Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используется современная технология развития критического мышления, которая отличается четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала, которая позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И. А. Крылов "Волк и Ягнёнок". »
МБОУ «Гимназия №3 г. Горно – Алтайска»
Разработка урока по теме: «И. А. Крылов. «Волк и Ягненок».
(5 класс).
Автор: Самажанова Гульдана Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Горно-Алтайск
2014
Пояснительная записка.
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на. На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используется современная технология развития критического мышления, которая отличается четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала, которая позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.
Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности учащихся, их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературы. А применение в системно – деятельностном подходе технологии развития критического мышления способствует формированию нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); развитию базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); формированию культуры чтения и письма; формированию умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулированию самостоятельной поисковой творческой деятельности; запуску механизмов самообразования и самоорганизации.
Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Мотивация к учебной деятельности. (Вызов).
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. (Осмысление).
Практикум. Аналитическая работа с текстом басни.
Закрепление полученных знаний.
Подведение итогов урока (Рефлексия).
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Номер урока в системе уроков: первый урок
Тема урока: «И. А. Крылов. «Волк и Ягненок».
Цели урока:
Образовательные: познакомить с биографией И. А. Крылова, дать понятие о басне как эпическом жанре, прочитать басню «Волк и Ягненок» и проанализировать её;
Развивающие: развивать образное мышление, речь, память, навыки работы с текстом художественного произведения;
Воспитывающие: формировать способность оценивать свою собственную деятельность на уроке; формирование мировоззрения в связи с моралью басни.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Предварительное задание:
1 группа: приготовить проект по теме: «Предшественники И.А. Крылова».
2 группа: приготовить проект по теме: «Биография И.А. Крылова».
3 группа: приготовить проект по теме: «Литературная деятельность И.А. Крылова».
4 группа: приготовить выразительное чтение по ролям басни «Волк и Ягнёнок».
5 группа: найти в тексте басни «Волк и Ягнёнок» непонятные слова и объяснить их значение.
6 группа: найти в тексте басни «Волк и Ягнёнок» непонятные слова и объяснить их значение.
Основные этапы организаций учебной деятельности
Цель этапа
Формируемые УУД
Используемые методы, приемы, формы
Деятельность учителя
Деятельностьучащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока. (2 минуты)
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция.
Словесный, метод мотивации к учебной деятельности.
Психологический настрой детей на урок.
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание
готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность.
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности. (Вызов).
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. (2 минуты).
Создание проблемной ситуации; актуализация имеющих знаний; пробуждение интереса к получению информации; постановка учениками целей и задач урока.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД:целеполагание.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, прогнозирование.
Задание: Обратим внимание на слайды (слайд №1, 2). Кто изображен на них? Кому поставлен памятник?
Попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока.
Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся.
Отвечают на
вопросы.
Определяют тему урока,
записывают в тетрадь (слайд №3).
Постановка учебной задачи на этот урок.
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. (Осмысление).
Проверка домашнего задания. (4 минут).
Контроль качества выполнения Подготовка к дальнейшему восприятию учебного материала.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из рассказа, умение доказывать и анализировать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока.
личностные УУД: умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »
регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата.
Раскрыть личный жизненный опыт баснописца, преломленный в его творчестве, осветить характер его деятельности, условия, в которых она протекала, ее историческую роль.
Наглядный, словесный, поисковый, познавательный.
Прием «ЗХУ».
Трем группам дано предварительное задание:
1 группа: приготовить небольшой проект по теме: «Предшественники И.А. Крылова».
2 группа: приготовить небольшой проект по теме: «Биография И.А. Крылова».
3 группа: приготовить небольшой проект по теме: «Литературная деятельность И.А. Крылова».
- В процессе слушания заполните 3 колонку таблицы «ЗХУ». Что вы узнали нового про И.А. Крылова.
- Вы все получили ответы на ваши вопросы со 2 колонки таблицы “ЗХУ»?
- Какие вопросы остались для вас открытыми?
Защита проектов.
Заполнение 3 колонки таблицы «ЗХУ».
Отвечают на вопросы.
Работа с литературоведческими понятиями. (4 минуты).
Прочитать определения терминов, вычленить ключевые слова и заполнить «понятийное колесо».
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из рассказа, умение доказывать и анализировать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока.
личностные УУД: умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »
регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата.
Исследовательский, частично – поисковый, словесный.
Работа в группах и выступление перед аудиторией.
Обратите внимание на слайды (слайд № 5, 6, 7). Здесь даны определения терминов «басня», «аллегория», «мораль». Вам нужно их прочитать
и составить понятийное колесо (слайд №8).
Корректирует, поясняет, дополняет.
Работа в группах. Читают определение терминов и составляют понятийное колесо:
1 и 4 группа с термином «басня»;
2 и 5 группа с термином «аллегория»;
3 и 6 группа с термином «мораль».
Представитель из каждой группы защищает свое понятийное
Физминутка «Две руки» (1 минута).
Профилактика утомления, нарушения осанки, и психоэмоциональная разрядка.
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.
Игровой метод.
Включает презентацию с сопровождающей музыкой. Дает установку на повторение физических упражнений, проецирующихся на презентации.
Смотрят на слайды и повторяют упражнения.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом басни.
Работа с текстом басни. (3 минуты).
Знакомство с текстом басни. Выявление ассоциативного ряда.
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, словесный.
Стратегия «Ассоциации».
Детям показываем картинки волка и ягненка ( слайд № 9) и спрашиваем:
Какие ассоциации вызывают у вас эти животные?
-Какую черту человеческого характера олицетворяет волк?
-А ягненок?
-Давайте проверим, действительно ли они таковы?
Беседа по прослушанному.
-Понравилось ли вам чтение басни Крылова?
- Подтвердилось ли ваше предположение о героях басни?
- Удалось ли ребятам передать характерные черты персонажей басни?
–Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление?
- Можно ли его описать аллегорически? Многие басни служат уроком. А эта басня может нас чему-то научить?
-Где мораль басни?
- Какие черты человеческого характера мы можем выявить?
Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.
Предварительно подготовленная группа читают выразительно басню по ролям. Остальные наблюдают, слушают.
Словарная работа над текстом басни. (2 минуты).
Прояснить значение непонятных слов, употребленных в басне.
Словесный, проблемный.
- При прочтении басни вам встретились непонятные слова?
- Какие?
Сейчас нам пояснят значения этих слов.
Отвечают на вопросы.
Предварительно подготовленные группы объясняют значения непонятных слов дополняя друг друга:
Тьма -много;
Надобно - надо;
Рыскать - бегать в надежде найти что-нибудь;
На добычу: добыча- старое ударение;
Святейший - в царской России почётное обращений к князю;
Донесть- старинная форма - донести, доложить, сказать;
В запрошлом лете - 2 года тому назад;
Разведаться -отомстить;
Досуг -свободное время;
Недосуг - некогда.
Анализ басни.
Работа со сводной таблицей. (7 минут).
Выявить проблемы, поставленные автором. Определить тему, идею, композицию.
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Проблемный, познавательный, словесный.
Прием «Учебный мозговой шторм».
Работа в группах.
Обсудите в группах ответы на вопросы (слайд №10) и заполните сводную таблицу (слайд №11):
Сформулируйте тему басни.
Сколько персонажей в басне? Назовите их.
Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни?
Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку.
Стратегия «Зигзаг». Всем группам дается одинаковое задание составить сводную таблицу героев, обсудить в группе, затем поделиться с другими группами, а также дополнить свои записи.
Обсуждение
вопросов.
Обсуждение и групповое заполнение таблицы.
Выступление групп. Корректировка и дополнение таблицы.
Знакомство с иллюстрациями басни Крылова. (3 минуты).
Познакомиться и выявить особенности иллюстрации к басне.
Наглядный, частично-поисковый
Посмотрим на иллюстрации на слайдах (слайд № 12, 13 ).
-Изменилось ли ваше восприятие басни?
Дают развёрнутый ответ на вопросы.
Этап 5. Закрепление полученных знаний.
Составление вопросов по басне (3 минуты).
Формировать умения составлять простые и сложные вопросы.
Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение самостоятельно и рационально
работать.
Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Исследовательский, частично – поисковый, словесный.
Работа в группах и выступление перед аудиторией.
Каждая группа должна составить по 2 тонких и по 2 толстых вопросов по басне «Волк и Ягненок» (слайд № 14).
Проверка выполнения работы. Корректировка и исключение повторяющихся вопросов.
Работа в группах.
Составляют вопросы.
Каждая группа задают вопросы, остальные группы по желанию отвечают.
Этап 6. Подведение итогов урока (Рефлексия).
Обобщение изученного (3 минуты).
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.
Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Даёт задание: написать письмо по кругу по теме урока и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – лист бумаги и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает лист соседу, который должен продолжить его размышления, листы передаются до тех пор, пока каждая листочек не вернется к своему хозяину.
Работа в группах. Обсуждают, согласовывают и записывают письмо.
Чтение группами писем.
Рефлексия (2 минуты).
Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и
подготовка к изучению следующих разделов курса.
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный.
Дает установку по группам продолжить фразы (слайд № 15, 16):
сегодня я
было интересно…
было трудно… узнал…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Придумывают концы предложении, выступают по группам.
Самооценка (1 минута).
Оценивание своей работы в группе, выставление оценок.
Самоанализ.
Оцените свою работу на уроке и работу членов вашей группы. Поставьте оценки в дневники.
Оценивают свою работу и работу членов своей группы.
Ставят оценки в дневники.
Домашнее задание (1 минута).
Отработка основных знаний и умений и актуализация знаний для дальнейшего изучения материала.
Метод контроля.
Дома напишите мини – сочинение на тему: «Чему научила меня басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок».
(слайд № 17).
Объясняет ход выполнения домашнего задания.
Записывают домашнее задание.
Список использованной литературы
Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред.А.П.Тряпицыной. – СПб., 2006.