2. приемы: беседа по вопросам, рассказ учителя, творческие работы учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр фрагментов фильма, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения .
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, отпечатанные тексты, презентация к уроку, компакт-проигрыватель, диски с классической музыкой (Джейм Ласт «Одинокий пастух», ), словарик лингвистических терминов.
План урока:
1. Анализ пословиц и фразеологизмов о счастье.
2. Высказывания авторитетных людей о счастье. Знакомство с Ш. Сильверстайном.
3.Сказка «Щедрое дерево». Анализ сказки.
4. Мультипликационный фильм «Щедрое дерево».
5. Сказка Л.Н.Толстого «Царь и рубашка». Анализ сказки.
6.Творческая работа. Продолжи сказку.
7. «Народная сказка о счастье». Анализ.
8. Творческая работа «Чтобы быть счастливым…»
9. Чтение творческих работ. Смысл эпиграфа.
10. Музыкальная минутка. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, давайте запишем в тетрадь тему нашего урока.
В качестве эпиграфа возьмем русскую народную пословицу; «За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит». Как вы понимаете ее смысл.
А есть ли среди нас те, кто мог бы назвать себя счастливым человеком? Поднимите, пожалуйста, руки. Почему вы считаете себя счастливыми?
Человек всегда стремился к счастью, искал его, мечтал о нем. Что о счастье говорят русские народные пословицы:
Счастье дороже богатства.
Счастье что солнышко: и улыбнется, и скроется.
Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село.
Счастья на деньги не купишь.
Счастье у мужика под мозолями лежит.
Счастье придет и на печке найдет.
Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.
А теперь прочитаем еще одну.
Счастье пытать – все потерять.
Как вы понимаете эту пословицу? Что значит выражение «счастье пытать»? А где еще приходилось вам встречать это выражение? ( искать счастье, искушать судьбу, рассчитывать на удачу в каком-то трудном, опасном деле; в сказках: «Что, Иван-царевич, счастье пытаешь, али от счастья летаешь?»)
Может быть, кто-то из вас вспомнил еще пословицы или поговорки о счастье7
(Человек – кузнец своего счастья…)
Ребята, а как называются эти выражения о счастье? (Фразеологические обороты)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. приемы: беседа по вопросам, рассказ учителя, творческие работы учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр фрагментов фильма, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения .
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, отпечатанные тексты, презентация к уроку, компакт-проигрыватель, диски с классической музыкой (Джейм Ласт «Одинокий пастух», ), словарик лингвистических терминов.
План урока:
1. Анализ пословиц и фразеологизмов о счастье.
2. Высказывания авторитетных людей о счастье. Знакомство с Ш. Сильверстайном.
3.Сказка «Щедрое дерево». Анализ сказки.
4. Мультипликационный фильм «Щедрое дерево».
5. Сказка Л.Н.Толстого «Царь и рубашка». Анализ сказки.
6.Творческая работа. Продолжи сказку.
7. «Народная сказка о счастье». Анализ.
8. Творческая работа «Чтобы быть счастливым…»
9. Чтение творческих работ. Смысл эпиграфа.
10. Музыкальная минутка. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, давайте запишем в тетрадь тему нашего урока.
В качестве эпиграфа возьмем русскую народную пословицу; «За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит». Как вы понимаете ее смысл.
А есть ли среди нас те, кто мог бы назвать себя счастливым человеком? Поднимите, пожалуйста, руки. Почему вы считаете себя счастливыми?
Человек всегда стремился к счастью, искал его, мечтал о нем. Что о счастье говорят русские народные пословицы:
Счастье дороже богатства.
Счастье что солнышко: и улыбнется, и скроется.
Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село.
Счастья на деньги не купишь.
Счастье у мужика под мозолями лежит.
Счастье придет и на печке найдет.
Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.
А теперь прочитаем еще одну.
Счастье пытать – все потерять.
Как вы понимаете эту пословицу? Что значит выражение «счастье пытать»? А где еще приходилось вам встречать это выражение? ( искать счастье, искушать судьбу, рассчитывать на удачу в каком-то трудном, опасном деле; в сказках: «Что, Иван-царевич, счастье пытаешь, али от счастья летаешь?»)
Может быть, кто-то из вас вспомнил еще пословицы или поговорки о счастье7
(Человек – кузнец своего счастья…)
Ребята, а как называются эти выражения о счастье? (Фразеологические обороты)
На счастье
К счастью
Почитать за счастье
Счастье привалило
Счастье улыбнулось
Счастье слепо
На седьмом небе от счастья
Часто ли вы употребляете выражения о счастье в повседневной жизни?
2. А теперь обратимся к высказываниям великих людей о счастье.
В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно.
У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье.
Л.Н. Толстой
Счастье не от того, что вы имеете, счастье от того, что вы думаете.
Шел Сильверстайн
А знаете ли вы, кто такой Шел Сильверстайн? (Краткая справка о писателе)
Я хочу познакомить вас с удивительной сказкой американского писателя. Называется она «Щедрое дерево», ее изучают школах и цитируют в проповедях в церкви во всем мире.
3. Первичное чтение сказки. Осмысление текста.
-Понравилась ли вам сказка? Какие чувства вызвала ? Докажите, что перед нами сказка? ( В ней присутствуют элементы вымысла )
-Как можно назвать сочетание «Щедрое дерево»? ( Олицетворение. Это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека )
-Кто главный герой в этом произведении? А мальчик?
-Почему яблоня была счастлива?
-А мальчик был счастлив? А в какой еще авторской сказке главной героине всегда всего было мало? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке…»)
- Прошло много времени, и мальчик снова вернулся к яблоне. Но что случилось с ним? Подтвердите примерами из текста.
-Смог ли мальчик стать счастливым без яблони? Докажите. (Получилось все наоборот: мальчик искал счастье где-то далеко, но не мог его найти. Яблоня же была по-настоящему счастлива, потому что она все отдавала тому, кого любила. Это, наверное, и есть настоящее счастье. )
-Как вы думаете, изменился ли мальчик, стал ли он лучше, добрее? (Да, ведь ему теперь ничего не надо от яблони).
4. Предлагаю вашему вниманию мультфильм по этой сказке. Он без слов, но удивительно легко понимается зрителями.
5 Ну что ж, продолжим наш урок о счастье.
Перед вами сказка Л.Н. Толстого «Царь и рубашка». Давайте прочитаем ее.
Понравилась ли вам эта сказка? Много ли нужно человеку для счастья?
6. А давайте попробуем продолжить эту сказку? Подумайте, посовещайтесь. Что, по-вашему, случилось с царем?
7. Ребята, мальчик из сказки Шела Сильверстайна очень хотел быть счастливым. Герой сказки Л.Толстого счастлив без особых причин. Нужно ли искать счастье?
Я предлагаю вашему вниманию «Народную сказку о счастье».
8. Понравилась ли вам эта сказка? Почему? ( Она очень позитивная, все получили то, что хотели…) Вспомните, как обычно называют в сказках младшего брата? (Иван-дурак).
Можно ли назвать героя нашей сказки дураком? (Скорее всего, простачок…).
8. Давайте еще раз прочитаем эпиграф нашего урока. Согласны ли вы теперь с этой пословицей?
9. На основе прочитанных сказок допишем фразу: «Чтобы быть счастливым…
У кого что получилось?
Хотите знать, что получилось у меня?
Чтобы быть счастливым, надо
-ценить то, что имеешь: семью, друзей, дом;
-радоваться каждому новому дню, принимать его как подарок;
-читать сказки, потому что дарят надежду, заставляют верить в чудеса, делают нас добрее.
10. Наверное, вы не раз слышали высказывание А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в не намек, добрым молодцам урок. Как вы понимаете это изречение? ( Сказка – это вымысел, фантазия, но она наполнена глубоким смыслом, народным знанием. )