Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и постановка цели урока | Организует работу с эпиграфом. Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока: - Перед вами высказывание И.А.Бунина. Прочитайте его. - Какую роль любви в жизни человека подчеркивает писатель? Какое отношение имеют услышанные вами стихи, эпиграф к прочитанным вами рассказам «Темные аллеи», «Холодная осень», «Кавказ»? - О чем мы будем говорить на уроке сегодня? - Какую цель перед собой поставим? | Слушают отрывки из стихотворений Ж.-Б.Мольера, В.Рождественского. Знакомятся с высказыванием И.А.Бунина, объясняют его суть. Формулируют тему урока и ставят перед собой цель | Личностные УУД Установление связи между целью деятельности и ее мотивом Познавательные УУД Структурирование знаний Анализ эпиграфа, выявление его сути Коммуникативные УУД С достаточной полнотой и точностью отвечают на вопросы Регулятивные УУД Целеполагание |
Работа над темой урока. Изучение нового. | Предлагает знакомство с «Литературной визиткой» на тему «Темные аллеи» - своеобразная «энциклопедия любви». Организует работу по проверке домашнего задания (запись тезисов из статьи учебника (стр.172-179), выявляющих особенности отражения темы любви в творчестве писателя. | Знакомство с «Литературной визиткой» на тему «Темные аллеи» - своеобразная «энциклопедия любви», составляют тезисы сообщения одноклассника. Коллективная проверка домашнего задания по составлению тезисов из статьи учебника «Темные аллеи»: грамматика любви». Дополняют записанные в тетради тезисы под заголовком: «Тема любви в творчестве Бунина» | Личностные УУД Личностное, жизненное самоопределение Нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания Организация сотрудничества и взаимопомощи Познавательные УУД Структурирование знаний Анализ материала доклада учащегося с точки зрения выявления главной и второстепенной информации Построение логической цепи рассуждений Выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД Отвечают на поставленный вопрос Организация совместной деятельности Построение устного монологического высказывания Регулятивные УУД Оценка результата деятельности |
Самостоятельное применение знаний – аналитическая работа над текстами рассказов «Темные аллеи», «Холодная осень», «Кавказ». | Организует работу в творческих группах 1 группа – анализ рассказа «Темные аллеи» -Где и когда происходит встреча героев? Как давно они знакомы? - Каков социальный статус Надежды и Николая Алексеевича? Как это сказалось на их судьбе? - Можно ли считать имена героев говорящими? Почему? - Как складывается судьба героев после расставания? Счастливы ли они? - Почему Надежда не простила своего возлюбленного? - Как герой расценивает свое прошлое и настоящее? - Раскройте смысл названия рассказа? Как он связан с авторским осмыслением любви? 2 группа - анализ рассказа «Кавказ» - Как пейзаж отражает настроение героев рассказа? Соотнесите состояние природы и пейзаж с внутренним миром персонажей рассказа. - Кого боится герой рассказа? И почему? - Как вы думаете, откуда вдруг возникла мечта героев уехать на Кавказ? - Похожи ли томления влюбленного мужчины на поведение романтического героя? Почему? - Собирается ли главный герой что-то кардинально решать в своей жизни и в жизни своей возлюбленной? Почему вы так думаете? - Что вы можете рассказать о муже главной героини? Почему и ему автор не дает имени? - Так ли он был жесток, как о нем говорит жена? - Как вы думаете, почему такой сухой, четкий и лаконичный конец рассказа Бунина «Кавказ»? Почему нет никаких авторских выводов и комментариев? - Какова причина самоубийства? 3 группа – анализ рассказа «Холодная осень» -Какой интонацией проникнут рассказ? Каким вы представляете парк в ту холодную осеннюю ночь, о которой рассказывает героиня, и окна дома, которые светят “совсем особенно, по-осеннему”? - Каков смысл названия рассказа? (холодный осенний вечер, вспоминаются стихи Фета, совпадающие по элегическому, грустному настроению с состоянием героев; холодная осень разрушила их судьбы) -Как изображено время в рассказе (основное место в рассказе занимает описание одного вечера, прощального перед отъездом героя на фронт; 2 часть – события, произошедшие за 30 лет со дня гибели героя; о них говорится бегло, конспективно, как о чем-то незначительном) - Как Бунин изображает любовь героев? (Любовь лишь озарение, вспышка, «солнечный удар», навсегда поразивший героев; оба предчувствуют беду, но скрывают это, чтобы не ранить другого. Война вмешивается в жизнь и ломает ее. Но любовь не умирает. Главным для героини остается тот прощальный вечер) - В чем особенность повествования? (от лица кого ведется рассказ, почему у героев нет имен?) -Героиня говорит, что не переживёт смерти своего жениха: сбывается ли это? Помогает в оценивании работы своей группы (назовите самого активного, кто являлся генератором идей) и ответов других учеников (Чье выступление понравилось больше? Кто был более убедителен? Красноречив?) Помогает подвести итог урока, обобщает сказанное | Анализируют рассказы согласно вопросам учителя (вопросы для каждой группы - на карточках), слушают ответы одноклассников, дополняют и корректируют свою и иные точки зрения, задают вопросы на уточнение, оценивают свою работу и работу других учеников. Подводят микроитог урока: любовь в произведениях Бунина всегда трагична, почти всегда имеет две развязки: расставание или смерть, поскольку в понимании писателя она есть «кратковременный гость на земле», «кратковременная вспышка», уходящая в прошлое, но остающаяся в воспоминаниях и влияющая на всю последующую жизнь героев. |
Рефлексия | Задает вопросы: - Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее? - Чему вы сегодня научились? - Все ли задания выполнены? Что вызвало затруднение в процессе работы? Поставьте себе оценку за сегодняшний урок по 3-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и заполните таблицу «Знаю/ Не знаю/ Хочу узнать» | Ставят себе оценку за сегодняшний урок по 3-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и заполняют таблицу «Знаю/ Не знаю/ Хочу узнать» | Регулятивные УУД Оценка результатов деятельности |