Тема: «Чудо музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар».
Цели: обучение анализу прозаического произведения в единстве его содержательной и художественной сторон;
развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, об их роли в жизни человека;
формирование представления о нравственных ценностях и духовном мире человека.
Оборудование: портреты К.Г. Паустовского и Моцарта, проектор, работы детей (рисунки).
Ход урока.
I. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о связи музыки и литературы, о влиянии силы искусства на внутренний мир человека. Обратите внимание на эпиграф урока (на доске)
Я желал бы всеми силами души моей,
чтобы музыка моя приносила людям
опору и утешение.
П.И. Чайковский.
В конце нашего занятия вы мне скажете, чем был обусловлен мой выбор.
- Ребята, мы уже знакомы с творчеством К.Г.Паустовского, но сегодня откроем его для себя как «музыкального» писателя.
- Обратите внимание на цели нашего урока, прочитайте их про себя…
- Константин Григорьевич Паустовский – действительно «музыкальный» писатель. У него есть замечательные рассказы о Э.Григе, Ф.Шопене. А с каким композитором мы встречаемся в рассказе «Старый повар»? СЛАЙД
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о Моцарте (на экране – портрет В.А.Моцарта), и послушаем замечательную музыку композитора («Лакримоза»)
- Поделитесь, какие чувства она вызывает?
- А какие чувства вызвало произведение К.Г. Паустовского?
II. Комментированное чтение и анализ рассказа.
- Итак, рассказ «Старый повар»…
- Где происходят события? (показать на карте).
- С кем жил старый повар?
- Какое настроение создаётся в начале рассказа? - Почему?
- Опишите дом, в котором жил старик. (Работа с текстом)
- Какой предмет с интерьере дома выделяет писатель? (Клавесин) СЛАЙД
- С каким чувством пишет о нём Паустовский? (Работа с текстом)
- С какого момента настроение рассказа резко меняется?
- Как выглядел незнакомец? (Работа с текстом)
- Для чего пришёл незнакомец в дом старика? СЛАЙД
- В чём же хочет исповедаться старый повар? (Работа с текстом) СЛАЙД
- Как назвал незнакомец грех старика?
- Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?
- Что ответил незнакомец?
- В чём смысл слов «слушайте и смотрите», обращённых к старику?
- Какой вы представляете себе музыку, которая вызвала такие впечатления?
- Представьте себе, что мы находимся в домике старого повара. Послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой старик.
(звучит музыка Моцарта, слайды)
- Что происходит вокруг, когда незнакомец начинает играть?
- Как звучит клавесин? – Что происходит в природе?
–А что почувствовал старик, слушая её? (Работа с текстом)
- Как же ему удалось увидеть то, чего он так желал?
- Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины весеннего цветущего сада? - Какова роль этих эпитетов?
- Кроме того, противопоставляется мрачная жизнь повара ярким, цветущим воспоминаниям - приём антитезы.
- Как заканчивается рассказ?
- Автор называет Моцарта великим музыкантом. – А в чём его величие?
- Как вы думаете, почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?
- Как вы теперь понимаете эпиграф к уроку?
ВЫВОД.
III. Творческая работа.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Какие впечатления вы получили после знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Старый повар» и музыкой Моцарта?». Напишите, пожалуйста, слушая замечательную музыку В.А.Моцарта.
- Индивидуально: дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе;
нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке.
(Письменная работа под музыку Симфонии № 40 В.А.Моцарта.)
- В начале урока мы обратили внимание на цели, конечно же, на ключевые слова.
- Скажите, в чём же проявляются нравственные ценности?
- Действительно ли музыка и литература взаимосвязаны?
- Достигли ли мы целей урока?
(Оценки, комментарии)
РЕФЛЕКСИЯ.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
Я понял, что…
Мне захотелось…
Трудно было…
Я смог…
Я научился…
Домашнее задание: прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».