- На горах Кавказа всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
Задачи урока.
Образовательные: прививать интерес к литературе, расширять кругозор. продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.
Развивающие:развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах
Ход урока:I. Организационный момент
-Здравствуйте ребята!-Улыбнитесь друг другу и подарите мне вашу. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
- Откройте учебник, и скажите с каким по жанру произведением мы будем знакомиться?
-Кто автор?- С произведение какого автора мы с вами знакомились на прошлом уроке.
-Какой жанр этого произведения?
III.Открытие новых знаний.
(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)
В январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет. Весь мир знает о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником. . Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. (Показ рисунков).Погиб на дуэли в возрасте 26 лет
- Сегодня на уроке мы
Знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения;(Цели показаны на интерактивной доске)
- Прочитайте про себя цель урока.
- Прежде чем начать знакомство с новым произведение, давайте послушаем стихотворения Лермонтова.
(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)
-М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание.
(Учащиеся читают в полголоса с проектора пословицы:
Терпенье и труд всё перетрут.
Правда дороже золота.
Мир не без добрых людей.
Человек без родины, что соловей без песни.
Затем читают хорошо читающие ученики.)
-Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)
- Прочитайте её ещё раз.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился.)
- О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)
Первичное чтение
- М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. Загляните в книгу где написано стихотворения «Дары Терека».
- Прочитайте название стихотворения.
- Как вы думаете, что такое Терек?
- Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.
-Прочитайте стихотворение про себя.
- Какую картину вы себе представили, когда читали стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)
- Какие дары принес Терек для Каспийского моря?
Прочитаем это стихотворение по строфам.
- Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)
- Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)
- На горах Кавказа всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.
-Внимательно послушайте запись этого стихотворения, и ответе на вопросы.
-С каким настроение мы должны его читать?
-Как читает его человек з аудиозаписи?
Какие различия вы нашли между вашим прочтение и записью?
III. Физ.минутка
IV.Развитие умений-применение знания.
Чтение и анализ произведения
Чтение произведения детьми
- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.(Чтение стихотворения учащимися)
Анализ произведения
- Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря)
- Задание для 1 варианта: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.
- Задание для 2 варианта: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.
- Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)
- Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , - и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)
- Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)
- А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа)
- Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Среди волн». Как вы думаете, можно ли соотнести образ Терека в стих-и с образом изображения реки на репродукции? (Да)
- Объясните, почему? (Ответы учащихся)
- Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».
(Чтение уч-ся стих-я)
- А теперь выразительно прочитайте стихотворение.(Чтение уч-ся сти-я)
V.Итог урока.
- С каким произведением вы сегодня познакомились?
-Кто автор?(Ответы на вопросы учащимися)
- Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)(слайд с целями еще раз в конце презентации)
VI.Рефлексия.
-Как вы оцениваете свою работу, на сегодняшнем уроке?(нарисуйте улыбчивый смайл, если понравился, грустный ,если не очень.)
VIII. Домашнее задание
-Откройте дневники.Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.