птицы- крохотнее бабочек, И бабочки – с размахом птиц…
Дается объяснение слова «гаучо».
Словарная работа.
Гáучо(исп.gáucho,порт.gaúchoшо) — социальная, в том числе иногда и субэтническая группа в Аргентине,Уругваеи штатеРиу-Гранди-ду СулвБразилии, близкая по духу американскимковбоям.
Наше путешествие мне хотелось бы начать с легенды о вожде одного из индейских племен, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.
Инсценировка. Звучит музыка южноамериканских индейцев. Вождь:
-Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги.
Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника».Подобное поощрение и четвертому с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ.Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе.Это одна извершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величие». (Ребята прикрепляют на плакат изображение растения, которое принесли.) Показать по карте вершину Аконкагуа, назвать географическую закономерность.
- Чему учит эта легенда? - Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами, с чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа. Звучит стихотворение «Южная Америка. Амазонка» Владимира Безладнова.
Учитель географии. - Какие географические объекты были названы в стихотворение? - Наш дружный коллектив разделен на 4 группы, которые отправятся на поиски чего-то нового на просторах этого южного материка. Первая группа- это исследовательская группа под названием «Сельва». Вторая группа – команда с названием «Саванна». Третья группа –команда с названием «Пампа». Четвертая группа -команда с названием «Патагония». В каждой из команд выбирают капитана.
- Вам предстоит пройти несколько этапов нашего пути, за правильные ответы в ходе путешествия команда будет получать баллы. Наш путь начнется здесь (все этапы показаны в презентации), на «БерегуСолнца», затем мы переберемся через «Реку знаний», затем попадем на «Хребет географии», где изучим особенности растительного и животного мира. Затем мы с полученными знаниями выйдем в «Долину сомнений», а потом достигнем – «Пика успеха», где и увидим смену всех природных зон, а вдали – бескрайнюю гладь океана. При прохождении пути все команды будут отмечены. Итак, в добрый путь!
2.Актуализация знаний и умений. (10 минут)
- Но прежде чем начать изучение природных зон, нам необходимо вспомнить, что мы знаемо природе материка и его особенностях.
1 этап.
- Итак, мы высадились на «Берег Солнца» в Южной Америке. Нашему взору представилась бескрайняя равнина. Но мы вспомнили, что нам говорили на уроках географии. И сейчас мы поймем весь ли материк такой ровный или имеются горы, и какие особенности географического положения стоит учесть при изучении природных зон.
- Я приглашаю капитанов для получения первого задания.Каждой команде дается 30 секунд на обсуждение.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Ответ сопровождается показом объектов на карте. (К карте выходит 1 человек от группы)
Карточка№1
Как называется самая высокая точка Южной Америки?(Аконгагуа)
В каких полушариях лежит материк?(В северное, южном, западном)
Какой пролив отделяет Южную Америку от Антарктиды? ( Пролив Дрейка)
Карточка №2
Почему в западной части материка часто происходят землетрясения и извержения вулканов?
Назовите крупное плоскогорье на востоке материка. (Бразильское)
Какова высота самой высокой горы Южной Америки?(6960)
Карточка №3
Как называется архипелаг, лежащий на самой южной оконечности материка? (Огненная земля)
Как называется самая длинная горная цепь Южной Америки?(Анды)
Какое плоскогорье расположено на северо-востоке континента?
Карточка №4
Какое море омывает берега Южной Америки? (Карибское)
Назовите самое высокогорное озеро мира?(Титикака)
В каком климатическом поясе расположена Амазонская низменность?
Заполните свой первый путевой лист «Впечатления». (Лист самооценки)
Мы продолжаем двигаться вглубь континента.
2 этап.
- Перед нами предстает «Река знаний». Здесь нам предстоит ответить на вопросы, связанные с изучением природных зон материка.
Давайте вспомним, что такое природная зона?
- В Южной Америке хорошо выражены как природные зоны, так и высотная поясность.
Словарная работа по тексту учебника «География» п.41-42.
Флора-растительный мир.
Фауна-животный мир.
Сельва-бразильское название влажных периодически затопляемых лесов экваториального пояса в Южной Америке в основном бассейне Амазонки.
Льянос-местное название саванн субэкваториального пояса на северо-востоке Южной Америки в бассейне реки Ориноко.
Кампос-местное название саванн Бразилии.
Пампа- субтропические степи южной равнинной части Южной Америки.
Найдите в параграфе названия почв растений и животных, которые соответствуют вашей природной зоне.
Природная зона
Почва
Растительность
Животный мир
Влажные экваториальные леса (сельва)
Саванна и редколесья (льянос)
Субтропические степи (пампа)
Полупустыни и пустыни (патагония)
Рассмотрите особенности географического положения и климата. Ученики, работая с учебником, заполняют таблицу.
Теперь перед нами предстает 3 этап «Хребет географии».
Литературный монтаж. Звучат стихотворения о животных.На экране представлены их изображения:ягуар, колибри, попугай ара, удав, броненосец, ленивец, тапир, муравьед, тукан.
Попугай ара
Ара-говорящий попугай,
Лишнего при нем ты не болтай
Броненосец
Неуклюжий броненосец
На себе доспехи носит!
Муравьед
В муравейнике обед
Ищет носом муравьед
Ленивец
Висит ленивец целый день,
Спуститься с ветки даже лень.
Удав
Ползет удав среди ветвей,
На свете нет змеи длинней!
Тукан
Тук-тук-тук- стучит тукан:
Дятел я, но южных стран.
Здесь деревья я лечу
И стучу, стучу, стучу.
Тапир
Похож тапир на носорога,
И с лошадью он схож немного.
Еще тапир привык к тому же
Дремать, как свинка, в теплой лу
Участник команд крепят на карте названия животных по соответствующим природным зонам.
Звучит стихотворение Ника Нормана «Ягуар».
- Как представлен ягуар в стихотворении поэта? Каково его описание?
Зинаида Коннан стихотворение «Колибри» посвятила самой маленькой птичке в мире, послушайте его.
4 этап. «Долина сомнений». (Анализ стихотворений «Бабочка», «Баобаб» - учебник «Русская словесность: мир художественной литературы», Алматы, «Атамүра», 2012 год.)
Работа учащихся в группах.
Учитель литературы.
- Древняя легенда гласит, что творец посадил баобаб в долине реки, но дерево стало жаловаться на сырость.Тогда Творец пересадил его на склон горы, но и здесь баобаб не был доволен. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, Бог вырвал его и кинул на сухую землю. С тех пор баобаб растет вверх корнями.
Учитель географии.
- Разновидностью баобаба являются бутылочные деревья.
- На самом ли деле дерево растет вверх корнями? С чем связана эта ассоциация?
Задание группы «Саванна».
Чтение стихотворения О.Сулейменова «Баобаб».
Биологическая справка.
Вопросы №№3, 4, стр.182.
- Какие чувства выражаются в обращении поэта к баобабу? Как он относится к этому дереву?
- Что нам дают для понимания финальные строки? Какой смысл приобретает этот образ?
Задание группы «Патагония».
Что вы знаете об Олжасе Сулейменове?
Какие слова и поэтические тропы использует автор для описаниябаобаба?
Вопрос № 1 стр. 182.
- Почему поэт называет баобаб «слоном флоры»? С какими внешними характеристиками дерева связано это сравнение?
Найдите ключевое слово стихотворения. Обоснуйте свой ответ.
Какой символ имеет бабочка в литературе?
5 этап. Закрепление нового материала.(около 5 минут)
-Теперь нам предстоит подняться на «Пик успеха», где мы закрепим полученные знания. (Работа по карточкам).
В заключение урока учителем литературы зачитывается высказывание польского путешественника А.Фидлера из книги «Зов Амазонии»:«Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость. В первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний, когда на грани безумства он, наконец, удирает из этого зеленого ада».
- Как вы понимаете в данном тексте слово «рай»?
- В чем заключается сказочное богатство Амазонки?
- Почему приходится удирать из этого «зеленого ада»?
- Чем объяснить смысл столь эмоционального высказывания?
На выполнение задания 2-3 минуты.Каждая команда подсчитывает
баллы по листу самооценки.
Наше путешествие подошло к концу.Теперь подведем итоги путешествия.Возьмите стикеры, напишите, что понравилось на уроке, и прикрепите на гору, на каком этапе вы себя ощущаете.
Домашнее задание:
по литературе – выучить наизусть на выбор одно стихотворение. («Бабочка», «Баобаб»);
по географии - 41-42 параграфы, составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.
Приложения к уроку
Приложение №1
Стихи об Америке и животных.
Автор Владимир Безладнов.
Южная Америка. Амазонка. Если через океан Плыть к другому берегу, Попадешь на материк Южная Америка.
А на том материке Есть река глубокая, Из известных в мире рек Самая широкая.
Там – стеною на пути – Джунгли непролазные: Ни индейцу не пройти, Ни туристу праздному.
Там на водопой спешат Звери утром ранним, А в воде кишмя кишат Страшные пираньи.
Там над Андами парит Птица кондор, В джунглях ползает змея – Анаконда.
Если хвост зацепит свой За большое дерево, То достанет головой До другого берега,
И по этому мосту Можно будет запросто Через реку перейти Или бегать взапуски.
«Как зовут тебя, река?..» – Крикнешь звонко, А в ответ, издалека – «Амазонка!..»
Ник Норман
Ягуар
Пятнистую голову мне на плечо
Склонил ягуар и мурчал ни о чём, И только глаза древним хищным огнём Мерцали, как уголь, пылающий в нём.
Я чувствовал дикую силу его,
Сильней в Амазонии нет никого; Когда-то, среди первобытных племён,
Свирепым был богом языческим он,
И в жертву жрецы приносили ему Пленённых врагов на алтарном кругу.
Но я не боюсь этих грозных клыков, И острых когтей я его не страшусь, Он утром приходит на первый мой зов, И на ночь скрывается в тёмном лесу.
Он ласков со мной, независимый зверь, Он знает, не сделаю зла я ему, Но кто-то мне шепчет тихонько: "Не верь, Он тоже не верит давно никому!"
Бесшумно, пружинистой поступью лап, Ко мне подкрадётся безжалостный он, И жизнь не спасёт никакой эскулап, Тогда, мне под сенью тропических крон.
И буду, как пленный в руках у жреца, Я в лапах убийцы безмолвного тих, Он тот, кто из тел вырывает сердца И души уносит из мира живых.
Но нежно урчит он и ластится вновь, И мы понимаем друг друга без слов...
Зинаида Коннан
Колибри
Вылетела птица из цветка –
Перышки играют перламутром.
Крохотный, не больше мотылька
Яркий эльф тропического утра.
Веерно – прозрачного крыла
Трепет изумрудно – бирюзовый…
В розовой лагуне плеск весла,
Солнце в листьях пальмовых узоров.
Воздуха пьянящая лазурь
И мазки с гогеновской палитры,
Глаз миндально – сливовый прищур
И туземцев на закате игры, -
Вдалеке от света и вельмож,
В буйстве диких красок и проказы…
Там карьера, здесь – луна и грош;
Да мудрец – непостижим чей разум.
Приложение №2
Биологическая справка
Баобаб
Зимой, в засушливый период, дерево начинает расходовать запасы влаги — уменьшается в объёме и сбрасывает листву. С октября по декабрь баобаб зацветает. Цветки у баобаба крупные (до 20 см), белые с пятью лепестками и пурпурными тычинками, на висячих цветоножках. Раскрываются они ближе к вечеру и живут всего одну ночь, привлекая ароматом опыляющих их летучих мышей. Утром цветки вянут, приобретая неприятный гнилостный запах, и опадают.
Плоды баобаба напоминают огурцы или дыни, покрытые толстой мохнатой кожурой. Внутри плоды заполнены кисловатой мучнистой мякотью с чёрными семенами. Они съедобны. Из-за пристрастия к ним обезьян (павианов) баобаб прозвали «обезьяньим хлебным деревом».
Отмирает баобаб своеобразно: он словно рассыпается и постепенно оседает, оставляя после себя лишь груду волокна. Тем не менее, баобабы крайне живучи. Они быстро восстанавливают содранную кору; продолжают цвести и плодоносить с пустой сердцевиной; срубленное или поваленное дерево способно пускать новые корни.
Это интересно!
У баобаба нет годичных колец, поэтому достоверно определить возраст старых растений не представляется возможным. По наиболее осторожным оценкам баобаб живёт максимум около одной тысячи лет. В основном баобабы не слишком высоки, но, если верить некоторым сообщениям, появившимся не так давно в прессе, в африканских саваннах найден настоящий гигант – самое высокое дерево на нашей планете, достигающее 189 м высоты, диаметр ствола которого составляет 43,5 м! В "Книге рекордов Гиннеса" в 1991 г. зафиксирован баобаб обхватом 54,5 м.
Приложение №3
Символ бабочки.
Бабочка — символ души, бессмертия, возрожденияи воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.
Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis- «свирепая»), что бабочки — это души умерших.Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости.