kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Я ЗНАЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА И ЛЮБЛЮ ИХ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Данный открытый урок литературы  в 7 классе даёт возможность обобщить знания о творчестве А.С.Пушкина, полученные в 5-7 классах и в начальной школе. Этот урок проходил в нашей школе во время декады русской словесности в рамках акции "Мы читаем!". Слушая музыку, разбирая высказывания известных людей, просматривая фрагменты из мультфильмов, дети должны прийти к пониманию, что произведения А.С.Пушкина популярны, читаемы, а это, несомненно,   должно сыграть свою роль в приобщении ребят к чтению. Дети, видя вокруг читающих людей, сами будут стремиться к чтению.  

Урок призван расширить и музыкальный кругозор детей, показать тесную связь литературы и музыки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе, мой урок»

Акция «Мы – читаем!»

Урок в 7 классе

"Я ЗНАЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА И ЛЮБЛЮ ИХ"

Оформление. Портрет А. С. Пушкина, иллюстрации детей к произ­ведениям поэта, выставка книг.

I. Звучит музыка к повести «Метель» (вальс Г.Свиридова).

- Ребята, знакома ли вам эта музыка? К какому художественному произведению она написана?

А знаете ли вы, что к повести «Метель» написано не одно это произведение, а целый цикл (сюита), в состав которго входит 9 музыкальных пьес, разных по жанру: пастораль, романс, вальс и т.д. Вообще-то творчество А.С.Пушкина привлекло внимание многих композиторов. На его произведения написаны романсы, балеты, оперы.

Александр Сергеевич Пушкин - самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наи­зусть. "Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца", - говорил А. Твардовский.

В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, "пожи­рал" книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской ли­тературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литера­турные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Всё это оказало большое влияние на одарённого и впечатлительно­го мальчика.

А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили боль­шой след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"

Задание: Попробуйте узнать, к какой сказке А.С.Пушкина написано другим великим русским человеком – композитором Римским-Корсаковым это произведение.

Звучит «Полёт шмеля».

- Узнали?..Тогда посмотрите этот фрагмент.

Показ фрагмента из м/ф «Сказка о царе Салтане…» под музыку «Полёт шмеля».

- Римский Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». А какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Дети перечисляют.) Давайте проведём небольшую викторину по сказкам великого поэта.

1. Из каких сказок слова?

а) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
("Сказка о царе Салтане... ".)

б) Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась...
("Сказка о рыбаке и рыбке...".)

в) И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
("Сказка о мёртвой царевне...".)

г) Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело...
("Сказка о золотом петушке".)

2. С какими словами (бранными) обращается старуха к старику из
"Сказки о рыбаке и рыбке"?

(Дурачина ты, простофиля!)

3. К кому обращается царевна со словами:
"Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица!" (К Чернавке.)

4. Остров на море лежит,
Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами... Что это за остров? Град? Из какой сказки? (Остров Буян, княжество Гвидона из "Сказки о царе Салтане".)

5. Какой персонаж «Сказки о царе Саллтане…» поёт эту песню? (Звучит песня «Во саду ли в огороде». Когда ребята определят, можно показать фрагмент из м/ф.) Вспомнить строки:

  1. С ободренною душой

Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий -

Что ж? под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.


  1. …Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом:

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут.



II. Слово учителя:

- В жизни А.С.Пушкина были люди, которые стали причиной его трагической гибели. Но, пожалуй, ещё больше было вокруг него людей прекрасных, любящих, которые благотворно влияли на его судьбу и творчество. О каких людях идёт речь?

Вопрос: О какой "мамушке" пишет поэт в следующих строчках?

Ах, умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье

Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня... (О няне.)

- Назовите имя, отчество, фамилию няни Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева.)*

- Эта замечательнгая женщина сыграла большую роль в жизни Пушкина.

Рассказ заранее подготовленного ученика. Затем учитель показывает картины, на которых поэт изображён со своей няней

- Какие стихи посвятил он ей? ( «Няне», «Зимний вечер».) Давайте их вспомним. Вспоминаем вместе, всем классом.

Няне

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы


В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.


- Поистине замечательная жизнь у стихотворения «Зимний вечер». Помните, как оно начинается?.. ( Опять вспоминаем классом.)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?


Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.


Стихотворение написано в 1825 году, первая публикация - «Северные цветы на 1830 г.». В 1832 году Михаил Яковлев, лицейский приятель Пушкина, положил его на музыку. Это мелодичное и нежное, наполненное любовью и лирической грустью произведение вдохновило многих композиторов на создание романсов. Всего на стихотворение существуют романсы 45 (!) композиторов, в том числе А.А. Алябьева (1831), Н.С. Титова (1838), А.С. Даргомыжского (1853), Э.Ф. Направника (1879), Н.М. Ладухина, детский хор (1895), В.И. Ребикова (1901), Н.К. Метнера (1907), Ц.А. Кюи (1910), Я.А. Эшпая (1935), Г.В. Свиридова (1935). Входила в репертуар Сергея Лемешева и Ивана Козловского. Я предложу вашему вниманию несколько фрагментов из романсов «Зимний вечер». А вы постарайтесь услышать разницу между ними. (Выйти из презентации.)

Звучат начала разных романсов: Давида Тухманова, Александра Матюхина, Николая Метнера, Михаила Яковлева. Дети сравнивают, говорят, какой романс им ближе.

- Все услышанные вами романсы прекрасны. Но, пожалуй, наибольшей популярностью пользуется поседний, написанный композитором Михаилом Лукьяновичем Яковлевым (1798-1868), родившийся пости в одно время с великим поэтом. Послушайте это музыкальное произведение в исполнении Василенко Лилии.


III. *Слово учителя: Мы с вами говорили о стихотворениеях и о сказках А.С.Пушкина. Но вы хорошо знаете, что Пушкин – автор замечательных прозаических произведений. Вот что о его прозе говорят великие люди:

  • Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне одолжение — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. (Л.Н.Толстой)

  • «Повестей Белкина», по нашему мнению, не должен проходить молчанием ни один человек, интересующийся русскою прозою. ...влияние, ими произведённое, отчасти выразилось чуть ли не на всех наших романах и повестях. (А.Дружинин)

- А вы читали «Повести Белкина»? Конечно. Давайте проведём небольшую викторину по прозе А.С.Пушкина.

  1. Определите произведение по сюжету:

«Молодой человек случайно оказывается обвенчанным с девушкой по имени Мария. Они сразу же расстаются. Молодым людям грозит одиночество, если бы не счастливая случайность». («Метель»)

«Девушка влюблена в атамана разбойников. Но свадьба их невозможна. Однако отважный юноша пытается выкрасть возлюбленную из-под венца. Они встретились, но Мария сама отказывается от совего счастья», («Дубровский»)Почему же Мария отказывает Дубровскому? (Он приехал поздно, когда Марию уже обвенчали с Верейским, и она не могла нарушить обет, данный ею пред Богом.)

«Чиновник, самого низкого ранга, самоотверженно борется за свою дочь, которая сбежала из дома с проезжим гусаром. Но он бессилен перед обстоятельствами и законами тогдашнег общества». («Станционный смотритель»)

«Девушка-дворянка, пожелавшая посмотреть на сына соседа, с которым враждовал её отец, решается переодеться крестьянкой и познакомиться с молодым человеком, в которого скоро влюбляется».

  1. Назовите произведения, не вошедшие в сборник "Повести Белкина". ("Выстрел", «Пиковая дама», "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель", «Дубровский», «Муму»,"Ба­рышня-крестьянка".)

  2. Какие картинки висели в жилище стационного смотрителя, как бы предсказывая бегство его дочери из родительского дома?

  3. Какое испытание ждало всех гостей в доме Троекурова? (Их вталкивали в комнату с голодным медведем.) + псарня

IV. Память о поэте.

- От великого поэта нас отделяет почти два века. Но временное расстояние не отдаляет от нас того величайшего наследия, которое оставил после себя гениальный поэт. Мы с полныи правом можем сказать: Пушкин жив и поныне. Ведь художник слова живёт, пока люди читают его произведения. А мы их читаем и перечитываем, не преставая изумлятья их силе, глубине и выразительности.

По словам Н. Г. Чернышевского, Пушкин способен "увлекаться и увле­кать", привязываться к человеку "всеми силами души".

Вот и становятся понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа.

В заключение хотелось бы прочитать вам стихотворение, посвящённое А.С.Пушкину, написанное другим замечательным поэтом А.Плещеевым (под музыку):

Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё еще горит нам светоч тот,

Всё гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!








Для ученика


Биография Арины Родионовны, няни Пушкина 

Имя Арины Родионовны, няни Пушкина, известно каждому школьнику. Своей добротой она заслужила любовь и привязанность поэта. Он посвятил ей немало красивых слов в своих произведениях. Однако биография няни до наших дней не дошла. Сохранилось только несколько отрывочных фактов. 
Арина Родионовна родилась в 1758 году в Копорском уезде в деревне Суйда (Петербургская губерния) в семье крепостного Яковлева. В метрике она была записана Родионовой (по имени отца), так как крепостная не могла иметь свою фамилию. 
Прадед Пушкина А.П. Ганнибал выкупил деревни с крепостными у графа Апраксина. В их числе была и Арина. В 23 года она вышла замуж и переехала в село Кобрино возле Гатчины. Хозяева пристроили ее в няньки. Вначале она воспитывала Алексея, племянника бабушки Пушкина, а потом по очереди всех ее внуков. Со временем большое семейство поэта, распродавая свои деревни и покупая новые, перебралось в Москву. Арина Родионовна следовала за ними. К тому времени ее муж умер от пьянства, а на руках осталось четверо детей. Существует версия, что бабушка Пушкина хотела дать нянюшке вольную, но та отказалась. 
До 1811 года Александр жил под одним кровом с Ариной Родионовной. Он называл ее не иначе, как «няней» или «мамушкой». В годы ссылки в Михайловском Арина Родионовна стала для поэта хорошей поддержкой. В то время она заведовала делами в усадьбе Пушкиных. Александр записывал все, что слышал от няни: поверья, присказки, поговорки, пословицы, различные небылицы. Но особенно он любил сказки. Считается, что именно от Арины Родионовны поэт в первый раз услышал о мертвой царевне, избушке на курьих ножках, семи богатырях и других сказочных героях. 
Последние годы жизни няня прожила в семье Ольги Пушкиной. Умерла она в 1828 году в возрасте 70 лет. 


Просмотр содержимого презентации
«Я ЗНАЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - копия»

Я ЗНАЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  А. С. ПУШКИНА И ЛЮБЛЮ ИХ  1799-1837

Я ЗНАЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА И ЛЮБЛЮ ИХ

1799-1837

Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» Г.В.Свиридов

Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»

Г.В.Свиридов

Какие произведения не вошли в сборник «Повести Белкина»?

Какие произведения не вошли в сборник «Повести Белкина»?

  • «Выстрел»
  • «Пиковая дама»
  • «Метель»
  • «Гробовщик»
  • «Станционный смотритель»
  • «Дубровский»
  • «Муму»
  • «Барышня-крестьянка»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Я ЗНАЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА И ЛЮБЛЮ ИХ"

Автор: Чальян Инна Геннадиевна

Дата: 02.07.2015

Номер свидетельства: 222048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок – конференция по творчеству А.С. Пушкина «Великая сила любви» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-konfierientsiia-po-tvorchiestvu-a-s-pushkina-vielikaia-sila-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "118905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413290331"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "«ЛЮБЛЮ Я КРАЙ РОДНОЙ…» Музыкально-литературная композиция по произведениям казахского поэта Абая Кунанбаева  и русского поэта Александра Сергеевича Пушкина "
    ["seo_title"] => string(173) "liubliu-ia-krai-rodnoi-muzykal-no-litieraturnaia-kompozitsiia-po-proizviedieniiam-kazakhskogho-poeta-abaia-kunanbaieva-i-russkogho-poeta-alieksandra-sierghieievicha-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "200734"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428910443"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "КВН по сказкам А.С.Пушкина "Там на неведомых дорожках "
    ["seo_title"] => string(58) "kvn-po-skazkam-a-s-pushkina-tam-na-nieviedomykh-dorozhkakh"
    ["file_id"] => string(6) "103345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402580727"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Литературный вечер"М.Ю.Лермонтов и М.Жумабаев. Два поэта - две судьбы" "
    ["seo_title"] => string(75) "litieraturnyi-viechier-m-iu-liermontov-i-m-zhumabaiev-dva-poeta-dvie-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "114711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411639149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства