Классный час В МИРЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Цель – ознакомить с понятием «толерантность»; - обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе; – дать возможность уч-ся оценить степень своей толерантности; – поддержать процесс формирования у уч-ся позитивной самооценки; - дать уч-ся возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Воспитатель. Все чаще сейчас можно услышать «толерантный человек», «толерантность». Кто из вас знает, что такое «толерантность»?
Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995): «Статья 1. Толерантность.
1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.
Нельзя отрицать тот факт, что люди отличаются по возрасту, национальной принадлежности, вероисповеданию, уровню интеллектуального развития и темпераменту, и очень часто на почве таких различий возникают нетерпимые отношения даже между близкими людьми. Но в Мире толерантности любят каждого, не сравнивая, ни с кем.
На первый взгляд мы с вами разные, но все, же можно найти и сходства. Например, Ангелина, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос.
Ангелина приглашает следующего, потому, что мы жители Земли, мы одного роста, одного пола…
Посмотрите, оказывается, мы все чем-то похожи. Так давайте относиться друг к другу по-доброму, терпеливо и уважительно.
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать окружающих такими, какие они есть.
У каждого из нас встречаются приступы хандры, плохого настроения. В такие моменты забываются собственные достижения, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Предлагаю вам вспомнить свои достоинства.
Тест. Уч-ся заполняют, а потом несколько чел зачитывают.
Правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Игра «Продолжи фразу»:
- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……
-Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..
-Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….
-Когда ко мне обращаются с уважением, то ….
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
- Полное понимание и терпимость друг к другу.
- Взаимное уважение.
- Соблюдение «золотого правила нравственности»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Воспитание в себе интеллигентности.
ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ
- Быть всегда внимательным.
- Быть терпимым в споре и аргументировать свое мнение.
- Быть гуманным и милосердным.
- Не оскорблять собеседника.
Э.Асадов «Разные свойства»
Заяц труслив, но труслив оттого, Змея премерзко среди травы
Что вынужден жить в тревоге, ползает, пресмыкается.
Что нету могучих клыков у него, Она б, может, встала, но ей, увы,
А все спасение – ноги. Ноги не полагаются.
Волк жаден, скорее всего потому, те жизнь защищают. А эти – мех.
Что редко бывает сытым, Тот бьется за лучик света.
А зол оттого, что, наверно, ему А вот - человек. Он сильнее всех!
Не хочется быть убитым. Ему-то зачем все это?
Лисица хитрит и дурачит всех
Тоже не без причины:
Чуть зазевалась – и все! Твой мех
Уже лежит в магазине.
Меняет окраску хамелеон
Бессовестно и умело.
- Пусть буду двуличным, - решает он.
- Зато, абсолютно целым.
Деревья глушат друг друга затем,
Что жизни им нет без света,
А в поле, где солнца хватает всем,
Друг к другу полны привета.