kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание на уроках литературы- это составная часть нравственного воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках литературы»

Экологическое воспитание

на уроках литературы

(человек и природа в литературе)



Наша природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. Мы так сроднились с цветами что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и каким совершенным творением природы они являются.

Еще 15-20 лет назад мы не представляли себе истинный смысл понятия «экология». Сегодня уже понимаем, насколько быстро может наступить эпоха экологических катастроф.

Экологическое воспитание на уроках литературы – это составная часть нравственного воспитания. Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью, является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.

Художественный мир произведения связан с тем, что вечно в нашем понимании жизни: с родной землей, человеком на ней, с родиной, природой, народом, духовной памятью – иными словами, с духовностью как способностью человека к осмыслению жизни во всех ее проявлениях, к самопознанию, без чего нет любовного, бережного отношения к природе.

Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность, а не лишь как на подножие для хозяйственной деятельности человека. Богатый мир природы, ее гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И. Тургенева, Ф. Тютчева, И. Никитина, К. Паустовского, Н. Заболотцкого, В. Астафьева, Е. Носова и многих других писателей, чье творчество изучается в школе.

Литература в своем движении во времени все более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живем. Если в творчестве писателей ХІХ века мы видим ненарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты, они усиливаются в произведениях Солоухина, а к сотрудничеству с природой, и доходят до обостренной, звенящей высоты в «Царь-рыбе» В. Астафьева, главная мысль которой в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведет к гибели самого человека; человек, который губит природу, губит прежде всего себя… Знакомство учащихся с этими произведениями позволяет им понять смысл выражения, введенного в обиход писателями в последние годы, - «экология души».

Работа над книгой «Царь –рыба», удостоенной Государственной премии, может сыграть значительную роль в нравственном воспитании молодежи, а также познакомит учащихся с творческой манерой самобытного художника, идущего от личного биографического опыта к широким обобщениям к сущности человечности. Корни его творчества уходят в мир детства, деревни, сибирской природы. Его жизненный опыт – тяжелая юность и участие в Великой Отечественной войне – определяют многие особенности стиля писателя: частое повествование от «я», обращение к очерковой публицистической манере, значительная роль автора-повествователя, позиция которого активна и последовательна.

Русская литература дает возможность увидеть школьникам глубокую закономерность, заключающуюся в том, что в русском языке мир – общество, мир – не война, мир – Вселенная – слова-близнецы, а слово РОДНИК, ПРИРОДА, РОДИНА, НАРОД – одного корня.

Отношение к природе, в том числе и поэтическое, - категория мировоззренческая. Одному природа – мать, другому мачеха. А нам?

Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. Природа в художественном произведении помогает понять лучше душевное состояние, внутренний мир героя (Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шолохов). В каких бы формах ни отражала литература параллель «природа – человек», перед нами всегда открывается в видимых и осязаемых образах один из важнейших законов бытия: ЗАКОН ДИАЛОГА. Он утверждает, что все в мире взаимообусловлено, все находится в многообразных отношениях друг к другу: человек – другой человек, человек – общество, человечество; человек и природа (или мир в целом). Эти отношения могут быть равноправными или же неравноправными. В первом случае они монологические, как правило, эгоистические, потребительские. «Я – центр мира, мир существует для меня» - вот формула монологического сознани. «Я и мир, мир во мне, я в мире» - вот образ сознания, который утверждается в русской классической литературе и произведениях ведущих писателей – наших современников. Рисуя различные отношения человека к природе, художественные произведения позволяют ученику выявить и характер своих отношений с миром, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную, социальную сущность.

В художественных произведениях образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Нельзя любить родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимаем за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее богатств. Именно поэтому мы используем урок литературы, чтобы показать учащимся гражданский смысл поэтического чувства природы в литературе любого народа, и на этой основе формируем их гражданские, патриотические чувства.

Решая задачу воспитывать бережное отношение к природе, не забудем о специфике воздействия художественного слова на читателя-школьника. Чтобы это воздействие состоялось, необходимо:

  • постоянно вызывать сильную, яркую эмоцию ученика на предлагаемый ему художественный материал (эмоциональное слово учителя, выразительное чтение педагога или учеников, обращение к ним публицистически заостренными вопросами и т.д.). Примером глубоко личностного обращения учителя к каждому ученику может служить рассчитанное на душевный отклик слово Ю. Селезнева о повести В. Распутина «Прощание с Матерой»: «Если земля – территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю – родную землю, Родину – освобождают, территорию захватывают. Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель. Так кто же нам эта земля – земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? Или территория? Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ушли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли все, что могли, а там хоть потоп?»;

  • воссоздание в воображении учащихся зрительных и слуховых образов природы, раскрывающих ее красоту, величие, ценность, влияние на внутренний мир человека. Решению этой задачи служит такой тип вопросов и заданий, который позволяет испытать читателю «эффект присутствия»: Каким видим мы в произведении мир (природу, лес, землю, озеро и т.д.)?; Вот мы вместе с писателем мысленно прошли по лесу к озеру (К. Паустовский «Мещерская сторона»). Что и благодаря чему мы видели и услышали?; Перескажите описание природы в течение дня? Как меняется картина природы в течение дня? Как рождается утро? О чем свидетельствуют эти художественные пейзажи? Важны и задания, предлагающие передать свое восприятие природы (ее звуки, краски, движения) и вызванные художественными и реальными картинами природы, чувства (любовь, восхищение, радость, грусть, тревогу, боль);

  • осознать влияние природы на внутренний мир человека. Этому помогают задания на осмысливание высказываний писателей, литературных героев о характере этого влияния, например, героя одной из повестей В. Распутина, который любуется красотой вечера у реки: «Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?». Учащимся предлагается передать свое отношение к этому высказыванию, рассказать, испытали ли они такие моменты, о чем это говорят;

  • так как художественное проведение – это отражение жизни через призму авторского отношения к ней, необходимо направлять учащихся на оценку экологической ситуации, легшей в основу проведения, на оценку ее автором; на сопротивление позиций писателя в его отношении к природе со своими, читательскими. Художественные произведения последних лет (Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, С. Залыгин, Г. Троепольский, А. Скалон и многие другие) позволяют обсудить с учащимися проблемы рекам, оправданы ли любые средства для достижения, казалось бы, важных государственных задач и т.д. Для осмысления позиции писателей и своего отношения к ней важна постановка перед учащимися такого типа вопросов: Каким предстает перед нами художник из своих высказываний, произведений о природе? Чем озабочен? Что отстаивает? К чему непримирим? Какие взгляды писателя наиболее близки вам? О каких его убеждениях вы могли бы сказать, что это и ваши убеждения?;

  • осуществлять перенос «на себя» ситуаций, описанных в произведениях, действий, поступков, мыслей, чувств героев, связанных с восприятием природы и отношением к ней. Это ведет к глубоко личностному переживанию и осмыслению прочитанного. Здесь уместны, например, задания такого типа: Писатель К. Паустовский назвал милые сердцу края обыкновенной землей. Согласны ли с этим? Наши места для постороннего взгляда тоже обыкновенные. А на самом деле? Любим ли мы свой край, в чем это проявляется?; Какие поэтические образы родной земли, родной природы (Блок, Пушкин, Лермонтов) наиболее близки вам и почему? Вот некоторые направления работы учителя-словесника по теме «Человек и природа в художественной литературе». Неравнодушие к этой проблеме позволяет надеяться на то, что мы не потеряем доверенное нам поколение, что литература поможет учителю воспитывать активных защитников природы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Экологическое воспитание на уроках литературы

Автор: Фазлиахметова Алсу Ахметсафиевна

Дата: 07.10.2020

Номер свидетельства: 559387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(90) "raznoobraziie-form-ekologhichieskogho-vospitaniia-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "155124"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421245643"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Экологическое воспитание на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(52) "ekologhichieskoie_vospitaniie_na_urokakh_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "356887"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478638626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства