Цели урока: продолжить знакомство с биографией А.С.Пушкина, проанализировать стихотворение «Цветок».
Приемы и методы в соответствии с ФГОС были: целеполагание, обобщение, систематизация, анализ, методы: словесный, наглядный, поисковый
Планируемые результаты:
план факт
Предметные: познакомить со стихотворением А.С.Пушкина “ Цветок ”, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки анализа стихотворения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий и действий других.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД:планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Литература: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Метапредметные связи: русский язык, музыка, живопись.
(У портрета Пушкина.)
Учитель: Мы у портрета Пушкина. Давайте зажжём свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас.
У поэтессы В. Т. Дорожкиной есть стихотворение «Перед портретом Пушкина». Прослушайте отрывок из этого стихотворения
(читает 1ченик):
Писать стихи – конечно, не забава,
Когда любовь пером руководит
И не прельщает призрачная слава,
А в мыслях – вечно молодой пиит…
… Наедине с бумагой – до рассвета.
За окнами – ни звука, ни огня…
Достоин ли я звания поэта?
И строго Пушкин смотрит на меня.
- Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет Пушкина?
(чтение отрывков из домашних творческих работ «У портрета Пушкина»)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
2Ученик:Изучать творчество поэта.
Учитель: Да сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Что нам потребуется в этом путешествии?
3Ученик: Воображение
4Ученик: Знания
Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, желание работать в одиночку и вместе со всеми.
Презентация
(Слайд: Дорогами Пушкина)
Учитель: Вы работали в творческих группах и ваши сообщения помогут нам совершить путешествие по дорогам творчества поэта.
3Ученик: Дороги Пушкина… Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимой – теряющиеся в снежной мгле.
Весной – больше похожие на реки. Дороги вечного путника.
- А начиналось всё так же, как и у всех, с дороги детства.
(Слайд: Москва. Пушкин – ребёнок)
4Ученик: 6 июня 1799 года в Москве родился Пушкин.
- Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин!
4Ученик:- Пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий поэт А. С. Пушкин.
1Ученик:
Москва! Как я люблю тебя!
Святая родина моя!
Как часто в горестной разлуке.
В моей блуждающей судьбе.
Москва! Я думал о тебе!
2Ученик - Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в лицей. Шесть лет провёл Пушкин в Лицее, безвыездно живя в Царском селе.
(Слайд:Лицей-картина)
- Это были прекрасные незабываемые годы дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью, восторгом.
2Ученик: В Лицее Пушкин нашёл товарищей, дружбу с которыми сохранил на всю жизнь.
Особенно полюбил он Пущина, Дельвига, Кюхельбекера.
(Слайд: друзья Пушкина)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз…
4Ученик: Каким он был, как учился, о чём мечтал? Об этом вспоминает его друг Пушин:------------------------------------------------
2Ученик: - Быстро промчались лицейские годы, шесть лет позади.
Расставаясь с друзьями, лицеисты уже устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви.
(Слайд: юный Пушкин)
Учитель: оцените себя в дневнике оценивания
Творческая мастерская.
Учитель- В дальнейшем мы продолжим знакомство с биографией поэта. Вам хочется разгадать секрет его вдохновения?
Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.
(Слайд: творческая мастерская)
- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером.
Вперёд к новым открытиям!
- Давайте напишем на доске слово «стихотворение».
- Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации?
4, 3 Ученики: поэт, строки на бумаге, слова
-Какова особенность морфемного состава слова? (в слове два корня: стих- и твор-). А родственными словами являются такие слова: стихи, творчество, творить). И что получается?
1ученик: творение стихов.
-Да, творить стихи – это настоящее искусство.
Откройте книги, которые лежат перед вами, полистайте их, что нашли?
Ученики: засохший цветок.
Какие ассоциации возникают у вас при виде этого цветка?
4Ученик: кто-то сорвал и положил его сюда.
Учитель: Как называется стихотворение, которое лежит перед вами?
3ученик: « Цветок»
-На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок – засохший, бездыханный, когда-то кем-то забытый. Но какую бурю чувств он вызвал в душе поэта!
На минуту вернемся к теме нашего путешествия-урока.
1 ученик: изучение творчества Пушкина.
Учитель: какова цель нашего урока?
2Ученик: Попытаться понять, о чем это стихотворение.
3Ученик: Проанализировать его.
Учитель: Да в этом стихотворении есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами.
Но попытаемся хоть немного проникнуть в его тайну.
И для начала попробуем прочитать это стихотворение про себя.
-Пушкин заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами.
Читая «Цветок», продолжите дальше по очереди….
1ученик: погружаешься в воспоминания,
2ученик: представляются люди, которые жили когда-то,
3ученик: будто слушаешь музыку.
Учитель: Эту музыку услышал и русский композитор Метнер.
(прослушивание романса)
- Какое настроение романса? Ваши впечатления?
3Ученик: мне понравился романс.
2Ученик: наводит на грусть.
1Ученик: у меня возникает картина прошедшей любви.
3Ученик:Соучастие, размышление о жизни
Учитель: На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок?
Учитель: Какое слово вам незнакомо?
4Ученик: Безуханный
Учитель: Найди нам это слово в словаре. А остальным предлагаю составить кластер Цветок он какой?
( ученики пишут на доске: засохший, забытый, неведомый)
Учитель: Что означает незнакомое слово?
4Ученик: «Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахучий, недушистый. (по В. И. Далю)
Учитель: впиши его в кластер.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, героя волнует только цветок?
Ответить на этот вопрос к нам поможет таблица.
Работа с таблицей в парах.
Учитель: Первые 2 строфы берет одна пара, следующие 2 другая пара.
(Слайд: таблица)
СТРОФА
Что чувствует лирический герой
1
2
3
4
Учитель: - Возвращаемся к вопросу: героя волнует только цветок?
2Ученик: Не только цветок, но и человек, положивший растение на память.
1 ученик: он попытался восстановить историю цветка и жизни людей.
Учитель:- О чём заставляет задуматься это стихотворение?
Отвечая на вопрос, посмотрите на листы с разным цветом, на названия чувств и выберите то, что будет ответом на вопрос и прикрепите это на наш цветок.
Учитель: Подходит к концу наше путешествие «Дорогами Пушкина». В этом путешествии нам потребовалось что?
3Ученик: знание фактов из жизни Пушкина.
4Ученик: умение анализировать стихотворение.
2 ученик: внимание, умение понять, о чем хотел сказать поэт.
Попробуйте составить алгоритм сегодняшнего анализа стихотворения. Итак, по очереди записываем на доске ...
1 Ученик: знакомство с текстом стихотворения
2 ученик: тема, идея
3 ученик: определения чувства, переживания лирического героя
4 ученик: собственное отношение к стихотворению
Учитель: Какой этап был затруднительным?
Оцените свою работу на работе в дневнике оценивания.
Домашнее задание: выписать средства выразительности стихотворения « Цветок»,
по выбору: составить кроссворд, а кого-то наш урок вдохновит на создание собственных стихов.Дерзайте!
Заключение.
-Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в книгах, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, что Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей нашей Родины.
Слайды: иллюстрации к пушкинским произведениям.
Всё изучив, узнав о Пушкине так много.
Пока ведёт нас наша школьная дорога.
Пускай проходят быстротечные года,
Но с нами Пушкин остаётся навсегда!
Стихотворение А.С.Пушкина «Цветок»
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Сквозной элемент урока
Индивидуальная работа, парная, коллективная
регулятивные: саморегуляция
у портрета Пушкина.
Проверка домашнего задания
2.Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.
регулятивные УУД: целеполагание
Проблемный вопрос: Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет Пушкина?
(чтение домашних творческих работ «У портрета Пушкина»)
Сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, желание работать в одиночку и вместе со всеми.
- Виртуальное путешествие.
Анализ, сопоставление.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
Задание
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (изучать творчество поэта). Посмотрите в учебнике на странице 26 стихотворения Пушкина. Какова цель урока? ( анализ стихотворения). Что нам потребуется для этого анализа?
Целеполагание.
Сформулируйте тему нашего урока.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь.Постановка учебной задачи на этот урок
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1. Творческая мастерская
Словесный, познавательный, эвристический
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.
регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
доске слово «стихотворение».
- Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации?(поэт, строфа, художник слова). Какова особенность морфемного состава слова? (в слове два корня: стих- и твор-). А родственными словами являются такие слова: стихи, творчество, творить)
Проблемный вопрос:– На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок?
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. - О чём заставляет задуматься это стихотворение?
Почему в нём так много вопросительных предложений?
2.Работа со словарем
Словарная работа.
«Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахучий, недушистый. (по В. И. Далю)
.
.
Коллективная проверка.
.
3.Мини-исследование в группе.
Работа с таблицей в парах.
СТРОФА
ЧТО ВИДИМ
КАК ЧИТАЕМ
Исследовательская работа.
Обсуждение и поиск общего решения в парах, представление результатов работы в парах.
Заполнение общей таблицы
Физ. минутка (пауза релаксации)
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.
Физ.минутка «Бабочка»
Организует разминку.
Активно выполняют физические упражнения
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
Работа с текстом стихотворения.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
А теперь попробуем прочитать это стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали, постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы. (выразительное чтение)
выразительно читают стихотворение
Прослушивание романса
Беседа о прослушанном.
- Какое настроение романса? Ваши впечатления?
слушают романс. Делятся впечатлением.
Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Самостоятельный анализ цветописи и настроения стихотворения
Работа в группах и выступление перед аудиторией.
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
регулятивныеУУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.
познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач
Самостоятельный анализ стихотворения
Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобщение
Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.