kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Чудо музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Чудо музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар».

Цели: обучение анализу прозаического произведения в единстве его содержательной  и художественной сторон;

            развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, об их роли в жизни человека;

            формирование представления о нравственных ценностях и духовном мире человека.

Оборудование: портреты К.Г. Паустовского и Моцарта, проектор, работы детей (рисунки).

                                                  Ход урока.

I.  Слово учителя.

    Сегодня на уроке мы с вами поговорим о связи музыки и литературы, о влиянии силы искусства на внутренний мир человека. Обратите внимание на эпиграф  урока  (на доске)

                                                                                     Я желал бы всеми силами души моей,

                                                                               чтобы музыка моя приносила людям

                                                                                опору и утешение.

                                                                                                                     П.И. Чайковский.

     В конце нашего занятия вы мне скажете, чем был обусловлен мой выбор. 

 - Ребята, мы уже знакомы с творчеством  К.Г.Паустовского, но сегодня откроем его  для  себя  как «музыкального» писателя.

 - Обратите внимание на цели нашего урока, прочитайте их про себя…

 - Константин Григорьевич Паустовский – действительно «музыкальный» писатель. У него есть замечательные рассказы о Э.Григе, Ф.Шопене.  А с каким композитором мы встречаемся в рассказе «Старый повар»?    СЛАЙД

  - Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о Моцарте  (на экране – портрет В.А.Моцарта),    и  послушаем  замечательную  музыку   композитора («Лакримоза»)

  - Поделитесь, какие чувства она вызывает?

  - А какие чувства  вызвало произведение К.Г. Паустовского? 

 II. Комментированное чтение и анализ рассказа.

- Итак, рассказ «Старый повар»…

-  Где происходят события? (показать на карте).
 -  С кем жил старый повар?
-  Какое настроение создаётся в начале рассказа? - Почему?

 - Опишите дом, в котором жил старик. (Работа с текстом)
-  Какой предмет с интерьере дома выделяет писатель?  (Клавесин)   СЛАЙД
-  С каким чувством пишет о нём Паустовский?  (Работа с текстом)
 -  С какого момента настроение рассказа резко меняется?
 -  Как выглядел незнакомец?   (Работа с текстом)

 -  Для чего пришёл незнакомец в дом старика? СЛАЙД
 -  В чём же хочет исповедаться старый повар? (Работа с текстом) СЛАЙД
 -  Как назвал незнакомец грех старика?
 -  Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?
 - Что ответил незнакомец?

 - В чём смысл слов «слушайте и смотрите», обращённых к старику?

 - Какой вы представляете себе музыку, которая вызвала такие впечатления?

 - Представьте себе, что мы находимся в домике старого повара. Послушаем  музыку и    увидим те картины, которые увидел слепой старик.

                                                                      (звучит музыка Моцарта, слайды)

 - Что происходит вокруг, когда незнакомец начинает играть?

 - Как звучит клавесин? – Что происходит в природе?

 –А что почувствовал старик, слушая её?  (Работа с текстом)

 - Как же ему удалось увидеть то, чего он так желал?

 - Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины весеннего цветущего сада? - Какова роль этих эпитетов?     

 - Кроме того, противопоставляется мрачная  жизнь повара ярким, цветущим  воспоминаниям - приём антитезы.

 - Как заканчивается рассказ?

 - Автор называет Моцарта великим музыкантом. – А в чём его величие?

 - Как вы думаете, почему именно музыкант выступает в роли священника,     исповедующего умирающего?

 - Как вы теперь понимаете эпиграф к уроку?

   ВЫВОД.       

III. Творческая работа.

 - А сейчас, ребята, я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Какие впечатления  вы получили после знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Старый повар» и музыкой Моцарта?». Напишите, пожалуйста, слушая замечательную музыку В.А.Моцарта.

 - Индивидуально: дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе;

                                нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке.

                                            (Письменная работа под музыку Симфонии № 40 В.А.Моцарта.)

  - В начале урока мы обратили внимание на цели, конечно же, на ключевые слова.  

 -  Скажите, в чём же проявляются нравственные ценности?

 -  Действительно ли музыка и литература взаимосвязаны?

 -  Достигли ли мы целей урока?

        (Оценки, комментарии) 

     РЕФЛЕКСИЯ.

    Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Трудно было…

Я смог…

Я научился…  

     Домашнее задание: прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Чудо музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар».»


Урок литературы в 5 классе.

Тема: «Чудо музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар».

Цели: обучение анализу прозаического произведения в единстве его содержательной и художественной сторон;

развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, об их роли в жизни человека;

формирование представления о нравственных ценностях и духовном мире человека.


Оборудование: портреты К.Г. Паустовского и Моцарта, проектор, работы детей (рисунки).


Ход урока.

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о связи музыки и литературы, о влиянии силы искусства на внутренний мир человека. Обратите внимание на эпиграф урока (на доске)

Я желал бы всеми силами души моей,

чтобы музыка моя приносила людям

опору и утешение.

П.И. Чайковский.

В конце нашего занятия вы мне скажете, чем был обусловлен мой выбор.

- Ребята, мы уже знакомы с творчеством К.Г.Паустовского, но сегодня откроем его для себя как «музыкального» писателя.

- Обратите внимание на цели нашего урока, прочитайте их про себя…

- Константин Григорьевич Паустовский – действительно «музыкальный» писатель. У него есть замечательные рассказы о Э.Григе, Ф.Шопене. А с каким композитором мы встречаемся в рассказе «Старый повар»? СЛАЙД

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о Моцарте (на экране – портрет В.А.Моцарта), и послушаем замечательную музыку композитора («Лакримоза»)

- Поделитесь, какие чувства она вызывает?

- А какие чувства вызвало произведение К.Г. Паустовского?

II. Комментированное чтение и анализ рассказа.

- Итак, рассказ «Старый повар»…

- Где происходят события? (показать на карте).
- С кем жил старый повар?
- Какое настроение создаётся в начале рассказа? - Почему?

- Опишите дом, в котором жил старик. (Работа с текстом)
- Какой предмет с интерьере дома выделяет писатель? (Клавесин) СЛАЙД
- С каким чувством пишет о нём Паустовский? (Работа с текстом)
- С какого момента настроение рассказа резко меняется?
- Как выглядел незнакомец? (Работа с текстом)

- Для чего пришёл незнакомец в дом старика? СЛАЙД
- В чём же хочет исповедаться старый повар? (Работа с текстом) СЛАЙД
- Как назвал незнакомец грех старика?
- Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?
- Что ответил незнакомец?

- В чём смысл слов «слушайте и смотрите», обращённых к старику?

- Какой вы представляете себе музыку, которая вызвала такие впечатления?

- Представьте себе, что мы находимся в домике старого повара. Послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой старик.

(звучит музыка Моцарта, слайды)

- Что происходит вокруг, когда незнакомец начинает играть?

- Как звучит клавесин? – Что происходит в природе?

–А что почувствовал старик, слушая её? (Работа с текстом)

- Как же ему удалось увидеть то, чего он так желал?

- Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины весеннего цветущего сада? - Какова роль этих эпитетов?

- Кроме того, противопоставляется мрачная жизнь повара ярким, цветущим воспоминаниям - приём антитезы.

- Как заканчивается рассказ?

- Автор называет Моцарта великим музыкантом. – А в чём его величие?

- Как вы думаете, почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?

- Как вы теперь понимаете эпиграф к уроку?

ВЫВОД.

III. Творческая работа.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Какие впечатления вы получили после знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Старый повар» и музыкой Моцарта?». Напишите, пожалуйста, слушая замечательную музыку В.А.Моцарта.

- Индивидуально: дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе;

нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке.

(Письменная работа под музыку Симфонии № 40 В.А.Моцарта.)

- В начале урока мы обратили внимание на цели, конечно же, на ключевые слова.

- Скажите, в чём же проявляются нравственные ценности?

- Действительно ли музыка и литература взаимосвязаны?

- Достигли ли мы целей урока?


(Оценки, комментарии)

РЕФЛЕКСИЯ.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Трудно было…

Я смог…

Я научился…

Домашнее задание: прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Чудо музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар».

Автор: Козырева Жанна Михайловна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Чудо музыки в повестях К. Паустовского. "
    ["seo_title"] => string(42) "chudo-muzyki-v-poviestiakh-k-paustovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "147541"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419421359"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) ""Чудо музыки в произведениях К. Паустовского". Конспект урока музыки "
    ["seo_title"] => string(71) "chudo-muzyki-v-proizviedieniiakh-k-paustovskogho-konspiekt-uroka-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "100918"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402399475"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Интегрированный урок музыки в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(41) "intieghrirovannyi-urok-muzyki-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "205778"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430026141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства