kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературы в 11 классе "И.А.Бунин. Цикл рассказов "Темные аллеи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-знакомство с циклом рассказов И.А.Бунина "Темные аллеи" построен на анализе трех произведений: "Темные аллеи", "Кавказ" и "Холодная осень". Форма работы - коллективная и в мини-группах.Цель: продемонстрировать своеобразие бунинской прозы о любви, новизну в изображении психологического состояния человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 11 классе "И.А.Бунин. Цикл рассказов "Темные аллеи"»

Технологическая карта урока

Название предмета – литература

Класс – 11

Урок № 27

Дата 12.11.2018

Тема: «И.А.Бунин Цикл рассказов «Тёмные аллеи»

Цели:

Образовательные

  • Продемонстрировать учащимся своеобразие рассказов И.А.Бунина о любви, новизну в изображении психологического состояния человека;

  • Раскрыть значение темы любви и смерти в творчестве писателя;

Развивающие

  • Развивать аналитико-синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественного текста;

  • Активизировать основные сферы читательского восприятия;

Воспитательные

  • Воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся

Место урока в системе уроков данного раздела – 5

Тип урока – урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков

Основные термины и понятия: тема любви, тема социального неравенства, любовь-страсть, любовь на всю жизнь, любовь-привязанность, средства создания образа, портретная характеристика героев, психологизм, предыстория жизни героев.

Наглядность: презентация к уроку, конверты с вопросами для обсуждения в творческих группах, тексты рассказов «Темные аллеи», «Холодная осень», «Кавказ».

Формы работы на уроке: коллективная работа, работа в мини-группах



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и постановка цели урока

Организует работу с эпиграфом. Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока:

- Перед вами высказывание И.А.Бунина. Прочитайте его.

- Какую роль любви в жизни человека подчеркивает писатель? Какое отношение имеют услышанные вами стихи, эпиграф к прочитанным вами рассказам «Темные аллеи», «Холодная осень», «Кавказ»?

- О чем мы будем говорить на уроке сегодня?

- Какую цель перед собой поставим?

Слушают отрывки из стихотворений Ж.-Б.Мольера, В.Рождественского. Знакомятся с высказыванием И.А.Бунина, объясняют его суть. Формулируют тему урока и ставят перед собой цель

Личностные УУД

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

Познавательные УУД

Структурирование знаний

Анализ эпиграфа, выявление его сути

Коммуникативные УУД

С достаточной полнотой и точностью отвечают на вопросы

Регулятивные УУД

Целеполагание

  1. Работа над темой урока. Изучение нового.

Предлагает знакомство с «Литературной визиткой» на тему «Темные аллеи» - своеобразная «энциклопедия любви».

Организует работу по проверке домашнего задания (запись тезисов из статьи учебника (стр.172-179), выявляющих особенности отражения темы любви в творчестве писателя.


Знакомство с «Литературной визиткой» на тему «Темные аллеи» - своеобразная «энциклопедия любви», составляют тезисы сообщения одноклассника.

Коллективная проверка домашнего задания по составлению тезисов из статьи учебника «Темные аллеи»: грамматика любви». Дополняют записанные в тетради тезисы под заголовком: «Тема любви в творчестве Бунина»

Личностные УУД

Личностное, жизненное самоопределение

Нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания

Организация сотрудничества и взаимопомощи

Познавательные УУД

Структурирование знаний

Анализ материала доклада учащегося с точки зрения выявления главной и второстепенной информации

Построение логической цепи рассуждений

Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД

Отвечают на поставленный вопрос

Организация совместной деятельности

Построение устного монологического высказывания

Регулятивные УУД

Оценка результата деятельности

  1. Самостоятельное применение знаний – аналитическая работа над текстами рассказов «Темные аллеи», «Холодная осень», «Кавказ».


Организует работу в творческих группах

1 группа – анализ рассказа «Темные аллеи»

-Где и когда происходит встреча героев? Как давно они знакомы?

- Каков социальный статус Надежды и Николая Алексеевича? Как это сказалось на их судьбе?

- Можно ли считать имена героев говорящими? Почему?

- Как складывается судьба героев после расставания? Счастливы ли они?

- Почему Надежда не простила своего возлюбленного?

- Как герой расценивает свое прошлое и настоящее?

- Раскройте смысл названия рассказа? Как он связан с авторским осмыслением любви?

2 группа - анализ рассказа «Кавказ»

- Как пейзаж отражает настроение героев рассказа? Соотнесите состояние природы и пейзаж с внутренним миром персонажей рассказа.

- Кого боится герой рассказа? И почему?

- Как вы думаете, откуда вдруг возникла мечта героев уехать на Кавказ?

- Похожи ли томления влюбленного мужчины на поведение романтического героя? Почему?

- Собирается ли главный герой что-то кардинально решать в своей жизни и в жизни своей возлюбленной? Почему вы так думаете?

- Что вы можете рассказать о муже главной героини? Почему и ему автор не дает имени?

- Так ли он был жесток, как о нем говорит жена?

- Как вы думаете, почему такой сухой, четкий и лаконичный конец рассказа Бунина «Кавказ»? Почему нет никаких авторских выводов и комментариев?

- Какова причина самоубийства?

3 группа – анализ рассказа «Холодная осень»

-Какой интонацией проникнут рассказ? Каким вы представляете парк в ту холодную осеннюю ночь, о которой рассказывает героиня, и окна дома, которые светят “совсем особенно, по-осеннему”?

- Каков смысл названия рассказа? (холодный осенний вечер, вспоминаются стихи Фета, совпадающие по элегическому, грустному настроению с состоянием героев; холодная осень разрушила их судьбы)

-Как изображено время в рассказе (основное место в рассказе занимает описание одного вечера, прощального перед отъездом героя на фронт; 2 часть – события, произошедшие за 30 лет со дня гибели героя; о них говорится бегло, конспективно, как о чем-то незначительном)

- Как Бунин изображает любовь героев? (Любовь лишь озарение, вспышка, «солнечный удар», навсегда поразивший героев; оба предчувствуют беду, но скрывают это, чтобы не ранить другого. Война вмешивается в жизнь и ломает ее. Но любовь не умирает. Главным для героини остается тот прощальный вечер)

- В чем особенность повествования? (от лица кого ведется рассказ, почему у героев нет имен?)

-Героиня говорит, что не переживёт смерти своего жениха: сбывается ли это?

Помогает в оценивании работы своей группы (назовите самого активного, кто являлся генератором идей) и ответов других учеников (Чье выступление понравилось больше? Кто был более убедителен? Красноречив?)

Помогает подвести итог урока, обобщает сказанное

Анализируют рассказы согласно вопросам учителя (вопросы для каждой группы - на карточках), слушают ответы одноклассников, дополняют и корректируют свою и иные точки зрения, задают вопросы на уточнение, оценивают свою работу и работу других учеников.

Подводят микроитог урока: любовь в произведениях Бунина всегда трагична, почти всегда имеет две развязки: расставание или смерть, поскольку в понимании писателя она есть «кратковременный гость на земле», «кратковременная вспышка», уходящая в прошлое, но остающаяся в воспоминаниях и влияющая на всю последующую жизнь героев.

  1. Самостоятельное применение знаний

Напишите в своих тетрадях бунинскую формулу любви.

Формулируют вывод по проблеме урока, письменно отвечая на вопросы.

Личностные УУД

Пробудить чувство ответственности за поступки

  1. Рефлексия

Задает вопросы:

- Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?

- Чему вы сегодня научились?

- Все ли задания выполнены? Что вызвало затруднение в процессе работы?

Поставьте себе оценку за сегодняшний урок по 3-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и заполните таблицу «Знаю/ Не знаю/ Хочу узнать»

Ставят себе оценку за сегодняшний урок по 3-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и заполняют таблицу «Знаю/ Не знаю/ Хочу узнать»

Регулятивные УУД

Оценка результатов деятельности

  1. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание:

  1. Подготовка сообщения на тему «Слово о Максиме Горьком»

  2. Индивидуальное задание: познакомить одноклассников с различными взглядами на личность и творчество М. Горького

Записывают задание







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каргу Наталья Эйновна

Дата: 29.05.2019

Номер свидетельства: 512638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства