5 класс
2 четверть Тема урока: Чудо музыки в творчестве К. Паустовского
Цель урока:
1. сформировать представление о нравственных ценностях и духовном мире человека;
2. установить связь между такими видами искусства как музыка и литература
Задачи:
1. Познакомить с произведением К.Паустовского “Старый повар”.
2. Проследить влияние музыки на восприятие детьми рассказа.
3. Познакомить с краткой историей возникновения инструмента – клавесин.
4. Закрепить слуховое восприятие тембра инструмента.
5. Формировать у учащихся понятия о соблюдениях правил пения, охране здоровья, глосса.
6. Воспитывать интерес к литературе и музыке.
7. Пробуждать стремление к творчеству.
8. Воспитывать у школьников интерес и любовь к искусству.
Оборудование и материал: фортепиано, магнитофон, презентация, фрагменты произведений В.А.Моцарта «Юпитер», рассказ К.Паустовского “Старый повар”.
Ход урока
- (слайд 1)
Орг. момент. Музыкальное приветствие. “Прозвенел звонок, начался урок»
Что прозвучало? Жанр? (песня)
какая песня? (маленькая) Называется (Распевка)
почему «Лесенка»
- (слайд 2)
СЛУШАЕМ песня «ДОБРОТА»
Расскажите о том что услышали
Какие виды жанра в этом произведении?
(слайд 3)
Можно сказать что произведения разных музыкальных жанров по-разному влияют на СЛУШАТЕЛЯ
(эмоциональное состояние) .
Давайте проверим (выбрать картинку)
(слайд 4)
О чем мы говорим на уроках в этой четверти?
Музыка может делать чудеса?
(привести примеры- сказки, басня)
(слайд 5)
3. К.Г.Паустовский – одного из самых “музыкальных” писателей России.
Определите тему нашего урока (КЛИК)
Сегодня на уроке пойдет речь об одном из таких произведений – “Старый повар”.
(Слайд 6)
Работа по таблице (средства музыкальной выразительности)
(Слайд 7)
Вопросы и задания:
А)Какая музыка звучит в рассказе? Опишите её .
Он всегда отмечает его восторженную любовь к искусству. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Для его героев музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.
подберите иллюстрацию
(Слайд 8)
Б)Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?
В)Какой инструмент прозвучал в рассказе?
Клавесин – клавишно-струнный щипковый инструмент. По струнам ударяют стерженьки от вороньева пера. Именно благодаря птичьему перу получается сильный и выразительный звук. Клавесины были очень дорогими и красивыми. Им придавали разную форму – от ящика, инкрустированного позолотой, перламутром и слоновой костью, до лиры или арфы на ножках, плюс, конечно, клавиатура.
Но главное – именно от него фортепиано заимствовало свою форму, обусловленную тем, что внутри клавесина струны, натянуты по разной длине.
4.(Слайд9) физкульминутка ДИРИЖЕР
Загадка:
Кто невежливый такой:
Встал вдруг к публике спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Вправо, влево повернулся
Руки вверх, вдруг потянул
Не приучен он к порядку?
Или делает зарядку? КТО?
С ним под руководством
звучит оркестр и хор?
Знаем, это …
(Слайд 10)
5. ПОДЕЛИСЬ СВОЕЙ ДОБРОТОЙ
Работа над песней: Добрым быть совсем не просто.
(Слайд 14)
6. Итог урока
К.Паустовский своим рассказом показал нам сегодня прекрасный пример того, как может музыка принести человеку “Опору и утешение”.
На уроке мы встретились с музыкой австрийского композитора В.Моцарта
в рассказе К.Паустовского «Старый повар» и убедились, что музыка может делать с нами чудеса. Она веселит и заставляет печалиться, она очищает наши сердца, приносит утешение и опору.
Слушая прекрасную музыку, не хочется совершать плохие поступки. Музыка способна делать людей лучше, она облагораживает нас.
(Слайд 15)
“Музыка и литература
не иллюстрируют одна другую,
а дополняют и обогащают,
усиливают наши переживания”