kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиции (черты классицизма)

Новаторство (черты реализма)

Соблюдение единства места и времени

Нарушение единства действия: личный конфликт переплетается с общественным, т.е. не одна сюжетная линия

Наличие любовного треугольника: Софья – Чацкий – Молчалин.

Сохраняется система амплуа.

Чацкий и резонер, и герой-любовник. Молчалин тоже не совсем подходит под героя-любовника: он изображен с явно негативной оценкой.

Персонажи – носители какого-то одного главного качества (чаще – порока).

Многостороннее раскрытие характеров с помощью индивидуальных речевых характеристик.

Говорящие фамилии

Построение по классическим канонам: четыре действия, в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.

Нет развязки общественного конфликта. Это общественная комедия нового типа. Нет счастливого финала, добродетель не торжествует, а порок не наказан. Типические характеры в типических обстоятельствах (факты эпохи конца 10 годов XIX века); точность в деталях. Комедия написана разностопным ямбом, язык героев индивидуализирован.

Множество внесценических персонажей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" »

Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ «Горе от ума»

Александр Сергеевич

ГРИБОЕДОВ

«Горе от ума»

Традиции и новаторство в комедии

Традиции (черты классицизма)

Новаторство (черты реализма)

Соблюдение единства места и времени

Нарушение единства действия: личный конфликт переплетается с общественным, т.е. не одна сюжетная линия

Наличие любовного треугольника: Софья – Чацкий – Молчалин.

Сохраняется система амплуа.

Чацкий и резонер, и герой-любовник. Молчалин тоже не совсем подходит под героя-любовника: он изображен с явно негативной оценкой.

Персонажи – носители какого-то одного главного качества (чаще – порока).

Многостороннее раскрытие характеров с помощью индивидуальных речевых характеристик.

Говорящие фамилии

Построение по классическим канонам: четыре действия, в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.

Нет развязки общественного конфликта. Это общественная комедия нового типа. Нет счастливого финала, добродетель не торжествует, а порок не наказан. Типические характеры в типических обстоятельствах (факты эпохи конца 10 годов XIX века); точность в деталях. Комедия написана разностопным ямбом, язык героев индивидуализирован.

Множество внесценических персонажей.

Герои комедии Главные герои – персонажи, взаимодействие которых друг с другом развивают ход действия. Второстепенные персонажи участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Герои-маски – их образы предельно обобщены, автору не интересна их психология, они интересуют его лишь как «приметы времени». Внесценические персонажи – на сцене не появляются, участия в действии не принимают. Герои-маски и внесценические персонажи создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Они «раздвигают» стены фамусовской гостиной. С их помощью автор дает читателю понять, что речь идет не только о Фамусове и его гостях, но и обо всей барской Москве. Более того, в разговорах и репликах персонажей возникает и облик Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи и т.д. Таким образом, по ходу действия пространство произведения постепенно расширяется, охватывая сначала всю Москву, а затем и Россию.

Герои комедии

Главные герои – персонажи, взаимодействие которых друг с другом развивают ход действия.

Второстепенные персонажи участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Герои-маски – их образы предельно обобщены, автору не интересна их психология, они интересуют его лишь как «приметы времени».

Внесценические персонажи – на сцене не появляются, участия в действии не принимают.

Герои-маски и внесценические персонажи создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Они «раздвигают» стены фамусовской гостиной. С их помощью автор дает читателю понять, что речь идет не только о Фамусове и его гостях, но и обо всей барской Москве.

Более того, в разговорах и репликах персонажей возникает и облик Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи и т.д. Таким образом, по ходу действия пространство произведения постепенно расширяется, охватывая сначала всю Москву, а затем и Россию.

Павел Афанасьевич Фамусов «Говорящая» фамилия в переводе с французского означает «всем знакомый, пресловуто известный». Также присутствует латинский корень fama – молва, слух, общественное мнение. Хозяин дома, богатый московский барин, крупный чиновник, московский «туз», член Английского клуба. Убежденный крепостник. Как и все люди его круга, уверен, что нет другого идеала, кроме богатства и власти. Английский клуб — один из первых российских джентльменских клубов, один из центров российской общественной и политической жизни; славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования. Фамусов. Художник Н. Кузьмин. 1949

Павел Афанасьевич Фамусов

«Говорящая» фамилия в переводе с французского означает «всем знакомый, пресловуто известный». Также присутствует латинский корень fama – молва, слух, общественное мнение.

Хозяин дома, богатый московский барин, крупный чиновник, московский «туз», член Английского клуба.

Убежденный крепостник.

Как и все люди его круга, уверен, что нет другого идеала, кроме богатства и власти.

Английский клуб — один из первых российских джентльменских клубов, один из центров российской общественной и политической жизни; славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования.

Фамусов. Художник Н. Кузьмин. 1949

Алексей Степанович Молчалин Секретарь Фамусова. Живет у него в доме и прилежно выполняет свои обязанности. «Говорящая» фамилия подчеркивает немногословность персонажа: «Вот он на цыпочках и небогат словами» Низкопоклонник и делец. Раболепствует: своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность». Не высказывает своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие – вот основа характера героя. Стал нарицательным обозначением подхалимства и лакейства. Молчалин — В. Максимов. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова. Живет у него в доме и прилежно выполняет свои обязанности.

«Говорящая» фамилия подчеркивает немногословность персонажа:

«Вот он на цыпочках и небогат словами»

Низкопоклонник и делец.

Раболепствует: своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность».

Не высказывает своего мнения:

«В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие – вот основа характера героя.

Стал нарицательным обозначением подхалимства и лакейства.

Молчалин — В. Максимов. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911

Софья Павловна Фамусова Красива, умна, горда, мечтательна. Обладает пылким сердцем. Девушка уверена в себе, в своих действиях, чувствах, очень властная и во всем желает быть хозяйкой положения. А.Гончаров отметил, что у Софьи «задатки недюжинной натуры». В другой среде эти задатки могли бы развиться. Насмешлива, мстительна. При всем уме и прочих достоинствах она все же дочь своего отца. Всеми своими привычками, устремлениями, идеалами она привязана к фамусовскому обществу. Софья. Художник П. Соколов. 1866

Софья Павловна Фамусова

Красива, умна, горда, мечтательна. Обладает пылким сердцем.

Девушка уверена в себе, в своих действиях, чувствах, очень властная и во всем желает быть хозяйкой положения. А.Гончаров отметил, что у Софьи «задатки недюжинной натуры». В другой среде эти задатки могли бы развиться.

Насмешлива, мстительна.

При всем уме и прочих достоинствах она все же дочь своего отца. Всеми своими привычками, устремлениями, идеалами она привязана к фамусовскому обществу.

Софья. Художник П. Соколов. 1866

«К вам Александр Анреич Чацкий» Ему около 20 лет, сирота, воспитывался в доме Фамусова, покинул его для более серьезной учебы, путешествовал и возвратился на родину. Умен, остер, пылок, красноречив, уверен в себе. Его ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для Отчизны, приносит герою страдания. В данном контексте «умный» синоним понятию «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов. «Горе от ума». Чацкий. Художник П. Соколов. 1866

«К вам Александр Анреич Чацкий»

Ему около 20 лет, сирота, воспитывался в доме Фамусова, покинул его для более серьезной учебы, путешествовал и возвратился на родину.

Умен, остер, пылок, красноречив, уверен в себе. Его ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для Отчизны, приносит герою страдания.

В данном контексте «умный» синоним понятию «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.

«Горе от ума». Чацкий. Художник П. Соколов. 1866

Презирает чинопочитание и карьеризм. Считает, что человек заслуживает уважение не по происхождению и чину, а за его личные достоинства. Служит «делу, а не лицам». Патриот, осуждает подражание всему заграничному, ратует за развитие национального, русского. Осуждает крепостнические порядки. Герцен писал: «Это – декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого». Но он не просто борец-декабрист, он еще и романтик по своей природе. В любви не столько обманут, сколько обманывает себя сам – как все влюбленные, видит то, что хочет, не замечая очевидного. «Горе от ума». Чацкий — Ю. Юрьев. Спектакль Петербургского Александринского театра. Фото конца XIX — начала XX в.

Презирает чинопочитание и карьеризм. Считает, что человек заслуживает уважение не по происхождению и чину, а за его личные достоинства. Служит «делу, а не лицам».

Патриот, осуждает подражание всему заграничному, ратует за развитие национального, русского.

Осуждает крепостнические порядки. Герцен писал: «Это – декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого». Но он не просто борец-декабрист, он еще и романтик по своей природе.

В любви не столько обманут, сколько обманывает себя сам – как все влюбленные, видит то, что хочет, не замечая очевидного.

«Горе от ума». Чацкий — Ю. Юрьев. Спектакль Петербургского Александринского театра. Фото конца XIX — начала XX в.

Сергей Сергеевич Скалозуб С точки зрения Фамусова, полковник Скалозуб – самый желанный жених для Софьи. Очень ограниченный человек: если и думает о чем-то, то только о своей карьере. Его интересуют лишь военные упражнения и танцы. Враг всякого знания и просвещения. Он надежный защитник старины, как и все представители фамусовского общества. Скалозуб. Художник Н. Кузьмин. 1948

Сергей Сергеевич Скалозуб

С точки зрения Фамусова, полковник Скалозуб – самый желанный жених для Софьи.

Очень ограниченный человек: если и думает о чем-то, то только о своей карьере.

Его интересуют лишь военные упражнения и танцы.

Враг всякого знания и просвещения.

Он надежный защитник старины, как и все представители фамусовского общества.

Скалозуб. Художник Н. Кузьмин. 1948

Владимир Дубровский – Антон Антонович Загорецкий в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Загорецкий – Марат Башаров. Спектакль «Горе от ума», 2000 Антон Антонович Загорецкий «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Такой человек всегда находится рядом с Фамусовыми, Хлестовыми и им подобными. Он всегда готов предложить свои услуги, услужить им. Его сомнительные нравственные качества никого не смущают: «везде ругают, а всюду принимают». Всегда готов участвовать в скандалах, сплетнях.

Владимир Дубровский – Антон Антонович Загорецкий в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Загорецкий – Марат Башаров. Спектакль «Горе от ума», 2000

Антон Антонович Загорецкий

«Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Такой человек всегда находится рядом с Фамусовыми, Хлестовыми и им подобными. Он всегда готов предложить свои услуги, услужить им. Его сомнительные нравственные качества никого не смущают:

«везде ругают, а всюду принимают».

Всегда готов участвовать в скандалах, сплетнях.

Репетилов Фамилия образована от латинского слова «повторять». Этот человек не имеет своих убеждений; он не понимает того, что говорят, а просто повторяет пересуды со значительным видом. Появляется наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена и гости разъезжаются. В его репликах и поступках, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого. «Горе от ума». Репетилов. Художник П. Соколов. 1866

Репетилов

Фамилия образована от латинского слова «повторять». Этот человек не имеет своих убеждений; он не понимает того, что говорят, а просто повторяет пересуды со значительным видом.

Появляется наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена и гости разъезжаются. В его репликах и поступках, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого.

«Горе от ума». Репетилов. Художник П. Соколов. 1866


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Автор: Иваницкая Марина Анатольевна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107653


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства