Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Мартышка и Очки»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Мартышка и Очки»; карточки (текст речевой разминки, задания).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И. Крылов «Мартышка и Очки»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Акушинская средняя общеобразовательная школа№1» МО «Акушинский район»
Литературное чтение в 4 классе
Тема урока
И. Крылов «Мартышка и Очки»
Составила – учитель начальных классов
Багаудинова Саният Джамалудиновна
2019
Тема: И. Крылов «Мартышка и Очки»
Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Мартышка и Очки»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Мартышка и Очки»; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
- Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).
- Прочитайте небылицу быстро.
III. Проверка домашнего задания
- Какие сообщения о баснописце Крылове вы подготовили? Расскажите.
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы начнем знакомство с творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни Ивана Андреевича Крылова и назвал его «истинно народным поэтом».
- Откройте учебник на с. 134. Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем она?
V. Физкультминутка
Лучшие качели - гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны!
Кто весь век качается,
Да-да-да!
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
VI. Работа по теме урока
1. Чтение басни «Мартышка и Очки»
- Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)
- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)
- Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов.
- Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)
- Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)
- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)
- Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.
- Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.)
- В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)
- Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)
- Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)
- Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа - грубый, невоспитанный человек. Невежда - необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)
3. Выразительное чтение
- Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.
4. Инсценирование басни
- Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.