Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Раздел: Время | Школа: Дата: |
Тема урока: «Береги время» Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени» ( 2 урок) | Учитель: |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 3.1.4.1 использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи; 3.2.5.1 определять приемы создания образа автором произведения (портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь; мимика, жесты), оценивать его поступки, доказывая свое мнение словами и выражениями из текста; |
Цели урока | - уметь применять в речи пословицы и поговорки, понимать заключённый в них смысл; - понимать значение используемых автором фразеологизмов; - уметь дать оценку действиям героя; -охарактеризовать героя сказки, используя авторские приёмы создания образа. |
Критерии оценивания | - находят пословицы, соответствующие фрагменту текста; - понимают значение фразеологизмов, которые использует автор для описания событий сказки; - может найти в тексте выражения для подтверждения своего мнения и слов, характеризующих героя. |
Языковые цели | Предметная лексика и терминология: пословицы и поговорки, фразеологизмы. Полезные слова и сочетания для диалога и записи: |
Формирование ценностей | |
Межпредметные связи | Математика, естествознание, познание мира. |
Предыдущие знания | Знания и навыки, на которые будут опираться учащиеся для достижения ЦО: владеют технологией «поискового» чтения; могут определить тему и основную мысль текста; могут читать выразительно, по ролям; находят в тексте фрагменты для подтверждения своих слов. создают словесный портрет героя. |
Ход урока |
Запланированные периоды урока | Деятельность учащихся на уроке | Ресурсы |
Постановка учебной задачи. | Психологический настрой на урок. Постановка цели, определение темы урока. - «Делу -время, потехе - час» - как вы понимаете смысл этой пословицы? (Нужно успевать не только веселиться, получать удовольствия, но и выполнять обязанности свои, правильно распределять время...) - Какое отношение имеет эта пословица к герою сказки Е.Шварца Пете Зубову? (Петя думал, что время не имеет никакой ценности, и он успеет позже сделать все свои дела, а сейчас нужно только развлекаться.) Постановка цели, определение темы урока. Сегодня на уроке вы: - узнаете, какие ещё герои попали в волшебную сказку; - сможете дать характеристику героям; - объясните значение устойчивых фразеологических выражений; - познакомитесь с пословицами и поговорками о времени. | Слайд 1
Слайд 2 |
Деятельность по решению учебной задачи, направленная на освоение новых знаний | - Для того, чтобы узнать, что дальше произошло с Петей, мы продолжим чтение, но сначала разберем значение новых слов, которые вам встретятся в сказке. Керосиновая лампа - светильник, дающий свет в результате сгорания керосина, продукта переработки нефти. Ходики - небольшие настенные часы упрощенного устройства с гирями. Костяшки - игральные кубики с нанесёнными на них точками. Напрасно - зря, бесполезно. Счёты - простое механическое устройство для выполнения арифметических действий. Игра «Море вопросов» 1. Как звали злых волшебников? 2. Что на счётах подсчитывал Сергей Владимирович? 3. Почему так осторожно он вёл себя? 4. Что значит «вышел на цыпочках»? 5. Почему никто не заметил Петю Зубова? 6. Что за худ.приём использовал автор? С какой целью? 7.Почему злые волшебники были уверены, что ребята не смогут им помешать? Диф.задания – быстро читающим детям придумать открытые вопросы по прочитанному Работа в группе.(деление по именам злых волшебников) а) «Пословицы и поговорки» - Из предложенных пословиц выберите ту, которая отражает основную идею сказки. Объясните, в чём её смысл. как содержание пословицы связано с сюжетом произведения и поведением героев. Оценивание. Взаимооценивание работы учащимися другой группы по критериям: - подобрали пословицу к произведению; -правильно объяснили её смысл; - привели пример из жизни. б) Фразеологизмы. - Сергей Васильевич вышел из комнаты «на цыпочках». Как вы понимаете это выражение? (осторожно, крадучись) Работа в группе. - Соедините фразеологизм с его значением. Оценивание. После обмена карточками, группы проверяют работы друг друга, сверяя правильные ответы со слайдом презентации. |
Слайд 3,4
.
Слайд 5
Слайд 6,7 |
Физминутка | | |
Применение приобретенных знаний и развитие навыков | «Познакомьтесь - Маруся, Надя, Вася...». Работа в 3 – х группах. Учащиеся имеют карточки с именами: Маруся, Надя, Вася. Каждая группа получает карточку с изображением «молодых старичков, заколдованных волшебниками». - Рассмотрите иллюстрации и расскажите, почему именно этих ребят заколдовали волшебники? Дифференциация. Высокомотивиорованным учащимся - составить рассказ по иллюстрации, предположив дальнейшее развитие сюжета. Ученики со слабой мотивацией - ответить на вопросы. В ходе работы учащиеся записывают на слова и предложения, по которым смогут рассказать о герое. (прогуливала школу, играла с мячом вместо уроков, гуляла в парке...) Вопросы для поддержки: - Обратите внимание на то, как ведут себя старички, во что они одеты, что у них в руках... - Куда направлялась Маруся? А где она оказалась? - Подходит ли одежда Наденьки для игры в классики? - Что нарушает Вася? Почему он это делает? После обсуждения в группе один представитель «знакомит» класс со своим героем. Оценивание. Взаимооценивание по критериям: - Словесное описание соответствует иллюстрации. - Характер героя описан. - Понятно рассказано, почему этот герой стал жертвой волшебников. | Слайд 8
лист формата А3
|
Закрепление новых знаний и способов действий и самопроверка | Работа в группе.( по рядам) 1 гр. - Выберите главную идею произведения. Мальчики плохо учатся в школе. Петя нашёл новых друзей. Не надо терять понапрасну время. Нужно быть смелым и решительным. От любого несчастья может спастись человек. 2 гр. - Выберите из предложенных качеств те, которые помогают человеку добиться успехов в учёбе и жизни. Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, хитрый, смелый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, решительный, целеустремлённый, неряшливый, организованный. 3 гр. - Отметьте те важные действия, которые направлены на достижение поставленной цели. Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело. Дифференциация. Слабомотивированным учащимся - выбрать из предложенных словосочетаний и предложений соответствующие. Ученикам с более высокой мотивацией - дать развёрнутый ответ, аргументировать его, привести доказательства. | |
Итог урока | - Чему научил вас сегодняшний урок? - Только ли к героям сказки относится заклятие волшебников? - Всегда ли вы правильно распределяете время? - Умеете ли вы ставить перед собой цели? - Каких целей урока удалось достичь? | |
Рефлексия | Закончите предложения: Сегодня мне больше всего удалось… . Я получил от этого урока… . Я могу похвалить себя за то … . Я могу похвалить своих одноклассников за … . | Слайд 9 |
Домашнее задание. | Дочитать произведение | |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности
|
В течение урока дифференцированная поддержка оказывается как слабомотивированным. так и сильным ученикам. Слабомотивированных учитель поддерживает при работе с пословицами фразеологизмами, объясняя их значение. При создании словесного портрета героев ученикам с низкой мотивацией для поддержки предлагаются вопросы, высокомотивированные должны составить связный рассказ. | Взаимооценивание работ групп осуществляется самими же учащимися по итогам выступлений по чётким критериям, озвученным на уроке. Стратегия оценивания выбирается сообща учениками и учителем. | Чередование различных видов работ, предполагающих разнообразную деятельность, соблюдение режима труда и отдыха.
|