Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством писателя,
- определить главную мысль прочитанного произведения.
Задачи:
Образовательные:
- учить работать с текстом - находить слова, которые помогают дать характеристику героев,
- описывать эмоциональное состояние персонажей,
- совершенствовать навыки выразительного чтения,
- активизировать словарь учащихся.
Развивающие: Создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, для развития техники чтения учащихся через (беглость, сознательность и выразительность) различные приемы и упражнения.
Воспитательная: Способствовать воспитанию любви к животным через чтение и анализ произведения.
Коррекционная: Совершенствовать навык в установлении смысловых связей между событиями и поступками.
Оборудование:
- портрет писателя,
- выставка книг,
- карточки с дифференцированной помощью.
- мультимедийная презентация
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: - Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок,
Рты закрыли на замок.
II. Динамическое чтение
Учитель: А урок начинаем с речевой разминки, для чёткого и правильного произношения звуков.
Артикуляционная подготовка речевого аппарата (слайд 2)
1) Упражнения для дыхания:
а) глубокий вдох через нос, выдох через рот порциями;
б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;
в) вдыхаем аромат цветов;
г) дуем на снежинку.
2) Звуковая гимнастика
о а у – плавно на одном выдохе,
ух ох ах – произносим отрывисто,
гху гха гхо – выдыхая порциями,
с ш з – чередование произнесения звуков.
- . Актуализация знаний
- Молодцы! Начинаем работать по рядам.
- Возьмите карточку.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето.
Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит - зубом щелк:
Белый - бедный, сытый -...
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
- Поднимите руки вместе, кто отгадал?
- Прочитайте загадки, скажите отгадки.
- На какие две группы можно разделить загадки?
(Про зайца и про волка)
- Что вы знаете про зайца? Слайд № 3
/Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится/.
- Что вы знаете о волке? Слайд № 4
Давайте вспомним урок природоведения.
- Дайте характеристику зайцу? / Животное, млекопитающееся, травоядное/
- Дайте характеристику волку? / Животное, млекопитающееся, хищник/
- -Как зайцу удаётся выжить в природе? /От врагов он спасается бегством./
3) Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Учитель: Как думаете, о ком будем читать сегодня на уроке?
Учащиеся: Читать будем про зайца, так как загадки были про него, и мы говорили о том, как он спасается от врагов.
Учитель: Что именно будем читать: сказку или рассказ? Почему?
Учитель: Что же такое сказка? (слайд №5)
Учащиеся: Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
Учитель: Какие бывают сказки?
Учащиеся: Народные и авторские.
Учитель: А чем отличается авторская сказка от народной?
Учитель: Сказку, которую будем сегодня читать, написал известный писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. (слайд № 6)
Ученица: Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале.
(слайд №7) Самую широкую известность получили «Алёнушкины сказки», переведённые на многие языки мира. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один. (слайд № 8)
Физкультминутка (слайд №9)
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все на привале …
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
VI. Работа по содержанию произведения.
- Словарная работа:
– Прежде чем начать работу по содержанию, уточним некоторые не очень понятные слова и выражения. (слайд № 11)
- Работа по содержанию сказки. Выборочное чтение:
- Каким изображён заяц в начале сказки? (слайд №12) (маленьким, трусливым)
- Найдите ответ на этот вопрос в тексте. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки)
-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться). (слайд № 13)
-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки. (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).
- Что они говорили? (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)
- Прочитайте, как хвастался заяц. (слайд 11)
(И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
- Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…
- Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.
- Почему же начали смеяться над ним молодые и старые зайцы?
(Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается)
- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? (слайд 14)
(Язык у хвастуна точно примёрз.)
- Как вы понимаете это выражение?
(Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка).
- Что случилось дальше? (Дальше случилось…) (слайд №15)
- Как автор говорит о том, как заяц убегал от волка? Прочитайте.
(Задал такого стрекоча. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).
- Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком).
- Что ему сказали зайцы? Как они его стали называть? (Они его похвалили. Молодец, косой!..)
- Найдите этот отрывок и прочитайте
-Во что стал верить заяц, после этого происшествия? (Что он действительно никого не боится)
VII. Физминутка (слайд № 16)
Зайцы
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз)
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
(Присели, руки возле ушей, «прислушиваются)
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – подняться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах.
(Ходьба на месте)
Замер зайка средь травы,
А теперь садимся мы.
VIII. Продолжение работы по содержанию сказки
- Было ли вам жалко зайца?
- В какой момент?
- Почему художник одел всех зайцев в одежду? (Это сказка)
- Похожа сказка на народную? Чем?
– Во второй части сказки найдите глаголы, помогающие описать приход зайцев.
(Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи…)
– Зачитайте глаголы, которые показывают, как смеялись зайцы.
(Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старухи зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга)
– Подобные перечисления действий мы встречали в других сказках.
3) Дидактическая игра «Найди меня» (Раздаточный материал)
(15 табличек розданы детям по одной. Вывешиваем к картинкам с изображением персонажей сказки)
- У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки.
- Внимательно прочитайте. Определите, кому из героев сказки они подходят.
На доске картинки героев сказки: (учащиеся выходят и прикрепляют своё высказывание к нужной картинке)
заяц
другие зайцы
волк
Действия зайца:
- взобрался на пенёк;
-язык точно примёрз;
-задал стрекоча;
-выбился из сил;
-начал верить, что никого не боится.
Действия других зайцев:
-собрались, сбежались, приплелись;
- все слушают; ушам не верят;
- начали кувыркаться;
- не могли прийти в себя;
- начали выглядывать.
Действия волка:
- ходил; проголодался;
- остановился; понюхал воздух;
- начал подкрадываться;
- близко подошёл;
- бежал в другую сторону;
4) Вывод о характерах героев.
- По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.
- Прочитайте действия зайца и скажите, какой он?
(Хвастливый и трусливый)
- Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?
(Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые)
- Что можно сказать о волке?
(Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый)
- Обобщение
-В народе всегда разграничивали добро и зло, правду и ложь, трусость и храбрость.
- Посмотрите внимательно и соберите пословицы, подумайте, можно ли их отнести к нашей сказке: (слайд 18)
У страха глаза велики
Волка ноги кормят.
Хвастать –не косить, спина не болит..
-К кому из героев сказки можно применить пословицу «У страха газа велики»?
(И волку и зайцу – Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).
XI. Итог урока
- Для кого писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила)
XII. Экспресс – диагностика. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.
-Кто считает, что, заяц храбрый (белый) – прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус (серый) – рядом с ёлочкой.
- У каждого своё мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым. Большинство считает его…(смотреть по количеству…)
XIII. Д/з: Оценки за урок________