kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для знакомства со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Дары Терека», с биографией поэта; совершенствовать умение чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений поэта; прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»"»

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Дары Терека», с биографией поэта; совершенствовать умение чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений поэта; прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством М. Лермонтова и содержанием стихотворения «Дары Терека»;

научатся: толковать значения слов, находить олицетворения в произведении, различать жанры произведений, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

Познавательные: осознавать сущность произведений
М. Ю. Лермонтова, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений

Личностные: ценить и уважать поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте сочинения о Пушкине

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

– Именно Пушкин научил нас любить не только лето с его яркими красками, цветами, пением птиц; не только весну, когда расцветает и радуется все вокруг; не только снежную зиму с катанием на санках, коньках, с веселыми играми в снежки и вылепливанием снежных баб, но и осень – печальную, но величественную в своей красоте. Поэт любил природу, любил родную землю, ее поля и леса. И эту любовь он передал всем нам

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Историческая справка о жизни М. Лермонтова на Кавказе (сопровождается показом слайдов)

Учитель рассказывает о годах жизни М. Лермонтова, проведенных на Кавказе.

– Вы знакомы уже с некоторыми фактами из биографии М. Ю. Лермонтова. Мы читали воспоминания о его детстве, юности. Я хочу напомнить вам о том, что Лермонтов долгое время жил на Кавказе.

– Кто из вас может показать на карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах.

– Впервые Лермонтов побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских гор. Позднее он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой, смелый и отважный человек. Посмотрите картины М. Лермонтова, посвященные Кавказу. Лермонтов навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений, одно из которых – «Дары Терека». В ваших учебниках сокра-щенный вариант этого стихотворения, на самом деле оно гораздо длиннее

Слушают рассказ учителя.







Ученик показывает на карте Кавказ.

– Кавказские горы – самые высокие горы России

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

IV. Словарная работа

Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с географической справкой о реке
Терек.









Проводит словарную работу, чтобы учащиеся смогли лучше понять содержание произведения.

Демонстрирует слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов.

– Объясните значения слов, записанных
на доске

Заранее подготовленный ученик дает географическую справку о реке Терек.

– Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким.

Объясняют значения непонятных слов:

Дары – то, что дается безвозмездно; подарок, подношение.

Казбек – вершина в центральной части Большого Кавказа, в Грузии. 5033 м. На склонах – субальпийские луга, выше – вечные снега. Ледники. Район альпинизма и туризма.

Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

V. Первичное чтение стихотворения

Читает наизусть стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека» под музыку Н. А. Римского-Корсакова (симфоническая сюита «Шехеразада», «Море и корабль Синдбада»).

– Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства, эмоции оно вызвало?

– Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М. Ю. Лермонтова?

– Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

– Объясните значение выражения «утесистые громады».

– Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый».

– Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть».

– Прочитайте стихотворение самостоятельно 2–3 раза

Воспринимают стихотворение, читаемое учителем.


Рассказывают о своих впечатлениях от услышанного стихотворения.


Отвечают на вопросы учителя.







Читают стихотворение 2–3 раза

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

VI. Повторное чтение по частям и анализ стихотворения

Проводит выборочное чтение. Задает вопросы по содержанию стихотворения.

– Прочитайте первое четверостишие стихотворения. Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…».

– С кем автор сравнивает реку?

– Какие эпитеты он при этом использует?

– Что такое утесистые громады?

– Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?

– Как понимаете выражение: «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»?

– Какие выразительные средства здесь использовал поэт?

– Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

– Прочитайте второе четверостишие стихотво-рения.

– Как меняется характер реки на равнине?

– Какие слова и выражения указывают на это?


– Что означает слово «лукавый»?

– Можно ли верить Тереку, что он, действительно, стал спокойным и ласковым?

– О чем же журчит Терек старому Каспию?



– Прочитайте третье четверостишие стихотворения.

– Как вы поняли эти строки? С кем сравнивается море?

– Прочитайте последние 8 строк стихотворения. – Где Терек берет свое начало?

– Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?


– Как поняли, о чем идет речь в следующих
строках?


– Найдите метафору в этих строках.

– Чем является выражение «разорил Дарьял»?


– В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

– Какой вывод можем сделать о характере реки?

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

– Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.


– С диким, злым зверем, автор олицетворяет ее.

– Дикий, злобный.

– Горы, скалы.

– Метафору – скрытое сравнение.


– Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны, как слезы.

– Сравнение, олицетворение – плакать может только человек.

– Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.


– Река на равнине становится спокойной, ласковой.

– Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

– Лукавый – хитрый.

– Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

– Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит, чтобы море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.


– Сравнивает с женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.


– Терек берет свое начало у горы Казбек.

– Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть, никогда не сможет укротить эту реку.

– Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

– Куча камней сравнивается со стадом.

– Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

– Звук [р]. Для того чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит, как дикий зверь.

– Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль по результату

VII. Работа над выразительностью чтения

Проводит работу над выразительностью чтения.

– Расставьте в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.

– С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

– Как будем читать следующие 8 строк?

– С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения.


– Первые 4 строки нужно читать громко, сердито.

– Следующие 8 строк – с хитрой и ласковой интонацией.

– Последние 8 строк – горделиво.

Читают памятку.

Выразительно читать стихотворение – это значит:

– читать с чувством;

– читать эмоционально;

– соблюдать нужную интонацию;

– правильно выдерживать паузы;

– правильно ставить логические ударения;

– не допускать ошибок в словах

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Найти другое стихотворение М. Лермонтова о Кавказе. Подготовить выразительное чтение. Выучить стихотворение «Дары Терека» или подготовить выразительное чтение. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека»

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое впечатление осталось у вас от урока? Какие ваши чувства он затронул?

– Напоминаю, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагаю послушать, что было дальше.

– Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина-кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

– Как принял старый Каспий дары Терека?

– Какова тема стихотворения?

– Какова основная мысль?

– Как человек должен относиться к такой реке?

– Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

– Ребята, у вас на партах лежат карточки с отметками «4» и «5». Поднимите ту, которую, по вашему мнению, вы заслуживаете за работу на уроке

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение.

Слушают чтение учителя.













– Они ему понравились.

– Терек, и его непостоянный характер.

– Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

– С уважением, с восхищением, с опасением.

– Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

Поднимают карточки с отметками «4» или «5», давая самооценку своей деятельности

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»"

Автор: Майорова Ирина Ивановна

Дата: 08.10.2018

Номер свидетельства: 480008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "М.Ю.Лермонтов. Дары Терека"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_v_4_klassie_m_iu_liermontov_dary_tie"
    ["file_id"] => string(6) "375771"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483641376"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: "М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassie_po_tiemie_m_iu_liermontov_"
    ["file_id"] => string(6) "473268"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1528954399"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по литературному чтению на тему: "М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»"4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_na_temu_m_iu_lermontov_dary_tereka_ashi"
    ["file_id"] => string(6) "574953"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615216859"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства