kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Чиновники города N" по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы разработан для 8 класса общеобразовательных школ. В разработке предлагается развернутый план-конспект урока. Структурв урока полностью выдержана, соответствует программе учителя. в плане урока описана работа учащихся на уроке. урок литературы построен со всеми требованиями. урок предполагает Формирование навыков самостоятельного анализа произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Чиновники города N" по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя »

МОУ СОШ с. Чертановка









План – конспект урока по литературе.

Тема «Чиновники города N»















Учитель русского языка и литературы

Автонеева Альбина Анатольевна



Цели урока.

  1. Формирование навыков самостоятельного анализа произведения.

2. Обратить внимание на детали гоголевского текста.

3. Показать актуальность комедии.

4. Воспитание нравственных качеств у учащихся.







































Ход урока.

  1. Образ города N в комедии «Ревизор».

Вопросы па повторение:

-где происходит действие комедии;

-почему автор не дает городу названия;

-что читателю известно об этом городе;

Вывод.

Таким образом, действие комедии разворачивается в небольшом уездном городке, не имеющем конкретного названия. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему определенную условность,

позволяет отразить в нем социальные пороки России, достичь максимальной степени обобщения. О жизни города читатель может судить

по состоянию дел в его учреждениях.


  1. О каких городских ведомствах идет речь на страницах ко-

медии? (Работа с текстом комедии.)

Дайте им характеристику. (Работа с текстом комедии.)



3. Образы чиновников.

1). Во главе каждого из городских учреждений стоят чиновники.

Кто такие чиновники, какова их роль в городе?

Запись в литературоведческий словарь:

Чиновник-это государственный служащий, имеющий чин, служебное

заведение.

Действительно, чиновники - виновники всех происходящих в городе событий.

О состоянии дел в различных учреждениях, об образе города мы можем судить по поступкам, душевным качествам тех, кто управляет городом.

В комедии Гоголя представлены чиновники всех основных ведомств

уездного города начала 19 века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

2). Составить психологический портрет каждого чиновника.

На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников.

(Антон Антонович Сквозник - Дмухановский, Аммос

Федорович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника,

Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин.)

Учащиеся выбирают из цилиндра свернутые листочки, на которых на-

писаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того

или иного чиновника, прикрепляют свой листок на доску под соответствующей фамилией чиновника.

А. А. Сквозник -Дмухановский:

-говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

-«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие; не сделайте несчастным

человека»;

-купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай;

-ему принадлежит фраза «Чему смеетесь, над собой смеетесь».

А. Ф. Ляпкин-Тяпкин

-человек, прочитавший пять или шесть книг;

-берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

-предлагает «подсунуть деньги Хлестакову».

А. Ф. Земляника

-попечитель богоугодных заведений;

-«очень толстый, неповоротливый, неуклюжий человек, но при всем проныра и плут»;

-«Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и выздоровеет»;

-«совершенная свинья в ермолке».

Л.Л. Хлопов

-робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

-смотритель училищ;

-«протух насквозь луком»;

-один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы ,взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

И. К. Шпекин

-«Точь - в –точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;

-«простодушный до наивности человек»;

-«совершенно ничего не делает :все дела в большом запустении, посылки задерживает»;

-почтмейстер, надворный советник.

3). Работа в группах. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного из чиновников

Земляника

1) Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?

2) Почему Земляника не доносит на Городничего?

3) Почему представляется ревизору последним?

Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий. В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач «по-русски ни слова не знает».При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает и на почтмейстера, и на судью, и на смотрителя училищ.

Шпекин:

1) Как обстоят дела на почте?

2) По какой причине герой распечатывает письма?

3) Почему Гоголь в «Замечании для господ актеров»дает ему такую характе-ристику: «Простодушный до наивности человек»?Докажите это.

Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.



Ляпкин-Тяпкин:

1) Можно пи по фамилии судьи дать ему характеристику и какую?

2) Как обстоят дела в присутственных местах?

3) Что читатель узнает о карьере героя?

Значительное лицо в городе. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьёй по воле дворянства». Он считается в городе вольнодумцем и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг .Чиновники отзываются о нём как о красноречивом ораторе: « У вас что ни слово, - говорит ему Земляника, - то Цицерон с языка слетел.» Увлекаясь охотой , судья берёт взятки борзыми щенками. Делами он совсем не занимается, в суде полный беспорядок»



Хлопов:

1)Почему ,как вы думаете, этот персонаж не имеет характеристики в «За

-мечаниях для господ актеров»?

2) Составьте собственное «Замечание…» к этому образу.

Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников недворянин.

Сквозник-Дмухановский:

1)Какие грешки водятся за Городничем?

2)Почему Городничий поверил в то, что Хлестаков ревизор?

Городничий – убеждённый взяточник, он казнокрад: постоянно присваивает казённые деньги. В общении с подчинёнными , по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен .



Все чиновники, нарисованные Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной. Гоголь показывает полное отсутствие у чиновников понимания своего долга, их бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень.

4)А в чем актуальность поднятой проблемы? Наблюдаем ли мы подобные явления в нашей жизни?

Да, мы видим ,как должностные лица, используя доверенные им права и властные возможности ,обогащаются в личных целях. А результатом этого является ухудшение жизни.

Домашнее задание: Дать подробную характеристику Хлестакову; подготовить отрывки из текста, подтверждающие вашу точку зрения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Чиновники города N" по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя

Автор: Автонеева Альбина Анатольевна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок -суд.По заслугам и честь (образ городничего по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)."
    ["seo_title"] => string(86) "urok-sud-po-zaslugham-i-chiest-obraz-ghorodnichiegho-po-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "251880"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447310051"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "По заслугам и честь (образ городничего по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)."
    ["seo_title"] => string(77) "po-zaslugham-i-chiest-obraz-ghorodnichiegho-po-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "251829"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447306361"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок экскурсия по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""
    ["seo_title"] => string(49) "urok-ekskursiia-po-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "273297"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452180929"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Аргументы. Подготовка к итоговому сочинению по литературе "
    ["seo_title"] => string(65) "arghumienty-podghotovka-k-itoghovomu-sochinieniiu-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "227053"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440589813"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Был, есть(?) и будет(?) в России город N. Литературная гостиная.(После изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "
    ["seo_title"] => string(111) "byl-iest-i-budiet-v-rossii-ghorod-n-litieraturnaia-ghostinaia-poslie-izuchieniia-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "188669"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426706491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства