Урок русской словесности в 5 «В» классе на тему: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Что вам запомнилось в образе Герасима?»
Урок русской словесности в 5 «В» классе на тему: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Что вам запомнилось в образе Герасима?»
Цель:
- рассмотреть вместе с учащимися сюжетную линию, показывающую взаимоотношения Герасима и Муму; показать ее роль в раскрытии главной идеи произведения;
- развивать навыки составления плана; совершенствовать умение делать выводы на основе анализа наблюдений, навыки аналитического мышления, совершенствовать умение делать выводы;
- воспитание чувства справедливости, чувства собственного достоинства, чувства благородства.
Тип урока: Закрепление, обобщение и систематизация знаний.
Методы работы: Вербальный, наглядный, практический;
репродуктивный, проблемно-поисковый;
объяснение, закрепление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русской словесности в 5 «В» классе на тему: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Что вам запомнилось в образе Герасима?» »
Урок русской словесности в 5 «В» классе на тему: «И. С. Тургенев.
Повесть «Муму». Что вам запомнилось в образе Герасима?»
Цель:
- рассмотреть вместе с учащимися сюжетную линию, показывающую взаимоотношения Герасима и Муму; показать ее роль в раскрытии главной идеи произведения;
- развивать навыки составления плана; совершенствовать умение делать выводы на основе анализа наблюдений, навыки аналитического мышления, совершенствовать умение делать выводы;
- воспитание чувства справедливости, чувства собственного достоинства, чувства благородства.
Тип урока: Закрепление, обобщение и систематизация знаний.
Методы работы: Вербальный, наглядный, практический;
репродуктивный, проблемно-поисковый;
объяснение, закрепление.
Литература:
Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы / Т. П. Чаплышкина, А. М. Садвакасова, Л. В. Сафронова, Н. Н. Ставицкая, С. Я. Ходова. – 2-е изд., доработанное. Алматы: «Атамұра», 2010. – 384 с.;
Русская словесность. Хрестоматия: Для 5 класса общеобразовательной школы/Составители: Т. П. Чаплышкина, А. М. Садвакасова, Л. В. Сафронова, Н. Н. Ставицкая, С. Я. Ходова. – Алматы: Атамура, 2001. – 256 с.;
интернет-ресурсы.
Ход урока
I. 1. Организационный момент. (Приветствие учителя. Психологический настрой учащихся. Сообщение темы урока. Постановка целей урока).
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся (положительная мотивация). (Беседа)
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали творчество Ивана Сергеевича Тургенева и его повесть «Муму». Из многих произведений, прочитанных в школе, рассказ «Муму» И. С. Тургенева, бесспорно, остается в памяти каждого учащегося. Почему? Может быть, потому, что запоминается трогательная история Герасима и Муму, или потому, что в поведении главного героя остается что-то непонятным?
- Сегодня мы на этом уроке подведем итог и подготовимся к предстояющему сочинению.
- Все вы знаете, что Герасим является главным героем повести. Поэтому мы должны еще раз закрепить свои знания и определим тему нашего урока: «Герасим – главный герой повести И. С. Тургенева. Что вам запомнилось в образе Герасима?»
2. Блиц – опрос (метод мозгового штурма)
- Ребята, давайте немного поиграем и заодно ответим на вопросы по творчеству И. С. Тургенева и повести «Муму». Учитель кидает мяч ученику, тот должен ответить, если он затрудняется, то мячик перекидывает другому ученику класса.
1. Назовите год рождения Ивана Сергеевича Тургенева? – 1818 год
2. Когда была написана повесть «Муму»? – 1852 год
3. За сколько лет до отмены крепостного права? – за 9 лет
4. Назовите год отмены крепостного права в России? – 1861 год
5. Что такое крепостное право? - Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.
6. Где происходит действие в повести Муму? – в городе Москва
7. Где служат сыновья барыни? – в городе Петербурге
8. Назовите дворовых из этого произведения? - 1. Дворник Герасим. Прачка Татьяна. Башмачник Капитон Климов. Дворецкий Гаврила Андреич. Устинья Федоровна, жена дворецкого Гаврилы. Лакей Степан. Харитон, лекарь для госпожи. Буфетчик дядя Хвост. Форейтор Антипка. Кучер Потап. Садовник Ерошка.
9. Что описал автор в «Муму»? - любовь Герасима к Муму; жизнь столичного дворянства; духовное перерождение человека.
10. Кратко опишите Герасима.
3. Опрос домашнего задания.
- Ребята, на прошлом уроке я вам дала творческое задание: составить кроссворды, придумать вопросы викторины по этой повести.
- Кто подготовился? Ребята демонстрируют свои кроссворды.
III. Анализ содержания учебного материала.
- Ребята, давайте вспомним женские персонажи. Перед вами женские имена.
1) Татьяна.
2) Варвара Петровна.
3) Барыня.
4) Любовь Любимовна
О ком говорится в тексте?
1) " Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей... всем людям в доме тогда становилось неловко..." (Барыня)
2) " Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке". (Татьяна)
3) Как звали старую приживалку в доме барыни? (Любовь Любимовна)
Ребята, скажите, по-моему, в рассказе нет такого персонажа с именем Варвара Петровна? Кто она?
- Учитель: В образе барыни изображена Варвара Петровна Тургенева - Лутовинова, родная мать писателя. С нее списаны все черточки и повадки барыни. Не дав имени барыне в повести, И. Тургенев, как бы указывает на то, что этот персонаж невымышленный, а списан с натуры. Варвара Петровна (как и образ барыни) воплощает в себе, если не самые худшие черты помещичьего класса, но самые его типичные, отталкивающие свойства. Прежде всего, взгляд на крепостного не как на человека. Это постоянное изо дня в день унижение человеческого достоинства терзало и мучило И. Тургенева в крепостном строе.
- Есть еще и мужские персонажи повести.
Угадайте персонаж.
1) "Горький пьяница, башмачник, почитавший себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, а также человеком образованным и столичным". (Капитон Климов)
2) …носил сапоги с мягкими подошвами и умел деликатно браться за пульс. (Харитон, лекарь для госпожи)
3) «Мужчина двенадцати вершков роста сложенный богатырем и глухонемому от рождения». (Герасим)
- Давайте поговорим о главном герое рассказа – Герасиме. Вы знаете, что И.С.Тургенев – мастер художественного портрета. Внешность его героев более всего определяется выражением его лица. При помощи каких изобразительно – выразительных средств автор передаёт нам образ главного героя.
Учащиеся: сравнение и гипербола.
- Вспомним, что это такое? Ответы учащихся
- Что называется сравнением?
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. В тексте имеют сравнения, я вам их зачитаю. Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»; Герасим «смахивал на степенного гусака»; когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»
- Что называется гиперболой?
Гипербола – это сильное преувеличение. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.
- Что отличает героя рассказа от других дворовых? Герасим – единственный крепостной, кто сохранил свою искренность, кто не умеет притворяться.
Герасим и Муму.
- Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки… Так в его жизнь вошла Муму
– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
Учитель читает – ребята слушают.
Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!
– Какой была барыня?
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.
Смерть Муму.
– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.
– Что предпринимает Герасим?
- Послушайте отрывок из рассказа и ответьте на вопрос: какие чувства испытывали вы, слушая его?
(учитель читает отрывок, где Герасим топит Муму)
7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню.
– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?
– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?
- Так что же понял Герасим? Попытаемся представить ход его рассуждений. ...Неужели он, такой большой и сильный, смог убить беззащитное существо? Неужели начало всему в молчаливом «Слушаю-сь», укоренившемся в его сознании и ставшем воплощением того порядка, которому он привык подчиняться? Но ведь он добрый человек, он никогда не был злодеем и не желал им быть, значит, нужно освободить себя от ненавистного порядка, разорвав все прежние связи…
Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
IV. Тестовые задания.
- Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы теста ( там 8 вопросов).
V. Итог урока. Рефлексия.
- Вам понравилось это произведение?
- Какие чувства вы испытываете к главному герою повести?
- Почему Тургенев, создавая художественный текст, изменил развязку истории крепостного Андрея, принадлежавшего матери писателя?
(Автор таким образом показал свое отношение к крепостному праву. Герасим своим уходом в деревню попытался отстоять чувство собственного достоинства и выступил против признанного порядка).
VI . Домашнее задание:
Подготовиться к написанию сочинения по повести «Муму».