Заключительный урок по литературе в11 классе проводится как урок-беседа,урок-диспут.Главное,подвести ребят к формировке основной идеи урока: Так чем же измеряется жизнь? Что будете ценить в жизни?
«Но мы живем, чтобы оставить след».Какой ты след оставишь? Над чем задумались?
- Как цените вы дружбу в человеческих отношениях?
-А что считаете вы своим главным делом, своим главным занятием?
Пожелание на будущее:
Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Я в мире... Мир во мне... »
Рысымбетова Ж.Е
учитель русского языка и литературы
сш имени Ы.Алтынсарина
ст Шамалган Карасайского района
Заключительный урок по литературе в 11-м классе по теме: "Я в мире... Мир во мне..."
Цель урока:
1. Задуматься о смысле жизни, помочь правильно выбрать ценностные ориентиры.
2. Развивать умение аргументированно отвечать на вопросы беседы. Подвести ребят к формировке основной идеи - Что будете ценить в жизни?
3. Воспитывать бережное отношение к чувствам.
Оборудование:
Интерактивная доска
Высказывания великих людей о жизни:
- “Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других” (Демократ)
-“Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна”. (Сенека).
-“Любовь, любовь, гласит преданье,
Союз души с душой родной”. (Тютчев)
- Старайтесь во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.
- Когда вам плохо, найдите того, кому еще хуже, и помогите ему - вам станет значительно лучше.
-Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы другие люди относились к вам.
-Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек должен управлять обстоятельствами.
- Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач - оптимизм.
-Помните: Злиться на других - бесполезное дело.
Жить надо радостно. Не так ли?
-Времена не выбирают-
В них живут и умирают.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята! Заканчивается учебный год, заканчиваются ваши школьные годы. Перед вами лежат сотни дорог, которые ждут вас на жизненном пути, а предстоит выбрать одну. Перед вами распахнутся двери в самостоятельную жизнь, в мир, где у вас есть шанс оставить след. Но какой?
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет.
Над чем задумались, услышав поэтические строки Л. Мартынова?
Итак, сегодня на уроке мы подведем итог всего умного, полезного, что вынесли вы с уроков литературы. А помогут нам в этом высказывания великих людей, хорошие стихи, ваши размышления, наш жизненный опыт.
Звучит вальс Грибоедова. На фоне музыки читаю стихотворение и наблюдаю выражение лиц учеников.
...Музыки голос… Разве мы ведаем
Как от него мы порою зависим?
Спорим, мудрим…
И вдруг вальс Грибоедова.
Искренней всех человеческих писем
Он обращается к памяти, к совести…
К сердцу прислушайтесь – адрес проверьте
Ясно ли, что одолимы все горести,
Что над любовью не властвовать смерти?
-Ваши впечатления об услышанном.
2. Я желаю вам…
Прекрасных и верных друзей…
Поговорим о дружбе.
-Как понимаете слово “дружба”?
(Заглянем в толковый словарь. Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов).
- Как цените вы дружбу в человеческих отношениях?
Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто зазнается, тот без друзей остается.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Мы с тобой, как рыба с водой.
В дружбе, правда и др.)
-Почему об этом чувстве мы заговорили?
(Ответ учащихся).
Вы согласны? Будьте жертвенны, т.е. готовы к самопожертвованию ради кого-то.
3. “Если только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую”. (М.Горький).
Прочитав слова М.Горького, подумаете, кого из своих знакомых, родственников, друзей, литературных героев вы отнесете ко второй группе?
(Ответы учащихся).
4. «Хорошо быть ученым, поэтом, воинам, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком.»
- Согласны ли вы с В.Белинским? Докажите.
5. Главным видом труда молодых людей Ломоносов считал учение, постижение наук. Он советовал”Не терять золотое молодых лет время”, а тратить его на воспитание, прилежания, трудолюбие.
-А что считаете вы своим главным делом, своим главным занятием?
6.Для чего читаю строки?
Нужно, чтобы по кому-нибудь
болело сердце…
Как ни странно, а без этого пуста жизнь.
-Не правда ли, прекрасная формула любви?
(Ответы учащихся)
Мысленно представьте себя детьми детского возраста. Нарисуйте в блокноте “Солнце” любви и по его лучикам перечислите всех, кого вы любите.
Назовите свои любимые вещи.
4. Итог урока.
Так чем же измеряется жизнь?
Мы все умрем:
Людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след-
Дом иль тропинку,
Дерево иль слово.
(Р. Гамзатов.)
-Мы опять вернулись к слову “След”
-Почему?
-Что пожелаю вам я?
Считаю, что лучше С.Маршака не скажешь:
-Цените слух, цените зренье,
Любите зелень, синеву-
Все, что дано вам во владенье
Двумя словами: “Я живу”.
Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
...Осмыслим услышанное, помолчим.
5. Рефлексия
Что полезного взяли для себя с урока?
Что будете ценить в жизни?
Открыв блокноты, запишите заповеди, по которым вы постараетесь построить свою жизнь. В будущем хотя бы изредка заглядывайте в него, как в тайники памяти, и берите что-то полезное, что поможет вам.