Конспект урока "«Деревенская» проза в современной литературе.Герои рассказов Василия Шукшина."
Конспект урока "«Деревенская» проза в современной литературе.Герои рассказов Василия Шукшина."
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель: дать понятие «деревенская» проза; познакомить обучающихся с творчеством Василия Макаровича Шукшина как ярким явлением в «деревенской» прозе.
Задачи:
создать условия, необходимые для оптимального усвоения знаний по теме урока, обнаружения особенностей проблематики произведения «деревенской» прозы посредством его анализа;
развить умение обучающихся самостоятельной работы с художественным текстом, анализа прозаического произведения;
формировать образное и ассоциативное мышление обучающихся; стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста; совершенствовать коммуникативные навыки (монологическая устная речь обучающихся, выразительное чтение);
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к творчеству В.М.Шукшина и читательский вкус; воспитывать толерантное отношение к окружающим, уважение к их ценностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "«Деревенская» проза в современной литературе.Герои рассказов Василия Шукшина."»
«Деревенская» проза в современной литературе .Герои рассказов Василия Шукшина .
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель: дать понятие «деревенская» проза; познакомить обучающихся с творчеством Василия Макаровича Шукшина как ярким явлением в «деревенской» прозе.
Задачи:
создать условия, необходимые для оптимального усвоения знаний по теме урока, обнаружения особенностей проблематики произведения «деревенской» прозы посредством его анализа;
развить умение обучающихся самостоятельной работы с художественным текстом, анализа прозаического произведения;
формировать образное и ассоциативное мышление обучающихся; стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста; совершенствовать коммуникативные навыки (монологическая устная речь обучающихся, выразительное чтение);
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к творчеству В.М.Шукшина и читательский вкус; воспитывать толерантное отношение к окружающим, уважение к их ценностям.
Оснащение урока:
Текст рассказа «Чудик»; мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point); видеоролик.
Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:
- эвристическая беседа;
- «тонкие и толстые вопросы»;
- работа с ключевыми словами;
- дискуссия «совместный поиск»;
- заполнение кластера;
- прогнозирование.
Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу разных видов художественных текстов
В процессе проведения урока по технологии развития критического мышления обучающиеся получают знания:
- особенностей творчества В.М.Шукшина;
- основных теоретико-литературоведческих понятий, содержания изученных лирических произведений;
- раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;
- выявлять авторскую и читательскую позицию;
сформируют навыки:
- монологической устной речи обучающихся; - выразительного чтения.
Ход урока
I. Включение в со-деятельность. Определение цели и задач урока.
I.1. Вызов (актуализация опорных знаний, работа со словом)(слайд №1-2)
Слово учителя
Мы знаем, что герои XX века ищут смысл жизни, ищут свое место в сложном мире, зависимом от исторических событий, социальных и общественных перемен.
Деревенская проза - направление в русской литературе 1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке. Каковы же герои этих произведений ? Что они ищут, в каком мире живут? Каковы их ценности? Попробуем ответить на эти вопросы, анализируя рассказ писателя В.М.Шукшина «Чудик». (Работа в группах с приложениями )
Прил 1 .Критики отмечают в «деревенской» прозе обостренное внимание писателей к вопросам экологии, сохранения национальных русских традиций. Писатели-деревенщики говорили об истории, культуре, нравственных аспектах в жизни обитателей глубинки.
Хотя отдельные произведения начали появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина, Александра Яшина и др.), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин. В большинстве своем авторы книг о деревне - выходцы из нее, интеллигенты в первом поколении: в их прозе жизнь сельских жителей осмысляет себя. Отсюда - лиричность повествования, "пристрастность" и даже некоторая идеализация рассказа о судьбе русской деревни.
Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Ф.А.Абрамов, В.И.Белов, В.Г.Распутин. Ярким и самобытным представителем «деревенской прозы» младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр В.М.Шукшин.
-Кого называют писателями-деревенщиками? Почему?
-О чем говорили и писали деревенщики?
Прил 2.Василий Шукшин – русский писатель, живший в ХХ веке. Он был человеком непростой судьбы. Родился Шукшин в 1929 году в маленьком селе Сростки (Алтайский край). Это было трудное время. В детстве будущий писатель потерял отца. Его репрессировали. Отчим погиб на войне. Шукшин учился в автомобильном техникуме, работал слесарем в разных городах Советского Союза. Служил в армии. Так прошли его первые послевоенные годы. Путь к призванию Среднее образование будущий писатель завершил только в начале 50-х. Автомобильный техникум он так и не закончил. Аттестат Шукшин получил в своем родном селе. В Сростках Василий Макарович работал учителем и даже был директором школы. Как получилось, что после нескольких лет, проведенных в родном селе, Шукшин отправился в Москву, чтобы поступать во ВГИК? Какие думы терзали его в эти годы? Чувства, бередившие душу, Шукшин позже опишет в своих знаменитых деревенских рассказах. На вырученные от продажи коровы деньги будущий актер и режиссер уехал в столицу. Он следовал зову сердца.
-Что вы узнали о писателе? Каковым был его путь в литературу?
Прил.3.Василий Макарович снял два фильма и издал сборник рассказов «Сельские жители».
Главные герои – люди из села .Литературное творчество Шукшина связано с советской деревней и ее жителями. Герои его рассказов удивляли читателей и критиков своей странностью. Персонажей книг Василия Макаровича нельзя назвать однозначно положительными или отрицательными. Они способны и на хорошее, и на плохое. Герои Шукшина порывисты, импульсивны. Они часто совершают нелогичные действия. Эти люди независимы и глубоко несчастны. Они совершают необдуманные поступки с тяжелыми последствиями потому, что душа их растоптана изменой, предательством и несправедливостью. Жизнь и творчество Шукшина взаимосвязаны. Писатель – выходец из деревни. Прототипов своих героев он знал не понаслышке. Часто персонажи рассказов Шукшина не могут понять, что с ними происходит. Почему они несчастны? И сами не могут объяснить и оправдать свои поступки. Все дело в душе человеческой. Она знает, как правильно жить. Такое интуитивное понимание находится в конфликте с реальностью незадавшейся судьбы деревенского дурачка, пьяницы или бывшего заключенного.
-Кто главный герой произведений Шукшина?
-Каковы герои его рассказов?
-Могут ли сами герои объяснить, что с ними происходит?
I.2. Осмысление( слайд№3) (самостоятельное формулирование определения термина «деревенская проза», проверка полученных определений, их корректировка)
Задание. Перечислите особенности этого литературного течения. Сформулируйте самостоятельно определение и запишите его в тетрадь. (Сайд№4)
I.3. Рефлексия (обмен мнениями)
Итак, о чём же пишет В.М.Шукшин, один из самых ярких представителей деревенской прозы?
Задание.(Слайд5) Исходя из прочитанной информации, предположите,как закончил Шукшин высказывание
« Нам бы про душу не забыть, нам бы ….. ………»
Подумайте и ответьте на вопрос: «Какие проблемы, прежде всего, поднимал в своем творчестве В.М.Шукшин? НАМ ИНТЕРЕСНО ЕГО ТВОРЧЕСТВО? ПОЧЕМУ?» Ответ аргументируйте.
(Слайд№6)
II. Организация работы по подготовке восприятия художественного текста.
II.1. Вызов (расширение и углубление знаний)
Что же, обратимся к тексту рассказа Шукшина. Знаете ли вы, кто такие чудики? (Слайд №7)
Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного героя. Почему “чудик”, а не “чудак”?
(Задание ученика по словарю Ожегова)
Если мы обратимся к толковому словарю, то разницы особой и не видно.(Слайд №8)
Задание. Прочитайте определение, запишите его в тетрадь.
II.2. Осмысление содержания (погружение в проблему)
Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.
Чудик – (прост) – то же, что и чудак. (по словарю С. И. Ожегова)
-Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал второе?
Задание. Прочитайте 2 стихотворения о чудаках/чудиках. -Каково предназначение чудиков? Докажите свою точку зрения текстом.
II.3. Рефлексия (составление словесного портрета чудиков) по иллюстрациям Геннадия Калиновского к рассказам Василия Шукшина. (Слайд№ 9)
Итак, мы выяснили, кто такие чудики, каково их предназначение.
Задание. Перед вами иллюстрации Геннадия Калиновского к рассказам Василия Шукшина.
Давайте попробуем с их помощью нарисовать словесный портрет чудика.
III. Организация работы по анализу художественного текста.
Чтение текста.
III.1. Вызов (прогнозирование: восстановление картины текста)
Используя полученные знания о чудаках и чудиках, зная содержание рассказа , предположите (спрогнозируйте), почему автор отправил Чудика в город?
III.2. Осмысление содержания (посредством погружения в текст).
Задание. Заполнение кластера в тетрадях(в ходе беседы)
Задание. Сейчас мы будем читать некоторые эпизоды рассказа, находить необходимые детали и определять их значение для раскрытия характера чудика. Каждая группа выписывает качества характера героя из данного им фрагмента.Общие результаты будем заносить в кластер . Работа в группах(Слайд№10)
1 группа-прил1.Эпизод «В магазине»
Вопросы
Внимательно перечитаем первое предложение: «Жена называла его - Чудик. Иногда ласково». Что означает слово «иногда»? А за что жена могла называть мужа «чудиком» со злостью, с раздражением?
- Что является завязкой рассказа?
- Что же может произойти в этой поездке нашим героем, по вашему мнению? В какую же историю он может «влипнуть»?
– Отметим детали портретной характеристики героя? - Почему лицо и глаза у Чудика именно круглые?
- Как вы думаете почему «побаивается» герой продавцов и хулиганов?
- Почему глаза загорелись, герой «даже задрожал от радости»?
– Угадали? Чему же на самом деле обрадовался герой?
- Как вы думаете, что произошло, если бы Чудик зашел в магазин за деньгами?
– Кто в доме хозяин? Почему? Что же в характере Чудика не нравится жене? Какие чувства вызывает герой?
- Как вы думаете, изменит эта история нашего героя? Какой-то он урок извлечет?
«Да почему же я такой есть-то»? А какой Чудик? Выпишите в тетрадь качества характера, которые вы увидели в герое (Например: наивный ,добрый, злой и т.д.)
2 группа-прил 2.Эпизод «В дороге»
Вопросы
– Как Чудик ощущает себя в поезде? Что помогает понять в герое предложение «но постепенно горечь проходила»?
- Почему герой вступает в разговор с «интеллигентным товарищем»? Что получает в ответ? Подходит ли определение «интеллигентный» к попутчику Чудика?
- Как герой ведет себя в самолете? Что удивляет его в соседе по самолету?
- Узнаем себя? Почему так ведем?
- Как вы думаете, что должно произойти?
– Каково первое желание героя?
- Как характеризует нашего героя телеграмма жене?
«Да почему же я такой есть-то»? А какой Чудик? Выпишите в тетрадь качества характера, которые вы увидели в герое (Например: наивный ,добрый, злой и т.д.)
3 группа-прил.3.Эпизод «В гостях у брата»
Вопросы
– Лексическое значение слова «сноха»?
- По вашему мнению, как встретит сноха своего родственника? Почему?
- Каковы отношения между братьями? В чем они похожи?
- Почему брат плачет?
– Почему неприятен снохе брат мужа? Какая проблема решается в данном эпизоде?
- А каковы мечты Чудика?
- Как думаете, сможет герой наладить отношения с женой брата? Почему?
- Предположите, что должно произойти дальше?
- Понравится снохе подарок?
- Что чувствует герой? Охарактеризуйте его состояние, опираясь на текст.
«Да почему же я такой есть-то»? А какой Чудик? Выпишите в тетрадь качества характера, которые вы увидели в герое (Например: наивный ,добрый, злой и т.д.)
4 группа-прил.4
Вопросы
- Сколько лет герою?
- Какие отношения с миром?
- Может быть, герой изменится, станет таким же, как все?
- Как автор относится к герою?
«Да почему же я такой есть-то»? А какой Чудик? Выпишите в тетрадь качества характера, которые вы увидели в герое (Например: наивный ,добрый, злой и т.д.)
(Слайд№11-12)Учащиеся, работая в группах ,отвечают на вопросы, выдвигают предположения,
анализируют поступки героя, дают ему характеристику, составляют общий кластер :
С какой целью Шукшин вносит уточнее в биографию Чудика в конце рассказа,называя теперь его имя,фамилию и т.д.?
Каково отношение автора к герою рассказа?
Используя полученные знания о чудаках и чудиках, зная содержание рассказа , ответьте на вопрос: почему автор отправил Чудика в город?
IV. Рефлексия.(слайд№14,15)
Какие нравственные проблемы нашли отражение в тексте рассказа?
Имеют ли место в реальной жизни подобные ситуации? Выразите свое отношение (при ответе опирайтесь на свой жизненный опыт).
- Вернемся к началу урока, к словам Шукшина: « Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.»
(Слайд№16)Резюме: Рассказ Шукшина «Чудик» заставляет нас ………. о серьезных проблемах ………., о ……., о поведении ……., его поступках. Мы привыкли к грубости, …….., …….. вокруг нас, и люди ………, …….. кажутся «……….», «чудиками».