I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте сочинения о Пушкине | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. – Именно Пушкин научил нас любить не только лето с его яркими красками, цветами, пением птиц; не только весну, когда расцветает и радуется все вокруг; не только снежную зиму с катанием на санках, коньках, с веселыми играми в снежки и вылепливанием снежных баб, но и осень – печальную, но величественную в своей красоте. Поэт любил природу, любил родную землю, ее поля и леса. И эту любовь он передал всем нам | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
III. Историческая справка о жизни М. Лермонтова на Кавказе (сопровождается показом слайдов) | Учитель рассказывает о годах жизни М. Лермонтова, проведенных на Кавказе. – Вы знакомы уже с некоторыми фактами из биографии М. Ю. Лермонтова. Мы читали воспоминания о его детстве, юности. Я хочу напомнить вам о том, что Лермонтов долгое время жил на Кавказе. – Кто из вас может показать на карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах. – Впервые Лермонтов побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских гор. Позднее он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой, смелый и отважный человек. Посмотрите картины М. Лермонтова, посвященные Кавказу. Лермонтов навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений, одно из которых – «Дары Терека». В ваших учебниках сокра-щенный вариант этого стихотворения, на самом деле оно гораздо длиннее | Слушают рассказ учителя. Ученик показывает на карте Кавказ. – Кавказские горы – самые высокие горы России | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
IV. Словарная работа | Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с географической справкой о реке Терек. Проводит словарную работу, чтобы учащиеся смогли лучше понять содержание произведения. Демонстрирует слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов. – Объясните значения слов, записанных на доске | Заранее подготовленный ученик дает географическую справку о реке Терек. – Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким. Объясняют значения непонятных слов: Дары – то, что дается безвозмездно; подарок, подношение. Казбек – вершина в центральной части Большого Кавказа, в Грузии. 5033 м. На склонах – субальпийские луга, выше – вечные снега. Ледники. Район альпинизма и туризма. Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека. Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый | Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
V. Первичное чтение стихотворения | Читает наизусть стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека» под музыку Н. А. Римского-Корсакова (симфоническая сюита «Шехеразада», «Море и корабль Синдбада»). – Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства, эмоции оно вызвало? – Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М. Ю. Лермонтова? – Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении? – Объясните значение выражения «утесистые громады». – Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый». – Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть». – Прочитайте стихотворение самостоятельно 2–3 раза | Воспринимают стихотворение, читаемое учителем. Рассказывают о своих впечатлениях от услышанного стихотворения. Отвечают на вопросы учителя. Читают стихотворение 2–3 раза | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
VI. Повторное чтение по частям и анализ стихотворения | Проводит выборочное чтение. Задает вопросы по содержанию стихотворения. – Прочитайте первое четверостишие стихотворения. Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…». – С кем автор сравнивает реку? – Какие эпитеты он при этом использует? – Что такое утесистые громады? – Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт? – Как понимаете выражение: «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»? – Какие выразительные средства здесь использовал поэт? – Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? – Прочитайте второе четверостишие стихотво-рения. – Как меняется характер реки на равнине? – Какие слова и выражения указывают на это? – Что означает слово «лукавый»? – Можно ли верить Тереку, что он, действительно, стал спокойным и ласковым? – О чем же журчит Терек старому Каспию? – Прочитайте третье четверостишие стихотворения. – Как вы поняли эти строки? С кем сравнивается море? – Прочитайте последние 8 строк стихотворения. – Где Терек берет свое начало? – Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»? – Как поняли, о чем идет речь в следующих строках? – Найдите метафору в этих строках. – Чем является выражение «разорил Дарьял»? – В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего? – Какой вывод можем сделать о характере реки? | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит. – С диким, злым зверем, автор олицетворяет ее. – Дикий, злобный. – Горы, скалы. – Метафору – скрытое сравнение. – Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны, как слезы. – Сравнение, олицетворение – плакать может только человек. – Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная. – Река на равнине становится спокойной, ласковой. – Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит. – Лукавый – хитрый. – Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер. – Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит, чтобы море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение. – Сравнивает с женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение. – Терек берет свое начало у горы Казбек. – Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть, никогда не сможет укротить эту реку. – Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью. – Куча камней сравнивается со стадом. – Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит. – Звук [р]. Для того чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит, как дикий зверь. – Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
VII. Работа над выразительностью чтения | Проводит работу над выразительностью чтения. – Расставьте в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения. – С какой интонацией будем читать первые 4 строки? – Как будем читать следующие 8 строк? – С какой интонацией будем читать последние 8 строк? | Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения. – Первые 4 строки нужно читать громко, сердито. – Следующие 8 строк – с хитрой и ласковой интонацией. – Последние 8 строк – горделиво. Читают памятку. Выразительно читать стихотворение – это значит: – читать с чувством; – читать эмоционально; – соблюдать нужную интонацию; – правильно выдерживать паузы; – правильно ставить логические ударения; – не допускать ошибок в словах | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника |
IX. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какое впечатление осталось у вас от урока? Какие ваши чувства он затронул? – Напоминаю, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагаю послушать, что было дальше. – Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина-кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой. – Как принял старый Каспий дары Терека? – Какова тема стихотворения? – Какова основная мысль? – Как человек должен относиться к такой реке? – Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке? – Ребята, у вас на партах лежат карточки с отметками «4» и «5». Поднимите ту, которую, по вашему мнению, вы заслуживаете за работу на уроке | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение. Слушают чтение учителя. – Они ему понравились. – Терек, и его непостоянный характер. – Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку. – С уважением, с восхищением, с опасением. – Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек. Поднимают карточки с отметками «4» или «5», давая самооценку своей деятельности | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |