Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы.
Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы.
Тема урока: Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы.
Цель урока : на примере худ. текстов проследить эволюцию пейзажа в художественном мире литературы ; развивать навыки аналитического мышления и умения аргументировать свои ответы ; воспитывать ответственность каждого человека за судьбу Земли в целом.
Оборудование: интерактивная доска, слайд, фрагменты фильмов А. Тарковского «Сталкер», «Робинзон Крузо»
Ход урока : I Орг. класса
Приветствие.
II Повторение. Опрос дом. задания.
На прошлом уроке мы говорили о фантастическом мире в повести Аркадия и Бориса Стругацких
« Малыш» - Расскажите о судьбе «Космического Маугли»
Какие фантастические и жизнеподобные образы – персонажи вам встретились в повести ? К какой группе образов вы отнесете Малыша ?
Чем отличается модель фантастического художественного мира в повести от жизнеподобного художественного мира ?
Смогли бы вы ответить на те вопросы который задает Малыш землянам ? О чем бы вы хотели его спросить ?
III Работа по новой теме.
Вступление.
Что такое пейзаж ? Какие виды пейзажей бывает ? (суточного, годового цикла, географические, бурные, естеств. и исскуств., национальные и экзотические, фантастические)
Прочитайте, какие пейзажные описания вы нашли. К какому виду пейзажей они относятся ?
Сообщение темы и цели урока.
Мы подошли к теме нашего урока – «Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы»
Сегодня мы с вами должны проследить на примере отдельных текстов, эволюцию пейзажа в художественном мире литературы – от первозданного, не тронутого рукой человека ландшафта до мертвой радиоактивного зараженной Зоны. Мы познакомимся с фрагментами из романов Д. Дефо «Робинзон Крузо» и Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей», с отрывками из повести братьев Стругацких « Пикник на обочине».
Словарная работа
- Что такое эволюция ?
4. Всемирно известный роман Д. Дефо повествует о приключениях моряка Робинзона Крузо, прожившего 28 лет на необитаемом острове в полном одиночестве, если не считать последних 3 лет, когда он приобрел себе друга и помощника в лице туземца.
Роман Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» называют «Алма – атинской повестью»,т.к. события в нем разворачиваются в Алма –Аты 1930 г. В отличие от первозданного ландшафта необитаемого острова городской пейзаж представляет собой результат деятельности человека по преобразованию природы, но деятельности еще разумной, не наносящей ущерб и вред естеству.
В предложенных вам фрагментах повести Стругацких «Пикник на обочине» описывается большой и опасной для здоровья людей участок городской земли, который называют после визита инопланетян «зоной посещения» или просто Зоной.
3) А и Б. Стругацкие « Пикник на обочине» ( фрагмент фильма).
IV Закрепление.
Как воспринимает естеств. пейзаж необитаемого острова Робинзон Крузо?
Чем отличается городской пейзаж Ю.О. Домбровского от первозданного пейзажа из ром. Д.Дефо ?
Найдите во фрагментах повести братьев Стругацких « Пикник на обочине» детали, которые свидетельствуют о следах экологической катастрофы.
V Заключение
Итак, на примере трех текстов мы проследили, как меняется естественный пейзаж под разрушительным воздействием человека. Этот процесс, запечатленный в художественных произведениях, не случаен: как известно, литература отражает действительность, и писатели ХХ века в своих произведениях выразили тревогу за будущее Вселенной.
Задание на дом : стр 223 вопр 5,6,7.
Творческое задание:
Посмотрите фильм « Сталкер» и сравните пространство « Зоны» в кинотексте и повести «Пикник на обочине»
Сравните картины экологической катастрофы у Стругацких с теми трагическими фактами, которые приводит Р. Сейсенбаев в рассказе
« День, когда рухнул мир».
Нарисуйте иллюстрацию к одному из видов пейзажа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы. »
Тема урока: Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы.
Цель урока : на примере худ. текстов проследить эволюцию пейзажа в художественном мире литературы ; развивать навыки аналитического мышления и умения аргументировать свои ответы ; воспитывать ответственность каждого человека за судьбу Земли в целом.
Оборудование: интерактивная доска, слайд, фрагменты фильмов А. Тарковского «Сталкер»
«Робинзон Крузо»
Ход урока : I Орг. класса
Приветствие.
II Повторение. Опрос дом. задания.
На прошлом уроке мы говорили о фантастическом мире в повести Аркадия и Бориса Стругацких
« Малыш» - Расскажите о судьбе «Космического Маугли»
Какие фантастические и жизнеподобные образы – персонажи вам встретились в повести ? К какой группе образов вы отнесете Малыша ?
Чем отличается модель фантастического художественного мира в повести от жизнеподобного художественного мира ?
Смогли бы вы ответить на те вопросы который задает Малыш землянам ? О чем бы вы хотели его спросить ?
III Работа по новой теме.
Вступление.
Что такое пейзаж ? Какие виды пейзажей бывает ? (суточного, годового цикла, географические, бурные, естеств. и исскуств., национальные и экзотические, фантастические)
Прочитайте, какие пейзажные описания вы нашли. К какому виду пейзажей они относятся ?
Сообщение темы и цели урока.
Мы подошли к теме нашего урока – «Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы»
Сегодня мы с вами должны проследить на примере отдельных текстов, эволюцию пейзажа в художественном мире литературы – от первозданного, не тронутого рукой человека ландшафта до мертвой радиоактивного зараженной Зоны. Мы познакомимся с фрагментами из романов Д. Дефо «Робинзон Крузо» и Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей», с отрывками из повести братьев Стругацких « Пикник на обочине».
Словарная работа
- Что такое эволюция ?
4. Всемирно известный роман Д. Дефо повествует о приключениях моряка Робинзона Крузо, прожившего 28 лет на необитаемом острове в полном одиночестве, если не считать последних 3 лет, когда он приобрел себе друга и помощника в лице туземца.
Роман Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» называют «Алма – атинской повестью»,т.к. события в нем разворачиваются в Алма –Аты 1930 г. В отличие от первозданного ландшафта необитаемого острова городской пейзаж представляет собой результат деятельности человека по преобразованию природы, но деятельности еще разумной, не наносящей ущерб и вред естеству.
В предложенных вам фрагментах повести Стругацких «Пикник на обочине» описывается большой и опасной для здоровья людей участок городской земли, который называют после визита инопланетян «зоной посещения» или просто Зоной.
3) А и Б. Стругацкие « Пикник на обочине» ( фрагмент фильма).
IV Закрепление.
Как воспринимает естеств. пейзаж необитаемого острова Робинзон Крузо?
Чем отличается городской пейзаж Ю.О. Домбровского от первозданного пейзажа из ром. Д.Дефо ?
Найдите во фрагментах повести братьев Стругацких « Пикник на обочине» детали, которые свидетельствуют о следах экологической катастрофы.
V Заключение
Итак, на примере трех текстов мы проследили, как меняется естественный пейзаж под разрушительным воздействием человека. Этот процесс, запечатленный в художественных произведениях , не случаен: как известно, литература отражает действительность, и писатели ХХ века в своих произведениях выразили тревогу за будущее Вселенной.
Задание на дом : стр 223 вопр 5,6,7.
Творческое задание:
Посмотрите фильм « Сталкер» и сравните пространство « Зоны» в кинотексте и повести «Пикник на обочине»
Сравните картины экологической катастрофы у Стругацких с теми трагическими фактами, которые приводит Р. Сейсенбаев в рассказе