Выработка устойчивой положительной мотивации и рефлексии у детей на результаты своего труда. Повышение скорости, качества и объема техники чтения. Развитие скорости мышления, памяти, внимания. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека.
1 | Орг.момент. Мотивация | Объяснение порядка работы по карте. Слово лидеру класса для активизации класса. Слово учителя: - В наш машинный космический век, век спутников, информатики, Вычислительной техники, когда даже малые дети заражены вирусом компьютерных игр, невольно возникает сомнение: а не утратило ли сегодня силу простое человеческое слово, тихое, негромкое слово художника, которое заставляло былые поколения плакать и радоваться над страницами любимых книг, сопереживать страданиям, восхищаться подвигам, удивляться силе человеческого духа. Некоторые современные теоретики готовы списать в архив великую русскую литературу, которая всегда одухотворяла человеческие сердца светом красоты, добра, совести, сострадания. Федор Абрамов, один из представителей Дере6венской прозы думал иначе. Ещё в 1978г., размышляя о назначении искусства, он писал: «Душа художника - самый тонкий и самый современный сейсмограф на свете. Она предчувствует и предсказывает то, что уму художника открывается только впоследствии». В записных книжках Абрамова встречаются удивительной пронзительности строки: «Поэт, писатель от всех прочих отличается одним - силой любви. Любовь - источник поэзии, источник добра и ненависти. Любовь дает силы бороться за правду, переносить все лишения, связанные со званием писателя». | В правом углу: Если все в классе 12 (8), 11 – (7) , 9-10 - (6) |
2 | Актуализация субъектного опыта учащихся | Перекрестный опрос по теме «Молодежная и городская проза» Какие черты присущи молодежной и городской прозе? (повышенное внимание к внутреннему миру, психологии человеческой личности.) Кто является автором произведений «Такое долгое детство» (1965), «Аптекарский остров» (1968), «Путешествие к другу детства» (1968)? (Андрей Битов) Назовите одну из примет молодежной прозы (автобиографичность) Чем отличались произведения Василия Аксенова? (Исповедальностью, и сочувственным вниманием к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения ) Какова главная задача литературы по мнению Юрия Трифонова? (Трифонов считал главной задачей литературы отображение феномена жизни и феномена времени в их взаимосвязи, выраженной в судьбе человека) Чьи романы называли романами "самопознания:" ? (Юрия Трифонова) Какой писатель является одним из наиболее печатающихся авторов журнала "Юность", в течение нескольких лет являясь членом редколлегии? (Василий Аксенов) 8. В первых литературных направлениях постсталинского периода, молодежную прозу относят к каким годам? (рубеж 50—60 годов) 9. А городскую прозу? (60—70 годы) 10. Какие произведения Андрея Битова можно отнести к жанру путевого повествования («Уроки Армении», «Колесо», «Выбор натуры»). 11. Повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1976) относятся? (Относятся к "городским" или "Московским" повестям) | Всем учащимся + или – Выполнили ли норму? 1.Отметка. |
3 4 | Организация восприятия Организация осмысления | Введение в тему учителем. Показ презентации. до 10 слайда Дается текст, в котором они должны найти 21 слово, время – 7 минут. Через 4 минуты дети могут поднят руку и проверить, свое опорное слово. После окончания времени, каждый должен получить либо плюс, либо минус. Опорные слова, которые учитель объясняет: 1-2Деревенская проза – направление в русской литературе 1960-1980х гг. 3.Тетралогия - автор Федор Абрамов, пишет о семье Пряслиных 4. - 6 Повесть "Последний срок" - где в полную силу раскрылся талант писателя. 7. Виктор Астафьев 8-9 "Последний поклон" - книга Астафьева, в которой наиболее полно воплотилась деревенская тема. 10-11 Василий Белов 12-13 Василий Шукшин 14 Режиссер 15-16 Фильм о Разине 17-18 Борис Можаев 19 "Полюшко - поле" - первое произведение Можаева на деревенскую повесть 20-21 "Мужики и бабы" - главное произведение Можаева. на запоминание 2 минуты 30сек, по окончании времени опорные слова открываются, взаимопроверка, подсчет. Выборочный контроль. | 2.отметка Отметка |
5 | Первичная проверка понимания | Перекрестный опрос. 1. Какие проблемы рассматривает деревенская проза? (Вопросы нравственности, взаимоотношения человека и природы) 2. Перечислите крупнейших представителей Деревенской прозы - Абрамов, Белов, Распутин, Шукшин. 3. Благодаря какому рассказу нам известен Распутин? 4. В чьем творчестве воплотились в равной мере темы - военная и деревенская? Виктор Астафьев 5. Какая повесть принесла широкую известность писателю? "привычное дело" 6. Чьи произведения “небогаты внешними событиями, резкими поворотами сюжета... Нет в них и занимательной интриги. Но они богаты человеком”. (Василия Белова) 7. В каком году родился Василий Макарович Шукшин? (1929) 8. В каком журнале состоялся дебют прозы Шукшина? ("Октябрь") 9. Герои рассказов - деревенские жители, сталкивающиеся с городским бытом выглядели? Наивными, простодушными, доброжелательными. 10. О ком хотел снять и получил разрешение на съемку Шукшин? О степане Разине 11. Был ли актером Василий Шукшин? 12. Кто из писателей являлся очеркистом и публицистом? Можаев 13. Федор Кузьмин - персонаж рассказа? "Живой" Объяснение непонятного материала по теме. | 4 отметка |
6 | Организация первичного закрепления 5 минут | Взаимотестирование. Первый вариант тестирует второй. Учащиеся составляют тесты по теме, если не ответил, то плюс тому, кто задавал вопрос, если ответил, то вопрос – минус, ответ – плюс. Объяснение непонятного материала по теме. | 5.Отметка |
7 | Анализ | Тематический Словарный Запас. Либо слова, либо эссе (предлоги и союзы не считаются) Взаимопроверка, союзы и предлоги не считать. | 6.Отметка Норма - 63 слова +, если меньше – |
8 | Рефлексия | Анализ урока. Объяснение непонятного материала по теме | |
9 | Оценки | 6 – 5 + «5» 4 + «4» 3 + «3» 2 + «2» | |
10 | Домашнее задание | Закрепить данный материал. Прочитать Произведения Шукшина "Сельские жители», «Чудик», «Микроскоп». Тем, у кого «4» и меньше баллов, Характеристика героев. | |