Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Повесть "Муму"»
И.С.Тургенев «Муму». Духовные и нравственные качества героя.
Цели урока: показать духовные и нравственные качества главного героя; учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить.
Проверка домашнего задания
Вступительное слово учителя.
Во второй главе вы ,ребята, вновь встречаетесь с пятью героями повести: барыней, дворецким Гаврилой, сапожником Капитоном, прачкой Татьяной, дворником Герасимом.
Отношения между героями строятся все по тому же принципу «власть имущие и угнетенные». В 19 в. Богатство, власть часто решали судьбы крепостных работников. Именно так разворачивается действие повести во второй главе.
Приступаем к анализу 2 главы
Будем работать по данному плану:
1. Каприз барыни.
2. Обязанность дворецкого — выполнять приказ.
3. Безразличный Капитон.
4. Забитость Татьяны.
5. Герасим. Его отношение к происходящему.
С самого начала главы Тургенев заинтриговывает читателя, сообщал следующее: «Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие».
Вопрос: Кому из героев этот случай будет казаться «небольшим происшествием» и для кого станет трагедией жизни?
Учитель. С какой целью автор вводит в текст описание раздумий дворецкого перед беседой с башмачником?
Сравните интонацию и тон диалога Гаврилы с барыней и диалога Гаврилы с Капитоном. Что можно отметить?
Почему дворецкий передразнивает речь Капитона, иронизирует, раздражается, слушая речь Капитона?
Учитель. Чтение в лицах диалога дворецкого и Татьяны.
Что можно сказать о характере Татьяны?
Поверил ли он в пьянство Татьяны? Как можно объяснить его угрюмость? Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой? Что в поведении Герасима заставляет бояться дворецкого Гаврилу?