kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Интегрированный урок на тему "Мой Кавказ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок география и литература

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок на тему "Мой Кавказ"»











Тема урока



Мой Кавказ







Автор: учитель географии

МОУ « СОШ п Нива Питерского

района Саратовской области»

Ткаченко С.Г.

















Урок географии в 8 классе

"Мой Кавказ " (слайд1)



Тебе, Кавказ, - суровый царь земли-
Я снова посвящаю стих небрежный

М.Ю. Лермонтов (слайд 2)

Цели урока (Слайд 3)

Предметная способствовать формированию представления об особенностях природы Кавказа и его восприятия русскими поэтами.

Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстами учебника и литературных произведений; учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с географическими  понятиями.

Личностные:  воспитание чувства прекрасного, патриотизма, любви к Родине на примере произведений М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, В.А.Жуковского.( русских поэтов)

Задачи урока.

1.Познакомить с новыми терминами и понятиями: лакколиты, фён, бора, плавни.

2.Формировать практические навыки работы с картами атласа и схемами.

Тип урока: урок-репортаж.

Оборудование:

  • Учебник географии (А.И. Алексеев. География Россия, 8 класс, 2016)

  • Карты России: физическая, климатическая, физическая карта Кавказа

  • Атласы для 8 класса

  • Произведения В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина

  • мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);

  • мультимедийная презентация

Межпредметные и внутрипредметные связи: география, литература



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. География – наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам, а и привлекать знания других предметов. Сегодня на уроке мы будем изучать природу Кавказа, используя знания, полученные вами на уроках литературы. 
Поэтому тему сегодняшнего урока мы определим строкой из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тебе, Кавказ!» 

II. Изучение нового материала

1. Вступление (Слайд 4)

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием.

2. Географическое положение Кавказа (Слайд 5)

Кавказские горы расположены к югу от Русской равнины, на границе климатических поясов: умеренного и субтропического. Поэтому природа здесь своеобразна и интересна.
Практическая работа.   Определение географического положения Кавказа.

а) По физической карте Кавказа определить географическое положение,  ответив на вопросы:

– В какой части России находится Кавказ?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы? 
– По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
– С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам?

Предполагаемые ответы: 

– Кавказ расположен на юге Европейской части России.
– Горы протянулись с северо-запада на юго-восток от Чёрного и Азовского морей до Каспийского моря.
– Условная граница Кавказа проходит на севере по Кумо-Манычской впадине, на западе – омывается  водами Чёрного и Азовского морей, на востоке – Каспийским морем. Южная граница совпадает с государственной границей России.
– Граница России по Кавказским горам  проходит с государствами  Грузия и Азербайджан.

б) Обозначить условную границу Кавказа на контурной карте.

3. Геологическое строение, рельеф Кавказа

– Какие природные комплексы выделяют  на Кавказе? (Слайд 6)

Предполагаемый ответ. В состав Кавказа входят: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье (Малый Кавказ и Армянское нагорье, Колхидская и Куринская низменности.)

– Найти на карте атласа  природные комплексы Кавказа.

К России относятся лишь Предкавказье и Северные склоны Большого Кавказа. В Закавказье располагаются Грузия, Азербайджан и Армения.

Кавказ – молодое горное сооружение, образовавшееся в альпийскую складчатость. (Слайд 7)

– Какие горные хребты  являются  ядром  Кавказа (учебник  стр. 165, рис. 64.)

Предполагаемый ответ.  Боковой и Главный хребты являются ядром Кавказа, т.к. они  образовались в альпийскую складчатость  и имеют наибольшую высоту. Сложены хребты гранитами и гнейсами, в них до сих пор происходят тектонические разломы.

– Какими породами сложены Скалистый и Пастбищный хребты?

Предполагаемый ответ.  Эти хребты сложены глинистыми сланцами, известняками, песчаниками.

Словарная работа:

Скалистый и Пастбищный хребты ассиметрично примыкают с севера к Главному и Боковому хребтам.  Это гряды, у которых северный склон полого понижается к предгорьям, а южный – круто обрывается. Это куэсты . (Слайд 8)

Куэста (от исп. cuesta — откос, склон горы) — форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами: пологим и крутым.

– На стыке гор Центрального Кавказа с предгорьями образовались лакколиты. (Слайд 9)

Лакколит – куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород.

В 1841 году на склоне горы Машук, близ Пятигорска, во время  дуэли был убит М.Ю. Лермонтов. (Слайд 10)

– Большой Кавказ – это система горных хребтов. (Слайд 11)

– Какую высоту имеют горные хребты  Большого Кавказа? (Учебник стр. 163, рис. 63.)

Предполагаемый ответ.  В Центральном Кавказе находятся самые высокие вершины – Эльбрус, Казбек, Дыхтау, высотой  более 5 тыс. м, поэтому вершины этих гор заснежены.

– О чём говорят пикообразные  вершины,  острые гребни,  обрывистые склоны гор?

Предполагаемый ответ.  Такой  облик гор говорит о том, что горы молодые, а снежные вершины и ледники – о большой высоте гор.

Работа с картами атласа.

– Найти эти высоты на карте.

Работа с контурной картой.

– Нанести на контурную карту г. Эльбрус (5642 м) и определить её координаты.

– Заснеженные вершины Кавказских гор вдохновляли русских поэтов на создание поэтических произведений.
О двуглавой горе Эльбрус, самой высокой вершине Кавказа, писали многие  поэты.

Учащиеся читают отрывки  стихотворений. (Слайд 12)

И  вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом, 
Гора вздымалась над горой ,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там всё блистает красотой.

В.А. Жуковский

И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус двуглавый, величавый, 
Белел на небе голубом.

А.С. Пушкин

И уж в виду зубчаты цепи
Кремнистых бесконечных гор.
И Шат подъемлется над ними
С двумя главами снеговыми.

М.Ю. Лермонтов

– В горах Кавказа до сих пор происходят тектонические процессы, связанные с образованием: землетрясения, сопровождающиеся обвалами.  Наблюдая обвал, произошедший в горах,  А.С. Пушкин написал одноимённое стихотворение.

Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина “Обвал”.(Слайд 13)

4. Климат  Кавказа (Слайды 14-15)

– Кавказ одинаково удален от экватора и Северного полюса. Поэтому климат Кавказа  переходный от умеренного к субтропическому. На большей территории он мягкий, тёплый.  Температура воздуха летом  + 20-25°С,  а зимой – от – 10 до + 6°С. Основным источником влаги является Атлантический океан, поэтому больше осадков выпадает в западной части Кавказа, а на востоке осадков мало – до 250 мм. 
Климат гор отличается от климата предгорных равнин.  Чем выше в горы, тем меньше тепла. На высоте 2700 – 3800 м проходит граница «вечных льдов».
При  движении  воздуха вниз по склонам гор образуются местные ветры – фён и бора.

Словарная работа:

Фён – тёплый ветер, нисходящий с гор в долины. Образуется весной.
Бора – сильный и холодный северный ветер, образуется зимой, при переваливании через хребты. Иногда достигает ураганной силы.

5. Реки Кавказа (Слайд 16 - 17)

Учитель. - Какие крупные реки протекают берут начало с Кавказских гор?

Учащиеся.( Кубань и Терек)

- Каков характер течения этих рек?

Учащиеся.( Горные, бурное течение , порожистые, обладают огромной разрушительной силой)

- Какой тип питания рекпреобладает?  

Учащиеся. (Зародившись высоко в горах Кавказа и питаясь водами растаявших снегов и ледников,  несут они свои воды вниз,  на равнину, к берегам Каспийского моря). 

- Послушаем, как прекрасно изображены реки Кавказа в поэтических строках:

(Опережающее задание)

1 ученик

А.С.Пушкин

И вот ущелье мрачных скал
Пред нами шире становится,
Но тише Терек злой стремится,
Луч солнца ярче засиял.

2 ученик

М.Ю.Лермонтов

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

Учитель: При впадении реки образуют плавни. Словарная работа: Плавни – заболоченные, покрытые камышом участки поверхности Земли.

6. Природные зоны (. Слайд 18 - 19)

В горах Большого Кавказа отчётливо выражена высотная поясность. Природные зоны располагаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов:
до 1000 метров – располагаются горные широколиственные леса с преобладанием дуба. С севера – лесостепь.  (Почему?)

  • от 1000 до 2000 метров расположены  буковые леса, которые постепенно переходят в смешанные, а затем в елово-пихтовые леса.

  • выше 2000 м располагаются субальпийские луга с зарослями кавказского рододендрона,   затем – низкотравные альпийские луга.

  • выше 3000 метров – высокогорный пояс снежников  и ледников.

  • равнины Предкавказья заняты степью  и имеют плодородные почвы – чернозёмы. Они распаханы и засеяны пшеницей, кукурузой, подсолнечником, сахарной свёклой, овощными культурами. Здесь много садов, виноградников, бахчей.

Практическая работа. Анализ схемы высотной поясности Кавказа.

(На каждом столе – стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»)

Чтение стихотворений. Ответы на вопросы.

1.Какие высотные пояса описаны в произведении А.С.Пушкина

(Субальпийский пояс – ( … мох тощий, кустарник сухой;)

Альпийский пояс – (… И ползают овцы по злачным стремнинам,)

Лесной пояс – (…А там уже рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени).

2. Как А.С.Пушкин описывает в своём произведении истоки рек? (…Отселе я вижу потоков рожденье. И первое грозных обвалов движенье.)

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Вывод. (Учащиеся). Поэт в своём произведении отразил высотную поясность и показал зависимость течения реки от рельефа.

Учитель. В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А.С.Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа (слайд 21)
Обвал

А.С.Пушкин


Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

III. Рефлексия.

Учитель.
– Сегодня на уроке мы имели возможность с помощью двух разных предметов: географии и литературы  решать  одну  задачу.

– Какую общую задачу решали мы при помощи этих предметов?

Предполагаемый ответ:  создавали образ одного предмета исследования – Кавказа.  

– Какими методами при помощи географии и литературы решали мы поставленную задачу?

Предполагаемый ответ:  при помощи географии, оперируя фактами научных исследований, составили характеристику природы Кавказа, а при помощи литературы, используя произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, создали художественный образ Кавказа.

Выставление оценок.

Оценки за урок получают учащиеся, принимавшие активное участие в уроке, делающие сообщения и  читающие отрывки стихотворений.

IV. Домашнее задание (слайд 21)

Проработать параграф. Составить рекламный проспект для туристов, желающих посетить Кавказ.

Интернет – ресурсы: (слайд 22)

http://www.rodb-v.ru

http://www.hintfox.com

https://golos.io

https://nsportal.ru

https://doc4web.ru





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интегрированный урок на тему "Мой Кавказ"

Автор: Ткаченко Светлана Геннадьевна

Дата: 15.07.2018

Номер свидетельства: 475020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Интегрированный урок (информатика, русский язык, литература) "
    ["seo_title"] => string(60) "intieghrirovannyi-urok-informatika-russkii-iazyk-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "163629"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520784"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Интегрированный урок математики и информатики по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число. Графический редактор" "
    ["seo_title"] => string(136) "intieghrirovannyi-urok-matiematiki-i-informatiki-po-tiemie-dielieniie-diesiatichnoi-drobi-na-natural-noie-chislo-grafichieskii-riedaktor"
    ["file_id"] => string(6) "223597"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437917906"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Работа с одаренными детьми в детском объединении "Юнкор" в 2013-2014 учебном году "
    ["seo_title"] => string(87) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-dietskom-obiedinienii-iunkor-v-2013-2014-uchiebnom-ghodu"
    ["file_id"] => string(6) "109441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404556522"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства