Просмотр содержимого документа
«Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»»
Михайлова Н.А г. Тюмень, учитель начальных классов.
План-конспект урока
(Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская.Литературное чтение, 2 класс «Перспектива»)
Тип урока: закрепление изученного
Дата: 22.02.2022г.
Тема:
Д.Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»,
Джоэль Харрис « Братец Лис и братец Кролик». Сравнительный анализ литературных сказок.
Цели:
Образовательные:
-Осмысливать понятие «литературная сказка».
-Учить давать характеристику героев; называть их качества.
-Определять основные события сказки.
-Называть главную мысль сказки.
-Соотносить смысл сказки с пословицей.
-Соотносить рисунки и текст.
-Сравнивать сказки: героев, события
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Регулятивные УУД: учить определять план выполнения заданий, оценивать свою работу.
- Коммуникативные УУД: формировать умение слышать и слушать, формулировать ответ.
- Познавательные УУД: учить ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, определять круг своего незнания.
Планируемый результат
Предметные:
Знают что такое литературная сказка.
Дают характеристику героев; называют их качества.
Определяют основные события сказки.
Называют главную мысль сказки.
Соотносят смысл сказки с пословицей..
Сравнивают сказки: героев, события,
Находят литературную сказку, нужную информацию, определяют круг своего незнания.
Личностные: читательский интерес и мотивация к учебной деятельности и личностного смысла учения. Метапредметные: определяют план выполнения заданий, оценивают свою работу, умеют слышать и слушать, формулируют ответ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для работы в группе.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
1.Оранизационный момент
Цель: положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию.
доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.
– Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна.
Прозвенел звонок, и мы начинаем урок литературного чтения. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Я скажу слова: "Добрый день …” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой,– значит, вы услышали, отвечайте на приветствие. Попробуем?
Добрый день всем девочкам! ....
Добрый день всем мальчикам! ...
Добрый день всем, кто любит конфеты! ...
Добрый день всем, кто приехал в школу на автобусе! ...
Добрый день всем, кто хочет хорошо поработать на уроке! ...
- Кто пришёл на урок в отличном настроении
А теперь повернитесь гостям , улыбнитесь, помашите им рукой.
(Ребята улыбаются друг другу.Затем рассаживаются по своим местам и еще раз проверяют готовность к уроку.)
На уроке сегодня вам нужен учебник и ваши знания
2.Подготовка к основному этапу занятия
Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе, частично-поисковая деятельность учащихся
Ребята, вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать тему нашего урока. (слайд)
-Про что говорят? ...Ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок?.(Сказка)..
Давайте, ребята, вспомним , какие бывают сказки. Для этого построим кластер(на доске)
Дети из вырезанных листочков с надписями строят кластер
Я знаю вы недавно прочитали сказки….Какие они9Слайд) Литературные
А зачем они сегодня на уроке? Как они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? Может кто догадается? Одновременно две сказки, зачем они?
Ну, догадались, какая будет тема сегодняшнего урока? (сравнительный анализ литературных сказок)
3. Тема урока.
Цель:Актуализация и мотивация знаний учащихся
С темой урока определились. Давайте теперь подумаем, чем на уроке мы займемся, какие цели будем достигать. Я вам предлагаю следующее, а вы подумайте что из них выберем на этот урок:(позже вернемся к этому)
Цели и задачи урока:
-Повторение и систематизация знаний о сказке;
-Осмысливать понятие «литературная сказка».
-Формирование умений ориентироваться в тексте;
-Развитие умений анализировать , обобщать и делать выводы для себя;
-Умение давать характеристику героев; называть их качества.
-Определять основные события сказок;
-Развитие вычислительных навыков; (лишнее)
- Знакомиться с новым автором (лишнее)
- петь песни (Лишнее)
-Умение называть главную мысль сказки;
-Умение соотносить смысл сказки с пословицей.
-Умение соотносить рисунки и текст.
Чтобы достичь этих целей и справиться с этими задачами как нам надо будет работать на уроке?
(Активно, слушать учителя, чтобы услышать и выполнять быстро и правильно) Вы со мной согласны?
-Вы любите собирать пазлы? ( Работа в группах) Для этого вы сидите в группах. Для каждой группы есть конверты . Вам предстоит :
-собрать пазлы и должна получиться иллюстрация к одной из наших сказок;
- найти это место и выразительно прочитать. (Выбираем главного, он и читает)
Задача ясна?(Дети работают в группах) Иллюстрация из какой сказки у вас получилось? (Слайд)
Кого же осуждает сказка? Другая? (Хвастливого зайца, хитрую и коварную лису)
Физминутка
- А теперь мы отдохнём- физминутку проведём
4. Контроль и самопроверка.
Цель: оценить результат собственной деятельности; развивать умения фиксировать новые знания, уметь сотрудничать.
уметь давать оценку и уметь анализировать достижения поставленной цели.
А эти сказки, к какому виду относим их? Что общего и в чем различие? Для этого составим и заполним таблицу. (Вырезать на листочках)Слайд
Название сказки
Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые глаза и Короткий хвост
Братец Лис и Братец Кролик
1.Автор
Д.Мамин-Сибиряк
Джоэль Харрис
2. Виды сказок
О животных
О животных
3. Главные герои
Заяц, Волк
Кролик, Лис
4. Второстепенные герои
Старушки-зайчихи, старые зайцы, зайчата
Крольчиха, крольчата, ёж
5. Характеристика главных героев
Заяц- трусливый, хвастун
Волк- злой, голодный
Лис- хитрый
Кролик- находчивый, умный, осторожный
6. Основные события
Хвастовство зайца
Встреча с волком
Лис решил съесть Кролика и позвал в гости. Кролик понял и убежал.
7. Главная (основная) мысль
Нельзя хвастаться
Нельзя верить всему, что тебя окружает
8. Соотношение с пословицей
Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал
На других надейся. А сам не оплошай.
Соотношение с народной поговоркой
У страха глаза велики
Соседи должны жить дружно
5. Подведение итогов.Рефлексия
что тема хвастовства актуальна и в наши дни. Многие люди, и дети, и взрослые красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А мы, узнав человека лучше, разочаровываемся в нем, так как на самом деле он является не тем, за кого себя выдает. Дмитрий Наркисович своим произведением на примере Зайца показал детям, что не нужно присваивать себе какие-либо качества, которыми на самом деле ты не обладаешь, наоборот, нужно искать в себе свои умения и таланты, развивать их и достигать больших успехов, а не просто хвастаться, как Заяц-хвастун
Темой рассказа является хвастовство Зайца, которое ни к чему хорошему его не привело. Проблемой являются вопросы: понял ли Заяц, что хвастаться – это плохо и неправильно? Может ли трусливый заяц стать храбрым? Идеей является задумка автора показать на примере зайчика, как нехорошо хвастаться, к чему это может привести, и как могут отнестись окружающие к хвастовству. Пафос произведения иронический, так как автор высмеивает хвастовство Зайца, называя его глупым и смешным.
Объясняем детям, что в жизни, как и в сказках, бывают недруги, похожие на Братца Лиса, с которыми надо ухо держать востро, чтобы тебя не «съели». Но как хочется, чтобы наши дети учились жизни не на своих ошибках, набивая шишки и синяки, а с помощью таких, как «Сказки дядюшки Римуса» о Братце Кролике и Братце Лисе, актуальных и в наши дни.Одновременно они учат: умей постоять за себя, ведь жизнь так сложна и так противоречива.
А самый главный итог, вывод их прочитанных сказок таков: никогда не сдавайся, ищи выход из любой сложной ситуации.
«Букет настроения»
Вспомните, какие цели и задачи ставили вначале урока?