Краткосрочный план по русской литературе на тему ; Чингиз Айтматов "Плаха". Цель урока привлечь внимание учащихся к проблемам , поднятым автором в романе: отношение человека и природы, ответственности человека за свой поступки. урок разработан по технологии развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чингиз Айтматов «Плаха» »
Краткосрочный план по русской литературе в 8 классе
Учитель: Темирова Венера Майдановна
Тема урока: Чингиз Айтматов «Плаха»
Цель урока:привлечь внимание учеников к проблемам,поднятым автором в романе: отношение человека и природы, ответственности человека за свои поступки,проблема состояния души человека; формировать духовно-нравственного мировоззрения учащихся; доказать на конкретных примерах,что разрушение мира природного оборачивается опасной деформацией человека,личности,общества.
Задачи: развивать навыки самостоятельной работы, творческих способностей учащихся, развивать лидерские качества; умение оценивать себя и друга, диалоговую речь
Результаты: Формирование эмоциального восприятия текста; умение передавать свои чувства,формирование умение свободно рассуждать свои суждения.научаться критический мыслить,вести диалог,интрепретировать изученный материал.
Ресурсы: учебник «Русская литература» 8 класс,презентация к уроку, кубик Блума
Ход урока
І. Стадия Вызова. Психологический настрой на урок. 2 минуты
Опрос домашнего задания 3минут
Мозговой штурм. Вопрос высокого и низкого порядка.,
1.Чингиз Айтматов............?
2.Какой он человек?
3.Какой курс он окончил в Москве в 60-е годы?
4.Какие произведения вы читали Ч.Айтматова?
5.Какие вопросы поднимает и раскрывает в своих произведениях?
Кубик Блума .На гранях кубика следующие слова: «Почему», « Назови», « Объясни » и т.д.Ученик бросает и отвечает10 минут
Почему Ч.Айтматов призывает к объединению всех сил? ( людей, борющихся с несправедливости,ведь каждый может воспитать в себе нетерпимость ко злу,способность открыто выражать свою точку зрения,умение найти единомышленников.
Назови героев ,чьи судьбы тесно переплетаются (пара волков Акбара и Ташчайнар,чабан Базарбай,Бостон,Гулюмкан,и сын Кенджеш.
Объясни ,что символизирует «конь без узды»? ( Бостон снял с поводья уздечки с шее коня ,освободил ее на волю.Узда символизирует власть над конями.
Почему роман имеет такое названия «Плаха» ( Герои романа,все без исключения,сами привели себя на плаху, к смерти,к казни:моральной,духовной или физической.
Назови, какие проблемы затрагивает автор в романе? ( высокие идеалы добра и социальной справедливости,утрата веры в человека,распостранение пьянства наркомании, судьбы «братьев наших меньших» судьба всей природы.)
Объясни,что означает «Плаха»? ( Плаха-возмездие,правда и истина )
Формативное оценивание(стекарами)
II стадии Осмысление
Учитель: Чингиз Торекулович Айтматов затрагивает много важных проблем,которые находят свое отражение в разных частях книги. В их числе вопрос о том,что же делает человека человеком.
Людям дан великий дар-способность мыслить, и она должнапомогать людям полюбить мир, жизнь и все живое. Однако люди, которые лучше других должны понимать цену жизни, мучают и убивают не только диких зверей, уничтожают жизнь.
-Ребята наша работа сегодня будет строиться по изученному материалу,
будем работать следующим образом (метод Джигсо):
В начале задания учащиеся группы должны в течение 5 минут распределить роли: докладчик, наблюдатель, хронометражист, секретарь. Каждая группа будет разбирать определенное задание по вопросам. ( минут 10).
По истечении времени вы должны по своим ролям перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своими заданиями и познакомиться с заданиями других.В маршрутные листы необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающие свои задания и оценить их рассказ.
Задания первой группе:
1.О какой паре волков идет речь?
2.Дикие животные способный жалеть нас, почему мы не можем понять и пожалеть их?
3.Бостон имеет ли в душе своего Бога?
Задания второй группе:
1.В чем вина Базарбая?
2.Сломило ли убийство сына натуру Бостана?
3.Как вы думаете Бостон совершил ли поступок в корыстных целях?
Задания третьей группы:
1. Какие проблемы затрагивает писатель в романе?
2.О чем повествует финальная сцена роман
3.Каким же путем можно перебороть зло? Лист оценивание суммативное (критериальное)взаимооценивание
Физминутка
III. Стадия Рефлексии.
Разноуровневые задания 10минут
Вопросы низкого порядка ( задания для слабых учеников)
1.Какие же проблемы можно выделить в романе ( Проблема совести, богоискательства, наркомании, экологическая проблема)
2. Что беспокоит писателя? Кому адресован роман? ( Больше всего автор беспокоится за молодежь. Молодой человек не всегда может ориентироваться на жизненном перекрестке и сбиваться на неправильный путь. Поэтому задача взрослых воспитывать молодежь быть человечным, милосердным,неравнодушным,справедливым,добрым отзывчивым гражданином своей родины).А также писателю беспокоит судьба родной природы, отношение к ней людей. Борьба за сохранение природного мира, считает Айтматов – это прежде всего борьба за спасение человеческого в человеке. А именно он под угрозой саморазрушения.
Метод «Синквейн» 2 минут составление синквейна к слову волчица «Акбара»
Формативное оценивание
Учитель:
Ребята, сегодня мы узнали о том,что Ч Айтматов много раз подчеркивает,что все проблемы,которые встают перед нами изо дня в день и которые имеют деловое и практическое значение, перерастают в проблему нарушенных естественных контактов человека и природы,что одинаково катастрофично и для природы и для человека. Роман заставляет задуматься, как мы живем,вспомнитькак коротка жизнь….
Раздаю стикеры ,они пишут понравился или не понравился сегоднящий урок.
Домашнее задание: Написать эссе о том,что вы почувствовали после прочтения романа