Просмотр содержимого документа
«Идейно-художественное своеобразие романа Ч,Т,Айтматова "Плаха"»
Предмет: литература
Класс:8
Тема урока: Чингиз Айтматов «Плаха»
Цели :
дать основные сведения из жизни и творчества Чингиза Айтматова;учить кратко излагать прочитанный текст;
Задачи:
- помочь учашимся раскрыть идейный замысел романа «Плаха»;
-развивать навыки самостоятельной работы, творческих способностей учащихся, развивать умения свободно рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, делать выводы ;
обогатить словарный запас учащихся с новыми словами;
-воспитать у учащихся бережное отношение к природе, чувства милосердия и доброты ;
Тип урока: Первичное запоминание новых знаний и способов действий
Форма урока: урок-исследование
Методы и приемы обучения:интерактивный,проблемно – исследовательский, ассоциации, «Мозговой штурм», беседа, ролевая игра «Суд».
Оборудование урока: портрет писателя, карта, слайды, рисунки
Межпредметная связь: биология, география
Ход урока:
І. Оргмомент
Психологический настрой учащихся
-Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
Эпиграф к уроку
« Пока жива родная земля,живы и мы»
Вступительная беседа:
-Что хотел сказать Ч.Т. Айтматов этими словами?
- Ч.Т. Айтматов этими словами хотел сказать, что природа и человек тесно взаимосвязаны друг с другом, что человек вершина природы, у него душа живая. Он должен помогать природе, приумножать ее богатства,бережно относиться к природе.
ІІ. Объявление темы,цели урока
-Сегодня на уроке познакомитесь с биографией и творчеством Чингиза Айтматова; раскроем идейный замысел романа «Плаха», научитесь кратко излагать прочитанный текст. Цель нашего урока-исследования - понять, что значит: быть на Земле Человеком; «Как жить, как мыслить, как любить, как «быть, а не казаться». -Как вы понимаете слово милосердие?
- Соглашусь с вами: это милое сердцу деликатное проявление души человека. Ребята, сегодня речь пойдет о милосердии к природе, а именно к братьям нашим меньшим, к волкам.
К нам на были приглашены представители рабочей группы :биограф,географ,эколог,биолог.
ІІІ.Новая тема
1.Вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня мы подробно остановимся на творчестве Ч.Айтматова (Запись в тетради) тема нашего урока Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008гг) Мы поговорим с вами о романе Чингиза Айтматова «Плаха».
Слово предоставляется биографу.
Биограф:
-Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.
Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958).Чингиз Айтматов написал более 40 произведений: рассказов, повестей, романов В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́», принёсшая Айтматову мировую известность.
31 августа 1973 года Чингиз Айтматов подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.
В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.
В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».
Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-кульский форум».
Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригоро-де Бишкека.
2.Слово учителя
-Какие ассоциации вызывает слово «волк»? Показ рисунка «Волки»
-Какие пословицы и поговорки вы знаете на русском и казахском языках? (Ученики приводят несколько примеров.)
Волка бояться – в лес не ходить. Қасқырды қанша бақсаңда, орманға қарап ұлыйды.
Учитель: Серый хищник в мифах народов мира стал воплощением зла и сил тьмы, жаждущих поглотить солнце. И все же, я отмечаю слава у этих животных недобрая. Почему? На этот вопрос ответит биолог.
3. Биолог:
- Семейство собачьих – самое древнее из отряда животных. Волки обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Самая главная и крупная собака – серый волк. Именно волк родоначальник многочисленного племени домашних собак. Живут они парами или семьями. Зимой несколько семей могут объединиться в стаю.
-Это крупный хищник массой 50 кг,отдельные особи достигают 80 кг.Распространен по всей стране.Благодаря ловкости и силе волки могут добывать зверей,по величине превосходящих их.На крупных копытных волки стараются охотиться стаей.Стая волков образуется потому, что осенью выводок распадается.у каждой стаи свой район обитания,в пределах которого она кочует.Нападая на домашних животных,волки могут причинять большой вред в районах животноводства.,тем более обычно они стараются зарезать как можно больше животных- про запас.Отмечены случаи нападения их на человека,часто это-бешеные волки.Поэтому в обжитых районах численность волков должна быть под контролем человека.
Слово предоставляется географу.
4.Географ.
- Волки искусные охотники. Их главная добыча – копытные животные, хотя охотятся на зайцев, лисиц, мышей. Их по праву называют санитарами природы, так как они поедают павших и заболевших животных, регулируя таким образом их численность. В Казахстане волков достаточно много. (показ по карте, где обитают волки)
5.Слово учителя
- Как вы понимаете значение слова «плаха»? Плаха – это возмездие ( жаза), плаха – правда и истина (шындық және ақиқат). Каждый из героев романа выбрал свою дорогу к плахе.
В романе можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой: «Волчица Акбара», «В погоне за волчицей Акбарой», Суд над Базарбаем».
Слово предоставляется литератору.
6.Литератор
(Волки для тюрков – тотемные животные. И сами имена их: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. И все-таки в этом произведении Айтматов – художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу.
- С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек человеку – волк”, а может быть, наоборот волк волку – человек? А мотив совести разве не проходит через синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару?
Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.
Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.
Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно – технической революцией и лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение – на смерть.
Тема вседозволенности
-Идея, оторвавшаяся от живой реальности, жизни человека, общества, идея, безразличная к жизни, к живым нуждам человека, общества, будь она самая гуманная в своих истоках, перерождается, превращается в преступный тормоз развивающейся жизни, эволюции самого человека. Вот он, главный конфликт романа, – противостояние застылости и трепетной жизни, догматизма и творческого начала.
В мире, где ни на миг не утихает борьба идеологий, миропониманий, мироотношений, писатель защищает приоритет мысли, опирающейся на живые реальности человеческого бытия, приоритет творческой гуманистической мысли.
-Как вы понимаете эту проблему?
Он обратился к максимально возможному мифу, ему нужен был рассуждающий Христос, философ, который сам объясняет свое учение , который увидел пророческим взглядом обезлюдевшую землю: люди сами себя могут уничтожить… И иные мысли очень глубоки в философском смысле, например, о жертве, как о форме существования идей.
В романе Ч. Айтматова есть внутренняя проблематика
Главная проблема, как поступать, какому закону подчиняться – закону свободы личности или закону рока, судьбы (линия Бостона). Судьба или свобода – это главное, что связует роман.
Слово предоставляется экологу.
7.Эколог
Судьба волчьей семьи - Акбары и Ташчайнара, мирно живущей в Моюнкумской саванне. Но эти спокойствие и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские просторы не вторгается человек, несущий в себе не созидающую, а разрушающую силу. И совершается ужасное, кровавое действо уничтожения животного мира, в котором погибают и недавно появившиеся на свет волчата Акбары. Все живое вокруг истреблено, а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуются, что план по мясопоставкам выполнен. Три раза волки уходили в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детенышей. Волки, в нашем представлении. - опасность, но. оказывается, есть еще большее зло. которое способно сокрушить и уничтожить все. - это опять-таки люди. Акбара и Ташчайнар в романе обладают милосердием и никому не желают плохого. Любовь Акбары к волчатам - это не бессознательный животный инстинкт, а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему женскому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара. олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей. Дальнейшие действия волчицы становятся предупреждением человеку о том. что рано или поздно все живое воспротивится и будет мстить, мстить жестоко и неумолимо. Мать Акбара, как мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве, но когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и начинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и отчаяние, доводившие ее до безумия. Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а совершенно невиновного человека – чабана Бостона, семья которого имела несчастье принять в своем доме Базарбая, проезжавшего с волчатами мимо их жилища… Бостон, увидев, что волчица, похитившая его любимого сына, убегает, Бостон убивает одним выстрелом Акбару и малыша, который был его продолжением и смыслом жизни. Погибает и Базарбай, Сломавший так много чужих судеб. Совершив три убийства, только одно из которых осознанное. Бостон сам ведет себя на "плаху", подавленный переполнявшими его горем и отчаянием., внутренне опустошенный: но в глубине души он был спокоен, потому что уничтоженное им зло больше не сможет вредить живущим.. (Ч. Айтматов «Плаха»)
ІV.Проверка усвоения материала
-Ребята, в вашем учебнике даны только отдельные фрагменты из этого романа. Я вам дала задание на дом, чтобы вы хорошенько прочитали и подготовили краткий пересказ содержания текста. Кто перескажет главу «Волчица Акбара»? (Учащиеся дают краткое содержание текста)
После пересказа последней главы провожу вопросно-ответную беседу:
«Мозговой штурм»
- Почему эта глава называется «Суд над Базарбаем»?
- В чем провинился Базарбай?
- Как вы думаете, кто кого судит?
V.Закрепление
1.Игра:«Суд»
Секретарша: - Здравствуйте! Встать! Суд идет. Прошу садиться.
Судья:- Слушается дело по обвинению человека в преступлении против природы. Слово предоставляется обвинителю Акбаре.
Слово Волчицы Акбары:
Я волчица. Я мать. Я живое создание природы. Жестокий человек похитил моих щенят, четыре комочка-молочника. О, как плохо мне ! Вся утроба моя горти от боли. Некого вспоить мне, некого вскромить, лишилась я моих волчат. Я несчастная и одинокая. Нет нигде в моих краях места для волков: ни в степи, где я родилась, ни в этих каменных горах. О, как бы я хотела жить на Луне, жить с богиней волков Бюри-Ана и плакать о земле, где остались мои дети - самый шустрый, с белым кончиком хвоста, и мой самый слабенький, тот, кто засыпал с сосцом в пасти, и третий мой малыш – драчливый и плаксивый, и крошка моя, девочка с синими глазами. Как бы я хотела вдохнуть их сладостный запах! Как я хочу унести детей своих из плена и помчаться как на крыльях прочь отсюда в другие края и там зажить жизнью вольной и суровой...
Судья: Приглашается свидетель обвинения Гулюмкан
Выступление Гулюмкан
- Я тоже мать. Мой Кенджеш достался мне слишком дорогой ценой. Как же я хотела, чтобы мой малыш стал младшим беком! Будь проклят Базарбай! Зачем ему надо было трогать логово? Любая тварь детенышей своих любит, кто этого не знает. Горе Акбары - это мои страдания.
Решение судьи
Судья, выслушав обе стороны, суд выносит решение: Люди виноваты перед Акбарой. Бостон, стреляя в волчицу, убивает своего сына, а затем и Базарбая.
Он сам себя наказал, преступив заповедь святости человеческой жизни. Он будет мучиться этим до конца своих дней. Смысл жизни, истина открывается Бостону лишь после трагедии, когда он понял, что весь мир до сих пор заключался в нем самом, и ему этому миру пришел конец.
2. . Диаграмма Венна
Человек Волк
Подвожу итог нашим размышлениям на уроке:
Рефлексия
- Разум и память – вот что отличает человека от животного. Герой, стремящийся подчинить свою жизнь « велению разума », в критические моменты, перед лицом смерти и зла, ведет себя как безумец, как одержимый. Лишь разум способен искоренить зло. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам. Будьте достойными гражданами страны.
Выслушав решение суда, можно сделать следующие выводы. Плаха - это возмездие. Человек, разрушая мир природы, уничтожая его в будущем, уничтожает и себя. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам! Берегите природу! Будьте достойными гражданами страны.
«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку» (Ожегов) Душа наша застряла между жаждой высокой духовности и низкой материальности. В мире есть много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить мир? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу). Что значит: «Начать с себя?» Жить праведно и честно, не растерять душу живую. Сама жизнь, судьба героев Распутина, Астафьева, Айтматова перекликаются с размышлениями
М. Пришвина. Живём мы недолго, - давайте любить И радовать дружбой друг друга. Нам незачем наши сердца холодить, И так уж на улице вьюга! Давайте друг другу долги возвращать, Щадить беззащитную старость, Давайте спокойной душою прощать Талантливость и бесталанность. (С. Куняев) Бернард Шоу писал: «Мы уже научились летать в воздухе, как птицы, плавать под водой, как рыбы, теперь нужно научиться жить на земле, как люди». -Какими вы станете, какой заряд энергии пронесёте по жизни, что передадите следующим поколениям? Какие камни разбросаете, и какие камни соберете? Всё в жизни зависит от вас. И выводы сделает жизнь.
VІ. Домашнее задание:стр. 181-186 Пересказ содержания текста «Плаха»