kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать навыки драматического произведения;

Развивать навыки сопоставительного анализа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"»

Тема урока: «Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Цели урока:

  • формировать навыки анализа драматического произведения.

  • развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;

  • воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

  • Задачи:

  • - обучающие

  • а) учиться делать сопоставительный анализ образов литературных героев комедии;

  • б) определять их жизненные позиции, взгляды на науку, образование, службу, воспитание;

  • -развивающие

  • б) самостоятельную работу; работу с учебником;

  • в) развивать умения выборочного чтения, устную связную речь;

  • -воспитывающие - воспитывать внимательное и вдумчивое чтение, интерес к эпохе 19 века, уважение к человеку, любовь к Родине, образованию.

  • Тип урока - урок изучения нового материала

-Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения;

- Формы работы учащихся- фронтальная беседа, работа с книгой, групповая работа в парах, применение предыдущих знаний в новой ситуации, сравнительный анализ.

Наглядность:

  • портрет А.С. Грибоедова,

  • выставка книг по творчеству писателя,

  • тексты комедии “Горе от ума”.

Оборудование:

  • компьютер,

План урока

  1. Организационный момент урока. Постановка целей урока.

  2. Проверка домашнего задания:

    1. викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;

  1. Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.

  2. Изучение новой темы: слово учителя;

    1. беседа по теме урока. Выводы;

  1. Работа класса с таблицей;

    1. обобщение по теме урока ( дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).

  2. Итоги урока.

  3. Домашнее задание.

  4. Выставление оценок учащимся за урок.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Слово учителя:

Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения II. Проверка домашнего задания.

Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”

Вопросы викторины:

  1. Чего не наблюдают счастливые?

  2. Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова?

  3. Где хорошо нам?

  4. Какими словами заканчивается комедия?

  5. Закончите афоризмы:

Свежо преданье…

Вкус, батюшка…

Ах! Злые языки…

III. Беседа по ранее изученному материалу

Вопросы:

  1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;

  2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;

  3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;

  4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;

  5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

IV. Изучение новой темы

1.Слово учителя

В центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

2. Беседа по теме урока( работа с привлечением текста комедии)

Вопросы:

  • Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?

  • При каких обстоятельствах они вновь встречаются?

  • Что говорят герои друг другу при встрече?

  • Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?

  • Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?

V. Работа класса с таблицей.


“ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”


Сопоставительные признаки

Чацкий

Молчалин

Происхождение

 Известная Москве дворянская семья

 Неизвестный бедный служащий

Поведение

Свободное, независимое

Прислуживает, угождает всем

Жизненные ценности

 Служить бы рад. Прислуживаться тошно!

“ И награжденья брать и весело пожить”

Отношение к Софье

 Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца

“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу

Не приемлет мораль фамусовского общества

Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова

 

Обобщение по всей теме

Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

VI. Итоги урока.

Вопросы:

  • Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?

  • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?

  • Кто из героев комедии нам должен быть ближе?

  • Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?

  • Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

VII. Домашнее задание:

Выучить монолог Чацкого «А судьи кто?»

.Подготовить сравнение «Века нынешнего» и «века минувшего» в высказываниях представителей.

VIII.Выставление оценок учащимся за урок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Автор: Глазкова Наталья Петровна

Дата: 18.11.2017

Номер свидетельства: 439381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» «К вам Александр Андреевич Чацкий» (работа над I  действием комедии) "
    ["seo_title"] => string(111) "komiediia-a-s-griboiedova-gorie-ot-uma-k-vam-alieksandr-andrieievich-chatskii-rabota-nad-i-dieistviiem-komiedii"
    ["file_id"] => string(6) "136128"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417031710"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Литературная игра по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" "
    ["seo_title"] => string(61) "litieraturnaia-ighra-po-komiedii-a-s-griboiedova-gorie-ot-uma"
    ["file_id"] => string(6) "122511"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414259928"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урок в форме встречи актёров со зрителями. Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-urok-v-formie-vstriechi-aktiorov-so-zritieliami-komiediia-a-s-griboiedova-gorie-ot-uma"
    ["file_id"] => string(6) "227724"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440930203"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" "
    ["seo_title"] => string(63) "traditsii-i-novatorstvo-v-komiedii-a-s-griboiedova-gorie-ot-uma"
    ["file_id"] => string(6) "107653"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403365388"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Конспект урока по литературе в 9 классе.Тема урока:А.С.Грибоедов.Комедия «Горе от ума». 3 действие. Чацкий, Молчалин, Софья. Чацкий и фамусовское общество"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_v_9_klassie_tiema_uroka_a_s_griboiedov_komiediia"
    ["file_id"] => string(6) "405268"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490933912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства