kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Чиновники города N" по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы разработан для 8 класса общеобразовательных школ. В разработке предлагается развернутый план-конспект урока. Структурв урока полностью выдержана, соответствует программе учителя. в плане урока описана работа учащихся на уроке. урок литературы построен со всеми требованиями. урок предполагает Формирование навыков самостоятельного анализа произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Чиновники города N" по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя »

МОУ СОШ с. Чертановка









План – конспект урока по литературе.

Тема «Чиновники города N»















Учитель русского языка и литературы

Автонеева Альбина Анатольевна



Цели урока.

  1. Формирование навыков самостоятельного анализа произведения.

2. Обратить внимание на детали гоголевского текста.

3. Показать актуальность комедии.

4. Воспитание нравственных качеств у учащихся.







































Ход урока.

  1. Образ города N в комедии «Ревизор».

Вопросы па повторение:

-где происходит действие комедии;

-почему автор не дает городу названия;

-что читателю известно об этом городе;

Вывод.

Таким образом, действие комедии разворачивается в небольшом уездном городке, не имеющем конкретного названия. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему определенную условность,

позволяет отразить в нем социальные пороки России, достичь максимальной степени обобщения. О жизни города читатель может судить

по состоянию дел в его учреждениях.


  1. О каких городских ведомствах идет речь на страницах ко-

медии? (Работа с текстом комедии.)

Дайте им характеристику. (Работа с текстом комедии.)



3. Образы чиновников.

1). Во главе каждого из городских учреждений стоят чиновники.

Кто такие чиновники, какова их роль в городе?

Запись в литературоведческий словарь:

Чиновник-это государственный служащий, имеющий чин, служебное

заведение.

Действительно, чиновники - виновники всех происходящих в городе событий.

О состоянии дел в различных учреждениях, об образе города мы можем судить по поступкам, душевным качествам тех, кто управляет городом.

В комедии Гоголя представлены чиновники всех основных ведомств

уездного города начала 19 века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

2). Составить психологический портрет каждого чиновника.

На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников.

(Антон Антонович Сквозник - Дмухановский, Аммос

Федорович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника,

Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин.)

Учащиеся выбирают из цилиндра свернутые листочки, на которых на-

писаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того

или иного чиновника, прикрепляют свой листок на доску под соответствующей фамилией чиновника.

А. А. Сквозник -Дмухановский:

-говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

-«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие; не сделайте несчастным

человека»;

-купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай;

-ему принадлежит фраза «Чему смеетесь, над собой смеетесь».

А. Ф. Ляпкин-Тяпкин

-человек, прочитавший пять или шесть книг;

-берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

-предлагает «подсунуть деньги Хлестакову».

А. Ф. Земляника

-попечитель богоугодных заведений;

-«очень толстый, неповоротливый, неуклюжий человек, но при всем проныра и плут»;

-«Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и выздоровеет»;

-«совершенная свинья в ермолке».

Л.Л. Хлопов

-робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

-смотритель училищ;

-«протух насквозь луком»;

-один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы ,взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

И. К. Шпекин

-«Точь - в –точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;

-«простодушный до наивности человек»;

-«совершенно ничего не делает :все дела в большом запустении, посылки задерживает»;

-почтмейстер, надворный советник.

3). Работа в группах. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного из чиновников

Земляника

1) Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?

2) Почему Земляника не доносит на Городничего?

3) Почему представляется ревизору последним?

Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий. В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач «по-русски ни слова не знает».При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает и на почтмейстера, и на судью, и на смотрителя училищ.

Шпекин:

1) Как обстоят дела на почте?

2) По какой причине герой распечатывает письма?

3) Почему Гоголь в «Замечании для господ актеров»дает ему такую характе-ристику: «Простодушный до наивности человек»?Докажите это.

Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.



Ляпкин-Тяпкин:

1) Можно пи по фамилии судьи дать ему характеристику и какую?

2) Как обстоят дела в присутственных местах?

3) Что читатель узнает о карьере героя?

Значительное лицо в городе. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьёй по воле дворянства». Он считается в городе вольнодумцем и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг .Чиновники отзываются о нём как о красноречивом ораторе: « У вас что ни слово, - говорит ему Земляника, - то Цицерон с языка слетел.» Увлекаясь охотой , судья берёт взятки борзыми щенками. Делами он совсем не занимается, в суде полный беспорядок»



Хлопов:

1)Почему ,как вы думаете, этот персонаж не имеет характеристики в «За

-мечаниях для господ актеров»?

2) Составьте собственное «Замечание…» к этому образу.

Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников недворянин.

Сквозник-Дмухановский:

1)Какие грешки водятся за Городничем?

2)Почему Городничий поверил в то, что Хлестаков ревизор?

Городничий – убеждённый взяточник, он казнокрад: постоянно присваивает казённые деньги. В общении с подчинёнными , по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен .



Все чиновники, нарисованные Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной. Гоголь показывает полное отсутствие у чиновников понимания своего долга, их бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень.

4)А в чем актуальность поднятой проблемы? Наблюдаем ли мы подобные явления в нашей жизни?

Да, мы видим ,как должностные лица, используя доверенные им права и властные возможности ,обогащаются в личных целях. А результатом этого является ухудшение жизни.

Домашнее задание: Дать подробную характеристику Хлестакову; подготовить отрывки из текста, подтверждающие вашу точку зрения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Чиновники города N" по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя

Автор: Автонеева Альбина Анатольевна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок -суд.По заслугам и честь (образ городничего по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)."
    ["seo_title"] => string(86) "urok-sud-po-zaslugham-i-chiest-obraz-ghorodnichiegho-po-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "251880"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447310051"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "По заслугам и честь (образ городничего по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)."
    ["seo_title"] => string(77) "po-zaslugham-i-chiest-obraz-ghorodnichiegho-po-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "251829"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447306361"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок экскурсия по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""
    ["seo_title"] => string(49) "urok-ekskursiia-po-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "273297"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452180929"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Аргументы. Подготовка к итоговому сочинению по литературе "
    ["seo_title"] => string(65) "arghumienty-podghotovka-k-itoghovomu-sochinieniiu-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "227053"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440589813"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Был, есть(?) и будет(?) в России город N. Литературная гостиная.(После изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "
    ["seo_title"] => string(111) "byl-iest-i-budiet-v-rossii-ghorod-n-litieraturnaia-ghostinaia-poslie-izuchieniia-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "188669"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426706491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства