Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: "М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: "М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»"
На уроке при изучении биографии поэта и в ходе анализа художественных текстов используются формы групповой работы, в приложении к конспекту дан используемый иллюстративный материал. При анализе стихотворения "Дары Терека" ведется работа с топонимами, используется прием сопоставления жанров - народной песни терских казаков и лирического стихотворения для более ясного представления об образе реки и особенностях олицетворения в поэзии М.Ю.Лермонтова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: "М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»"»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №51 г.Новосибирска
Михайлова Т.Ю.
Конспект урока по теме: "М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»".
4 класс, УМК "Школа России", Учебник "Литературное чтение" в 2 ч. Ч. 1 (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.).
Цели: посредством изучения творчества и биографии М.Ю. Лермонтова совершенствовать виды речевой деятельности, формировать умения воспринимать и понимать художественное произведение, формировать потребности в чтении как средстве познания мира, прививать интерес к поэзии.
Задачи и УУД
1) Познавательные: продолжить знакомство с биографией поэта; познакомить учащихся со стихотворением "Дары Терека"; совершенствовать навыки чтения; проанализировать стихотворение «Дары Терека» с точки зрения изобразительности, формировать практические приемы смыслового и художественно-эстетического освоения текста и литературоведческих представлений (средства выразительности: олицетворение, метафора, эпитет; жанры: лирическое стихотворение, народная песня); учить воспринимать и понимать образный язык произведения, авторский замысел; расширять кругозор общий и литературный.
2) Регулятивные: формирование умений работать согласно заданию, плану, развитие навыков самоконтроля и оценочной деятельности.
3) Личностные: развитие мышления, внимания, памяти; развитие творческих способностей (творческая интерпретация текста через работу над выразительным чтением); совершенствование эмоциональной сферы (восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний).
4) Коммуникативные: развитие культуры коммуникации, умения вести диалог, обсуждение, согласованно работать в коллективе.
Ход урока
1. Орг. момент:
- Здравствуйте, ребята. Вы готовы к уроку? Не забыли взять хорошее настроение? А смекалку? А вежливость? А взаимопонимание и дружбу? Ведь сегодня на уроке мы будем работать в группах. За каждое правильно выполненное задание группа будет получать 1 балл. В конце урока определим самую успешную. (Далее учащиеся участвуют в жеребьевке, разбиваются на 5 групп по 5 человек.)
2. Актуализация знаний
- У нас все готово, чтобы начать урок. Неизвестна только тема. Сегодня тему урока мы будем узнавать.
Каждой группе дается 5 текстов стихотворений: 4 из них - Лермонтова и 1 - Пушкина.
На экране 5 репродукций картин на стихотворения Лермонтова и Пушкина - по числу групп. Каждой группе дается одна из репродукций. (Даны изученные в 3 классе «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», "Утес", "Осень" М.Ю. Лермонтова и "Зимний вечер" А.С. Пушкина.)
- Ребята, прочитайте тихо эти стихотворения и выберите одно, подходящее к репродукции, которая дана вашей группе. Нужно вспомнить автора стихотворения и его название. (Отвечают представители групп.)
- Итак, ребята, произведения каких поэтов мы сейчас вспомнили? Как вы думаете, о ком из них мы будем сегодня говорить?
На доску вывешивается портрет М.Ю. Лермонтова.
3. Целеполагание
- А теперь просмотрите страницы 92-96 учебника, посовещайтесь в группе и предложите каждая группа свою версию темы нашего урока. Ребята совещаются, предлагают темы. Выслушав все 5 версий, учитель называет тему урока: " М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»".
- А теперь оцените, какая из групп была ближе к правильному ответу. (Оцениваем поочередно каждую группу - поднимаем цветные карандаши: синий - холодно, далеко от правильного ответа, оранжевый - тепло, близко, красный - почти верно, верно).
- А какими тогда будут цели нашего урока? Называют некоторые познавательные цели.
3. Биография М.Ю. Лермонтова (этап подготовки к чтению произведения)
- Прочитав стихотворения Лермонтова, вы, наверное, вспомнили, что большая часть его поэзии связана с темой Кавказа. Благодаря чему? Давайте обратимся к биографии поэта и составим диафильм о нем.
Каждой группе дан на листе текст слайда и отдельно несколько картинок. Нужно отобрать подходящие к теме слайда картинки, приклеить их на лист к тексту и подготовиться прочитать текст.
1 группа: составляет слайд "Детство в Тарханах"
2 группа: составляет слайд "Лермонтов в Москве. Учеба и творчество"
3 группа: составляет слайд "Лермонтов в Петербурге. "Смерть поэта""
4 группа: составляет слайд "Арест и 1-я ссылка на Кавказ. Литературный Петербург"
5 группа: составляет слайд "2-я ссылка, любовь к Кавказу. Гибель поэта на дуэли"
Готовые "слайды" (на бумаге) выставляются у доски. Чтобы группы могли оценить работу друг друга.
- Итак, ребята, начнем показ. Учитель запускает заранее подготовленную презентацию с аналогичными слайдами, переключает их, ученик от каждой группы читает текст своего слайда. Содержание слайдов должно совпадать с учительским вариантом.
4. Подготовка к восприятию художественного произведения.
Словарная работа.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительным по выразительности и поэтической силе стихотворением М.Ю. Лермонтова "Дары Терека". Но прежде, чтобы правильно услышать и понять поэта, откроем тайну некоторых слов стихотворения, проведем словарную работу. Вам даны карточки, на которых в первой колонке записаны слова: Терек, Казбек, Каспий, Дарьял, валуны, а во второй их значения. Эти слова вы должны соединить линиями с их значениями. Работаем в группе сообща, доброжелательно, выслушиваем мнение товарищей. Если группа закончила, возьмитесь за руки - это условный знак вашей готовности.
- А теперь проверим, за каждый правильный ответ группе начисляется 1 балл (ставится в третьей колонке на карточке). Учитель для проверки показывает слайды с изображением (Терек, Казбек, Каспий, Дарьял, валуны)и дает правильные значения слов.
- А теперь подберите синонимы к словам: дары, дикий, приветливый, чуждый, забава, разорить, пригнать, лукавый. Ребята отвечают, за каждый синоним 1 балл.
- (Еще раз обращаемся к теме урока.) А сейчас, ребята, я вам прочитаю значение слова из словаря литературных терминов, а вы подумайте и назовите это слово. Подскажу, что оно есть в названии темы нашего урока. "Троп, приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным. Весьма часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами". Ребята отвечают, что это олицетворение.
- Ребята, как вы думаете, о чем может быть стихотворение с названием "Дары Терека"? Какие чувства оно может вызвать? Учитель записывает варианты на доске.
Физкультминутка.
5. Первичное восприятие.
- А теперь давайте послушаем стихотворение и проверим наши предположения. Учитель читает наизусть.
- Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало? - Страх перед Тереком, удивление его изменчивости.Записываем на доске варианты во второйстолбик. Верны ли оказались наши предположения?
- Прочитайте еще раз стихотворение тихо или про себя.
6. Анализ лирического произведения.
- Ребята, это стихотворение было написано в 1839 году. Оно принадлежит к циклу песен и баллад, навеянных мотивами гребенского казачьего фольклора, с которым поэт познакомился во время поездок по предгорьям Кавказа. Гребенские казаки были воинственные, очень вольнолюбивые и гордые люди.
На доске - иллюстрация "Гребенские казаки".
**Если есть время: - Вот, что писал Л.Н.Толстой, побывав на Кавказе и узнав этих людей: "Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; … Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. … Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. (Л. Н. Толстой «Казаки (Кавказская повесть 1852 года)», 1863.)
- Как мы знаем в народных песнях очень часто природа наделяется человеческими чертами, можно сказать приобретает человеческое лицо. Повторим, как называется этот прием? Это средство выразительности? Олицетворение.
- Понаблюдаем, действительно ли река и море одухотворяются, оживают и в стихотворении Лермонтова, навеянного казачьими песнями?
Ученики читают по 4 строки. Учитель задает вопросы. Отвечают ребята из разных групп. Фронтальная беседа. За каждый ответ ученика - балл группе.
Ученик 1 группы читает первые 4 строки. На доске появляется слайд с изображением Терека в горном течении.
- Каким предстает перед нами Терек в этих строках? Кого бы вы представили, если бы не знали, что Терек это река? - Страшным, злым, опасным. - Он похож на дикое чудовище.
- Какие слова использует Лермонтов, чтобы создать образ свирепого ужасного зверя? Назовите эпитеты. Он воет; эпитеты "дик", "злобен".
- Как описывается логово этого зверя? (Что называет автор, используя словосочетание утесистые громады?) Какое чувство хочет в нас вызвать поэт, именно так называя горы, скалы? - Утесистые громады - это высокие скалистые горы. - Чувство беззащитности, ничтожности человека, страх, подчеркивает дикость и злую силу, опасность ревущего там зверя.
- Как вы понимаете смысл следующих двух строк "Буре плач его подобен..."? Какие средства выразительности использует автор? С кем теперь сравнивается Терек? Это зверь или человек? - Грохот Терека как буря, брызги его - как слезы. - Поэт использует олицетворение. - Терек наделяется человеческими свойствами - плачут только люди. Терек - плачущий человек.
- Что поведал нам Лермонтов о нраве Терека в прочитанных нами строках? Какой он? Подберите определения. - Бурный, быстрый, опасный, грохочущий, сильный, грозный.
Ученик 2 группы читает следующие 4 строки. На доске появляется слайд с изображением Терека в степи.
- Изменился ли нрав Терека в степи, на широком просторе? На что нам указывает союз но?
- Изменился, река стала спокойной. Союз но указывает на противопоставление двух образов одной и той же реки.
- Какие слова и выражения использует Лермонтов, чтобы подчеркнуть полную противоположность теперешнего вида Терека прежнему? С помощью каких слов создается олицетворение? - Поэт использует слова с противоположными значениями: воет - журчит, дик - приветливо, злобен - ласкаясь. - Олицетворение создается с помощью слов: лукавый, приветливо ласкаясь.
- Почему вид Терека лукавый? Что нам этим подсказывает автор? Что мы можем предположить и почувствовать? - Нельзя доверять спокойствию Терека, он обманывает, надо быть настороже, он еще покажет свой прежний нрав.
- Читаем дальше.
Ученик 3 группы читает следующие 4 строки. Надоске появляется слайд с изображением устья Терека.
- О чем же журчит Терек Каспию? Чего он хочет? - Чтобы море впустило его, дало ему приют для отдыха.
- Как называет он море? Какими чертами наделяет? Как называется этот прием? - Старец. - Чертами старого мудрого человека. - Олицетворение.
Ученик 4 группы читает следующие 4 строки. На доске появляется слайд с изображением Казбека в облаках.
- Что значит "Я родился у Казбека"? - Исток Терека у горы Казбек.
- С кем сравнивает Лермонтов облака? - С женщиной, матерью, кормилицей.
- Какой образ создается с помощью этих средств выразительности? - Ребенок вольной и гордой природы Кавказа.
- Как вы понимаете строки "С чуждой властью человека Вечно спорить был готов"?
Кто, как вы думаете, с точки зрения Лермонтова, выйдет победителем из этого спора? - Терек не признает власть человека, не покоряется ему. - Победителем выйдет Терек, он сметет человека, как тростинку.
Ученик 5 группы читает следующие 4 строки. На доске появляется слайд с изображением валунов Дарьяльского ущелья и у Каспийского моря.
- О чем говорит Терек в этом четверостишии? - О том, что он разорил родное ему Дарьяльское ущелье и принес морю валуны - это дары Терека.
- С помощью каких слов и выражений создается олицетворение? - Разорил, пригнал.
- Как называет Терек валуны? Какое это средство выразительности? В каком образе благодаря этой метафоре предстает Терек? - Стадо валунов. - Это метафора, валуны скрыто сравниваются с баранами или овцами, или быками. - Терек предстает в образе грабителя, разбойника, дерзкого и вероломного (он разорил свой родной Дарьял).
6. Творческая интерпретация прочитанного. Работа над выразительным чтением.
- С одинаковой ли интонацией надо читать это стихотворение?
- Решите в группах, так ли будет меняться интонация? Если нет, исправьте ошибки. Объясните.
На доске:
Первые 4 строки нужно читать с хитрой и ласковой интонацией.
Следующие 8 строк - горделиво, высокомерно.
Последние 8 строк – читать громко, сердито.
Выслушивается мнение каждой группы.
7. Итог урока.
- Ребята, знаменитый литературный критик В.Г. Белинский, говоря о "Дарах Терека", восхищался способностью Михаила Лермонтова "так олицетворять природу, давать образ и личность ее немым и разбросанным явлениям".
- Согласны ли вы с Белинским? Удалось ли поэту оживить его? Каков характер Терека М.Ю. Лермонтова? Перечислите, в каких образах он предстает перед нами за счет использования олицетворения? - Да, согласны. - Лермонтов одухотворил Терек. - Терек изменчив. - Река предстает сначала в образе чудовища, затем - плачущего, страдающего человека, затем - в образе ласкового хитреца, и, наконец, - гордого и свободного, своевольного, дерзкого и непокорного ребенка Кавказа.
- Ребята, стихотворение М.Ю.Лермонтова дано в учебнике не полностью. Я дочитаю вам его до конца. Чтение учителем остального текста стихотворения. На доске - слайды "Гребенская казачка", "Кабардинец на лошади".
- Пугают ли вас эти дары? О чем напомнили нам они? Какую жизнь ведут люди, выросшие в этих вольных горах? Оставил ли отпечаток в их судьбе и характере непокорный и гордый характер реки? - Это страшные для нас дары. - Они напоминают о том, что жизнь в этих местах полна опасностей. Люди воюют друг с другом. - У них такой же вольный и непокорный характер, как у реки, это не приводит к добру. Их судьба трагична.
- Ребята, сформулируем тему и главную мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова.
- Тема - изменчивый и непокорный Терек. Главная мысль - изменчивая и вольная река таит в себе опасность, противостоит человеку, ее характер напоминает о человеческой трагедии.
**Если есть время (сопоставление жанров):
- Как человек должен относиться к такой реке? - С осторожностью. Предположите, как относились к ней люди, живущие рядом с Тереком - гребенские казаки, народное творчество которых изучал М.Ю. Лермонтов на Кавказе и песнями которых было навеяно стихотворение "Дары Терека"? - С уважением.
- А теперь ребята, посмотрите на листочки на ваших столах (у ребят на столах тексты казацкой песни "Уж ты батюшка Терек-Горыныч"). Как вы думаете что на них? Что это за стихи? Прочитайте, назовите жанр произведения. - Похоже на народную песню или былину.
- Вы правы, молодцы. Это очень старая былинная песня гребенских казаков о Тереке. Послушайте ее и проверьте свои предположения об отношении этого народа к своей реке.
Звучит небольшой отрывок песни "Уж ты батюшка Терек-Горыныч" в исполнении ансамбля "Казачий круг".
- Как называют Терек казаки? Олицетворяют ли они его? Каким видят его характер? Как к нему относятся? Близка ли эта песня стихотворению Лермонтова? - Уж ты батюшка, наш быстрый Терек. - Олицетворяют, он для них отец. - Добрый, сильный. - С уважением, любовью, восхищением. - Да, близка. В ней тоже говорится об ущелье, об устье реки.
- Какой литературный прием используется у М.Ю. Лермонтова и в народной песне для создания образа Терека? - Олицетворение.
- Как вы думаете, знал ли М.Ю. Лермонтов об этой песне? Чей Терек представляется вам ярче, интереснее, живее? Почему?
8. Оценочная деятельность.
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Оценим свою работу: посчитаем набранные баллы и определим ваше настроение на уроке. По баллам 1 место у ... группы, а по настроению - 1 место у ... группы.
9. Домашнее задание.
- Ребята, а теперь посмотрите на доску - вам даны варианты домашнего задания.
Создать еще один дополнительный слайд к биографии М.Ю. Лермонтова.
Выучить наизусть "Дары Терека".
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению "Дары Терека".
Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Лермонтова
о Кавказе, содержащего олицетворение.
Запишите себе наиболее интересное.
Приложение
I. Иллюстрации к стихотворениям"Горные вершины…", "Утес", "На севере диком стоит одиноко…", "Осень" М.Ю. Лермонтова и "Зимний вечер" А.С. Пушкина.
II. Текст и картинки для слайдов по биографии
1. "Детство в Тарханах": Лермонтов рано потерял мать, но был окружен заботой бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Детство его прошло в ее имении Тарханы.
имение Тарханы
Е.А. Арсеньева
2. "Лермонтов в Москве. Учеба и творчество": В 14 лет Лермонтов поступает в Московский благородный университетский пансион. Через 4 года (1831г.) - в Московский университет. В это время Лермонтов пишет более половины своих произведений.
Московский университет
3. "Лермонтов в Петербурге. "Смерть поэта"": В 1832 г. М.Ю. Лермонтов поступает в военное училище Петербурга. Через 2 года он - офицер Гусарского полка. Взволнованный гибелью А.С. Пушкина, пишет стихотворение "Смерть поэта". Становится знаменит.
4. "Арест и 1-я ссылка на Кавказ. Литературный Петербург": Стихи вызвали гнев императора Николая I, 18 февраля 1837 года поэт был арестован и сослан в армию на Кавказ. Бабушка вымолила прощение. Лермонтов попадает в литературный круг Петербурга.
5. "2-я ссылка, любовь к Кавказу. Гибель поэта на дуэли": В феврале 1840 г. - арест из-за дуэли и снова ссылка на Кавказ. Лермонтов покорен Кавказом, посвящает ему свою поэзию. Здесь выходят его книги, имеющие успех. И здесь в 1841 г. он погибает на дуэли.
III. Для слайдов по словарной работе: Терек, Казбек, Каспий, Дарьял, валуны.
IV. Слайды к анализу стихотворения:
Гребенские казаки:
1-е 4 строки стихотворения:
2-е 4 строки:
3-и 4 строки:
4-е 4 строки:
Последние 4 строки:
V. Слайды к итогу урока:
VI. Карточка для словарной работы:
Слова
Значения (перепутаны)
Баллы
Терек
Гора на Кавказе.
Казбек
Обломок горной породы, под воздействием воды приобретший округлую форму.
Каспий
Река на Северном Кавказе, берет начало в горах, впадает в Каспийское море.
Дарьял
Каспийское море.
валуны
Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина.
V. Тексты казацкой песни "Уж ты батюшка Терек-Горыныч"
Уж ты батюшка, Наш быстрый Терек.
Еще про тебя, батюшка быстрый Терек, Лежит слава добрая,
Еще что прорыл, прокопал, батюшка быстрый Терек, Горы высокие.
Еще как на устьице у Терека–Горыныча Бел–горюч камень.
Еще выкаталося у Терека-Горыныча Красное солнышко со восходу.
***
Уж ты батюшка, да уж ты наш батюшка, Ой, да уж ты наш батюшка, наш батюшка, Наш да быстрой, наш быстрой Терек.
Наш быстрой Терек, да ещё что прорыл-прокопал, Ой, да уж наш быстрой, быстрой ты Терек, Горы высо-…, ой, горы высокия.
Горы высокия, да ещё как на устьице, Ой, да у Терека, ой, Горы-…, Горыныча Да во синё морё-…, ой, во синё моря.
Во синё моря, да ещё выкатался, Ой, да вот наш быстрой, быстрой да Терек Бел горю-..., ой, бел горючий камень.
Бел горючий камень, да еще выкаталося, Ой, да вот красное со-…, ой, солнушка...
Использованные источники:
1. Лермонтов, Михаил Юрьевич. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лермонтов,_Михаил_Юрьевич
2. Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник. http://www.tarhany.ru/