Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы. Дефо «Робинзон Крузо», Домбровский «Хранитель времени»
Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы. Дефо «Робинзон Крузо», Домбровский «Хранитель времени»
Данная разработка представляет собой конспект урока литературы в 7 классе на тему "Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы. Дефо «Робинзон Крузо», Домбровский «Хранитель времени». Урок построен на работе с понятием "экология", рассматривает виды пейзажа в литературных произведениях, учит анализу лирического стихотворения и проектной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
показать на примере художественных пр-ий, к чему может привести бездушное отношение человека к природе
учить анализировать пейзаж в художественном пр-ии
показать актуальность сосуществования людей с окружающим миром, другими разумными существами
Развивающая цель:
развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь
развивать долговременную память в процессе деятельности
развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы
Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда
Постановка познавательных задач.
Контроль чтения наизусть (с прошлого урока)
Работа с понятием «экология» (греч. учение о доме; наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой)
Работа с темой урока: что такое эволюция (лат. развертывание, процесс изменения, развития кого-либо, чего-либо от одного состояния к другому)
- как может преобразовать человек природу? взаимосвязана ли эволюция природы и пейзажа с действиями человека?
5. Работа по анализу пр-ий и пейзажей с заполнением таблицы с прочтением текстов
Автор, пр-ие
Виды пейзажа
Яркие ИВС
Влияние человека на природу
Дефо «Робинзон Крузо» с. 222
Географический
Горизонтальный
Естественный
национальный
Красивые, ровные, гладкие луга
Табак с высокими и толстыми стеблями
Вся окрестность зеленела, цвела и благоухала
Человек не влияет на природу, он ее часть, а природа – защитник и помощник, и противник человека
- как воспринимается этот пейзаж? (как естественное, красивое, непознанное, живое существо)
- чем является этот пейзаж для главного героя?
Автор, пр-ие
Виды пейзажа
Яркие ИВС
Влияние человека на природу
Домбровский «Хранитель древностей» с. 223
Многоцветие
Географический
Горизонтальные
цивилизации
Город деревьев
Необычайный город
Цвело всё
Повстречалась рощица белых акаций
Зелень расположена террасами
Город сплошной сад
Заливались лягушки
Вершины гор нежно-розовые
Это результат деятельности человека, природа подстроена под человека, его жизнь, для его удобства, но эта деятельность не наносит природе вреда
- чем замечателен алматинский тополь? (он самое главное в городе, они самые первые его жители, жили еще до его образования, он прямой, совершенно неподвижен, как триумфальная колонна, он живой)
6. Подведение итогов анализа пр-ий
- как происходит изменение естественного пейзажа во втором пр-ии?
- всегда ли достижения науки служат на благо человечества?
- о чем заставляет задуматься второе пр-ие?
7. Чтение и анализ ст-ия Вознесенского «Сон» (хрестоматия)
Сон
Я шёл вдоль берега Оби,
я селезню шёл параллельно.
Я шёл вдоль берега любви,
и вслед деревни мне ревели.
И параллельно плачу рек,
лишённых лаянья собачьего,
финально шёл XX век,
крестами ставни заколачивая.
И в городах, и в хуторах
стояли Инги и Устиньи,
их жизни, словно вурдалак,
слепая высосет пустыня.
Кричала рыба из глубин:
«Возьми детей моих в котомку,
но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства».
Я шёл меж сосен голубых,
фотографируя их лица,
как жертву, прежде чем убить,
фотографирует убийца.
Стояли русские леса,
чуть-чуть подрагивая телом.
Они глядели мне в глаза,
как человек перед расстрелом.
Дубы глядели на закат.
Ни Микеланджело, ни Фидий,
никто их краше не создаст.
Никто их больше не увидит.
«Окстись, убивец-человек!» —
кричали мне, кто были живы.
Через мгновение их всех
погубят взрывы.
«Окстись, палач зверей и птиц,
развившаяся обезьяна!
Природы гениальный смысл
уничтожаешь ты бездарно».
И я не мог найти Тебя
среди абсурдного пространства,
и я не мог найти себя,
не находил, как ни старался.
Я понял, что не будет лет,
не будет века двадцать первого,
что времени отныне нет.
Оно на полуслове прервано...
Земля пустела, как орех.
И кто-то в небе пел про это:
«Червь, человечек, короед,
какую ты сожрал планету!..»
- какой пейзаж рисует автор в этом ст-ии?
- назовите самые яркие образы ст-ия
- о чем это ст-ие? как оно взаимосвязано с темой сегодняшнего урока?
8. Групповая проектная работа: разработать проект сосуществования природы и человека.