kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:
1.Проследить в совместной деятельности с учащимися эволюцию пейзажа в художественном мире литературы на материале произведений Д.Дефо, Ю.Домбровского, братьев Стругацких.
2.Произвести отбор материала по теме, включая ЗУНы, требуемые программой. Развивать коммуникативные умения, умения рассуждать, делать выводы, умозаключения, умения работать с текстом.
3.Воспитание активной гражданской позиции при решении проблемы «Человек и природа».
Тип урока :совершенствование знаний, умений,навыков.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эволюция пейзажа в художественном мире литературы »

Урок
русской словесности
(7 класс)

Тема : Эволюция пейзажа в художественном мире литературы
Цели:
1.Проследить в совместной деятельности с учащимися эволюцию пейзажа в художественном мире литературы на материале произведений Д.Дефо, Ю.Домбровского, братьев Стругацких.
2.Произвести отбор материала по теме, включая ЗУНы, требуемые программой. Развивать коммуникативные умения, умения рассуждать, делать выводы, умозаключения, умения работать с текстом.
3.Воспитание активной гражданской позиции при решении проблемы «Человек и природа».
Тип урока :совершенствование знаний, умений,навыков.
Вид урока :урок – размышление.


Ход урока.
1.Организационный момент .
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

2.Мозговой штурм.
Учитель:
- Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём? –спросили философа афиняне.
-Я ищу человека,- ответил он.
- Кого? Меня? Его?
-Я ищу человека, -повторил мудрец.
-Но нас же много ,- сказали ему афиняне.
-Да, людей много, а найти среди них человека, трудно!

Вопрос :Как вы думаете, какой смысл вложен в это предание?

Ответы учащихся……………

Итак, после проведённого мозгового штурма, мы готовы думать , рассуждать, сопоставлять, делать выводы, т.е. работать и получать знания.

3.Формулирование проблемы урока.

Обращение к эпиграфам урока.
-Обратите внимание на экран. Перед вами эпиграфы к сегодняшнему уроку:

1 вариант
«Человек – сын природы».
«Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо».

2 вариант
«Человек, который понимает природу,- благороднее , чище».(Л.М.Леонов)
«Надо иметь не только глаза, но и чувствовать природу, надо слышать её музыку и проникаться её тишиной».(И.И.Левитан)
Задание:
- Прочитав и обдумав их, сформулируйте в двух словах проблему сегодняшнего урока.

(Человек и природа)

4.Обращение к теме и целям урока.
Проблема найдена, и она очень тесно связана с темой урока , а тема следующая:
«Эволюция пейзажа в художественном мире литературы».
Как можно сформулировать цель сегодняшнего урока? (формулировка цели учащимися)
Цели: учитель
1. Мы проследим эволюцию пейзажа от первозданного, не тронутого рукой человека ландшафта, до мёртвой, радиоактивно заражённой зоны.
Проведём параллель Природа и человек, в основу которой положена идея отбора литературного материала по теме. Мы вместе должны определить ситуации ,изображённые писателями, вникнуть в смысл изображаемого, почувствовать авторскую мысль, тревогу и одновременно будем развивать активную гражданскую позицию, что , чтобы изменить мир, нужно начать с себя.

Итак, в чём же состоит единство человека и природы?
Решать поставленную проблему мы будем посредством работы в группах.

5.Инструктаж.

Перед вами листы ответов для заполнения, структурные карты урока и карты- информаторы.
Внимательно слушать меня и выполнять соответствующие задания. Это ваша задача.

Сейчас мы попытаемся сопоставить три произведения, на их основе проследить эволюцию пейзажа.
Для работы программа и государственный стандарт Р.К.предлагает отрывки из произведений :
1.Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» -работает 1 группа
2.Юрия Домбровского «Хранитель древностей» - работает 2 группа
3.Братьев Стругацких «Пикник на обочине» - работает 3 группа.

Задания каждой группе определены – приступаем к работе.
(7-10 минут)

6.Проверка работы групп.

1 группа
2 группа
3группа

Итак, мы услышали выразительное чтение отрывков, мы определили,какие образы можно увидеть при рассматривании пейзажа в литературе, мы выяснили смысл и значение каждого отрывка, нашли необыкновенное в каждом описании , и сделали выводы, что природа,первозданная, не тронутая человеком ,только при разумном использовании, может становиться краше и приносить пользу. В чём же смысл понятия ЭВОЛЮЦИЯ применительно к природе?
Ответы учащихся…….

7.Подведение итогов работы групп
К какому же итогу мы пришли в решении проблемы урока?
Это мы узнаем, организовав «авторский стул».
На столе каждой группы есть карточка с набором слов.
• Используя эти слова необходимо сначала каждому в отдельности сделать высказывание на тему, затем в парах, а затем совместно в группе отредактировать высказывание.

• 1группа
• Природа,
• Жестокость,
• Разрушение,
• Бездумность,
• Зона,
• Уничтожение.

• 2группа

• Природа,
• Богатство,
• Красота,
• Щедрость,
• Человек,
• Разумно,
• С любовью,
• Сад,
• Вхождение в храм

• 3 группа

Пикник,
лес,
громкая музыка,
банки, пустые бутылки, мытьё машин, корзины с провизией, автол , бензин, свечи, масляные фильтры грязь, огрызки, конфетные обёртки.


Что же можно сказать? (работа групп – 2-3 минуты)

Слушаем 1 и 2 группу.

Подведение итога учителем:
Природа богата, красива, щедра, пока в неё не попадает человек. Люди, как и инопланетяне, не задумываясь, врубаются в природу, изменяют её, рушат то, что создано без их участия. Если человек делает это разумно, любя, он превращает природу в сад, а если бездумно, жестоко, то в Зону.
Но каков человек по своей природе? Он наступает на неё, не задумываясь о последствиях, как инопланетянин, ведь для него (Инопланетянина) земля не является родным домом.

8.Обратимся к четвёртому отрывку.
Читает учитель.
Беседа:
-Какое действие совершает человек по отношению к природе?
(он загрязняет её мусором, бензином, сжигает её и т.д., т.е. постепенно превращает её в зону.
-Допустимо ли это?
-Нет.
- Как должен поступать человек по отношению к природе ?.........
- Так какого же человека искал Диоген в начале урока ?...........

АВТОРСКИЙ стул 3 группы.

После ответа
- Запишите качества настоящего человека, который является совершенным, живущим в единстве с природой, в гармонии с ней. (Человек КАКОЙ?)

9. Ассоциация.
Учитель: посмотрите на экран

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
И закончить урок я хочу такими словами:

«Мы живём в красоте. Красота- это радость твоей жизни,человек стал человеком, потому , что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд ,розовый разлив вечерней и утренней зари, увидел и изумился, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоём сердце тогда же расцветёт человеческая красота». А чтобы это случилось нужно начать с себя …..

Закончите фразу - Составьте кенинг, своё высказывание – призыв к человеку.

10. Задание на дом :
1.Написать эссе «Начать с себя».

11. Подведение итогов урока:

Приложение .
Структурная карта.
Группа № 1.
1. Выразительное чтение отрывка (станица 218 (весь)).

2. Заполнить в листе ответов из текста:
Зрительные образы Образы-звуки Образы-запахи


3. Каков смысл данного приведённого отрывка?

4. Какие описания делают отрывок необыкновенным? (зачитать конкретно).

5. Какие строки доказывают, что природа первозданна, не тронута рукой человека?

Карточка-информатор.
Группа № 1.
Ко 2-му заданию:
Зрительные образы: красивые луга; луга, покрытые травой; растет в изобилии табак с высокими и толстыми стеблями; растения, которых раньше не видел; окрестность зеленела, цвела; каждое растение блистало красой весеннего наряда; множество кокосовых пальм, апельсинных и лимонных деревьев; множество попугаев; попадались зайцы; много лисиц; зелёные луга, пестреющие цветами; красивые рощи.
Образы-звуки:

Образы-запахи: окрестность благоухала;…

К 3-му заданию: Смысл отрывка.
Роман «Робинзон Крузо» повествует о приключениях моряка, прожившего 28 лет на необитаемом острове в полном одиночестве. Робинзон выжил в абсолютной изоляции от человеческого общества, сумел приспособиться к природным и климатическим условиям края. Естественный пейзаж поражает героя своей красотой, необычностью, чистотой, нетронутостью. Но он не интересует его своими красотами, моряк смотрит глазами человека практичного: каким образом можно прокормиться, как изготовить предметы первой необходимости? Поэтому в романе мало природных описаний.

Лист ответов.
Группа № 1.2.3.
1.
2.
Зрительные образы Образы-звуки Образы-запахи



3. Своими словами. (передать смысл данного отрывка)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


4. Выписать фразы из текста.

5. Выписать фразы из текста.

Записать качества настоящего человека

Структурная карта.
Группа № 2.
1. Выразительное чтение отрывков:
От слов Цвело всё…до слов… Марья Коревна.
От слов Повстречалась рощица белых акаций…до слов …большие белые бабочки.
От слов Алма-атинский тополь – замечательное дерево… до слов …переливается серебром и чёрнью.
От слов С час как бойко шла перекличка петухов….. до конца.

2. Выписать и назвать образы:
Зрительные образы Образы-звуки Образы-запахи


3. Каков смысл приведённого отрывка? Для чего изучается?

4. Какие описания делают его необыкновенным? (записать, зачитать)

5. Какие строки доказывают, что человек уже внёс свои коррективы в этот дикий мир природы?

Карточка-информатор.
Группа № 2.
Ко 2-му заданию:
Зрительные образы: всё цвело, сады везде, сад рос на мостовой, клумбы, газон, бетонный фонтанчик, желтые тюльпаны, красные и сизые маки, рощица белых акаций, восточные танцовщицы, напоминали танцующих девочек, фруктовые сады, тополя, сад яблоневый, сад урючный, сад вишнёвый, сад миндальный – весь город сплошной сад, два мощных крыла распахнулись над городом, залегли могучие горные боры, садятся фазаны, козочки забегают, дикая природа подходит к городу.

Образы-звуки: над акациями трубили шмели, деревья, гудя, гнутся в дугу, от корней до вершин шумит, пульсирует, город проснулся, шла бойко перекличка петухов, горланили, бойчее один другого, с треском вспархивала саранча, заливались лягушки, ухает филин, чирикал вишенник и заливался, иволги кричат, поют.
Образы-запахи: от деревьев исходил, и пряный, и сладкий запах, он был тяжел, не плыл, а стоял в воздухе.

К 3-му заданию:
Роман Юрия Осиповича Домбровского «Хранитель древностей» называют «алма-атинской повестью», так как события в нём разворачиваются в Алма-Ате 1930 годов. Городской пейзаж представляет собой результат деятельности человека по преобразованию природы, но деятельности еще разумной, не наносящей вред и ущерб естеству. Город-сад, утопающий в яблоках, цветах, акациях, тополях, окруженный горными хребтами, город, в котором «зверья не меньше, чем людей, такой была Алма-Ата». Мы сравниваем отрывок, где природа не тронута человеком, и где тронута, но с любовью и разумом.

К 5-му заданию:
Цвело всё, чему цвести было не положено. Развалившиеся заплоты, стены домов, крыши, лужи, тротуары и мостовые. Сады везде, цветы алмаатинцы приносят из-под ледников; прямо на мостовой рощица белых акаций; зелень в городе расположена террасами… Город один сплошной сад. Весь город обсажен тополями. Огромный тракт – одна большая тополевая аллея; шла перекличка петухов, в городе зверья не меньше, чем людей. Козочки ягнятся в огромных садах.

Структурная карта.
Группа № 3.
1. Выразительное чтение отрывка.
От слов Зона-матушка… до слов …колючкой не заросла.
От слов Асфальт весь потрескался… до слов… студень из подвалов дышит.
От слов Все, кто в этом квартале жил… до слов…зелёная заря Зоны.

2. Заполнить в листе ответов из текста.
Зрительные образы Образы-звуки Образы-запахи


3. Каков смысл приведенного отрывка?

4. Как меняется земля и природа в процессе посторонней деятельности? (зачитать конкретно).

5. Какие описания делают отрывок необыкновенным?
Какие строки доказывают это?

Карточка-информатор.
Группа № 3.
Ко 2-му заданию:

Зрительные образы: Зона-матушка, земля как земля, желтая порода конусами, кауперы на солнышке отсвечивают, рельсы, индустриальный пейзаж, людей нет ни живых, ни мертвых, длинная серая кишка, грузовики стоят, трещина в асфальте, асфальт потрескался, трава еще человеческая, черная колючка, Зона, серые заросли, дерьму обозначили ясную границу, дома облупленные, мёртвые, слепые окна, ведьмин студень дышит, кожа слезла почти, люди слепли, туман исчезал, мгла проседала, холмы прорастали, реденький заморённый лозняк.

Образы-звуки: паника началась, полыхало зарево – земная заря Зоны.

Образы-запахи: студень ведьмин из подвалов дышит, прокисшее болото.

К 3-му заданию: смысл отрывка
В повести Стругацких «Пикник на обочине» описывается большой и опасный для здоровья людей участок городской земли, который называют после визита инопланетян «Зоной посещения» или просто «Зоной». Зона – это обезображенная местность, где инопланетяне повели себя так, как часто ведут дикари-туристы, которые выезжают на природу. Поэтому повесть названа «Пикник на обочине». Это предостережение земле, что некий бездушный разум может превратить её в место сброса отходов. Ведь и сами цивилизованные земляне так поступают с окружающим их миром, естественной природы, где обитают безобидные существа и растения.

4. Выписать фразы в лист ответов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Автор: Туренко Татьяна Александровна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 197022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы. "
    ["seo_title"] => string(78) "evoliutsiia-iestiestviennogho-pieizazha-v-khudozhiestviennom-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "198300"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428392806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы.  Дефо «Робинзон Крузо», Домбровский «Хранитель времени» "
    ["seo_title"] => string(132) "evoliutsiia-iestiestviennogho-pieizazha-v-khudozhiestviennom-mirie-litieratury-diefo-robinzon-kruzo-dombrovskii-khranitiel-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "118789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413253498"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок литературы «Моя лирика жива  одной  большой  любовью,  любовью  к  родине»  (Тема Родины в лирике С.Есенина) "
    ["seo_title"] => string(114) "urok-litieratury-moia-lirika-zhiva-odnoi-bol-shoi-liubov-iu-liubov-iu-k-rodinie-tiema-rodiny-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "117937"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961155"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства