kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Фотография, на которой меня нет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по произведению Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Фотография, на которой меня нет"»

Фотография, на которой меня нет.

Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе.

Урок развития речи учащихся

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения; формировать у учащихся умения и навыки речевой культуры; совершенствовать связную речь учащихся в устной форме; будить душу, память - память о прошлом семь, рода, страны.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Методы: словесный, информационно-рецептивный, поисковый.

Наглядность: фотографии из семейных альбомов,

Ход урока


И близких всех душа не позабудет...

Н. Рубцов

I. Тема, цель урока

1. Будем готовиться к сочинению...

2. Будем учиться связно излагать свои мысли, совершенствовать свою речь...

3. Наблюдать, описывать, делать выводы...

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Беседа по домашнему заданию (опережающее)

1.Предлагала пересмотреть семейные альбомы, расспросить у дедушек, бабушек, пап, мам о тех, кто изображен на фотографиях.

2. Узнать, какие события нашли отражение на этих старых снимках (раньше говорили - карточках).

3. Подготовить рассказ о фотографии.

4. Подобрать стихотворение (у кого получится...), желательно нашего, местного автора, передающего ваши мысли, чувства, впечатления.

2. Творческое задание: наметим круг вопросов, которые желательно осветить в рассказе.

План

1. Когда была сделана фотография?

2. Кто на ней изображен?

3. Какое событие запечатлено?

4. Как выглядят люди на фотоснимке (поза, одежда, выражение лица)?

5. Как они расположены по отношению друг к другу или к каким-либо предметам?

6. Что предшествовало моменту съемки?

7. Как реагировали на этот снимок ваши родные?

8. Какие чувства и мысли вызвал у вас этот фотоснимок?

III. Словарная работа: в устном рассказе можете употреблять где были бы уместными такие выражения, словосочетания, синонимы:

  • на фотографии изображен (запечатлен, увековечен, снят)...

  • схвачен такой момент...

  • остановлено мгновение, когда...

  • фотография отражает (показывает, воссоздает)...

  • с фотографии на нас смотрит...

  • взгляните на эти лица...

  • предстает на снимке...

  • становимся очевидцами тех далеких (удивительных, трагических, счастливых, необычных...) дней...

  • совершаем увлекательное путешествие в прошлое...

  • мы можем иметь представление о...

  • точь-в-точь такие, какими были... лет назад...

  • миг, момент, ситуация, эпизод, фрагмент жизни...

  • вот такую историю поведал (рассказал) мне снимок...

  • фотография - документ истории...

  • фото - безымянный летописец...

III. Мотивация учения

Беседа

1. Эпиграфом к уроку мы взяли строку из стихотворения Н. Рубцова «Огонек»:

...И близких всех душа не позабудет...

2. Как вы понимаете, выражения «близкие», «душа», «близкие по духу», «родные»,, «родственники», «род», «народ»?

род - родина, родная сторона, Родина, народ.

отчий дом, Отечество, Отчизна.

отеческий дом,

родные: папа, мама, дедушка, бабушка, дядя, тетя...



3 Основное содержание урока

1. Проблемный вопрос: о чем вам поведали старые фотографии?

2. Устные сообщения учащихся по фотографии на тему: «Фотография, на которой меня нет...»

3. Дать образец (учитель, по фото своего родственника).

Заставки:

  • в остановившихся мгновениях запечатлена история не только семьи, но и всего народа...

  • однако это все было, это - наша история...

  • оказывается, папы и мамы когда-то были меньше вас...

  • фото - летопись истории В. О. восстановление шахт, строительство, отдых и т.д.

V. Обобщение и систематизация материала

1. Замечания...

2. Интересные устные рассказы получились...

3. Удачно подобраны стихотворения...

4. Создали произведения различных жанров:

  • очерки,

  • этюды,

  • рассказы,

  • лирические миниатюры,

  • стихотворения...

5. Вернули мгновения, которые остановила фотография...

6. Какие сообщения вам больше всего понравились?

7. Оцените ответ товарищей...

VI. Подведение итогов

Заключительное слово учителя

- Сегодня мы попытались остановить мгновение, остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатленное на фотоснимках, близко и дорого нам, оно живет в нас.

- Старые фотографии учат нас помнить своих близких, с уважением относиться к их жизни. Они побуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на изменившихся за годы наших родных и знакомых.

- Прекрасный поэт Н. Рубцов, с творчеством которого скоро предстоит познакомиться, оставил нам строки, взятые сегодня в качестве эпиграфа к уроку.

Как много желтых снимков на столе
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...

- Поэт понял сокровенный смысл снимка из семейного альбома: фотография - это память семьи, рода, страны; это память о прошлом вашей семьи, вашего рода и нашей страны, нашего государства .

- Вы пойдете в жизни по крутым тропинкам и гладким дорожкам, а в сердце своем понесет память о своей маме, бабушке, о папе и дедушке, о своем роде, о своем доме, школе. Память делает человека духовно богаче, красивее, а беспамятство - уродует душу, обедняя ее.

- Помните своих родных и близких, а также родных по духу людей.

- Любите всех родных и близких, любите свой родной край, свою Родину!

Итоговая беседа

1. Какой урок сегодня получили? (Уважать родителей, дедушек и бабушек.)

2. Какие выводы сделали? (Быть добрыми, уважительными, памятливыми...)

3. Живите в согласии...

Оценки

VII. Домашнее задание

.Написать сочинение .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Фотография, на которой меня нет"

Автор: Вильданова Татьяна Эдуардовна

Дата: 19.02.2020

Номер свидетельства: 540289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект урока на тему "Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-na-tiemu-probliema-nravstviennoi-pamiati-v-rasskazie-v-p-astaf-ieva-fotoghrafiia-na-kotoroi-mienia-niet"
    ["file_id"] => string(6) "102247"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490524"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-probliema-nravstviennoi-pamiati-v-rasskazie-v-p-astaf-ieva-fotoghrafiia-na-kotoroi-mienia-niet"
    ["file_id"] => string(6) "102256"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402491167"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Тема урока: Образы учителей в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»."
    ["seo_title"] => string(80) "tema_uroka_obrazy_uchitelei_v_rasskaze_v_astafeva_fotografiia_na_kotoroi_menia_n"
    ["file_id"] => string(6) "561929"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604142500"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рассказ В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет" "
    ["seo_title"] => string(58) "rasskaz-v-p-astaf-ieva-fotoghrafiia-na-kotoroi-mienia-niet"
    ["file_id"] => string(6) "137525"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417363865"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Формирование тестовой компетенции учащихся к рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»"
    ["seo_title"] => string(115) "formirovaniie-tiestovoi-kompietientsii-uchashchikhsia-k-rasskazu-v-p-astaf-ieva-fotoghrafiia-na-kotoroi-mienia-niet"
    ["file_id"] => string(6) "326578"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1463233691"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства