Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Традиции (черты классицизма)
Новаторство (черты реализма)
Соблюдение единства места и времени
Нарушение единства действия: личный конфликт переплетается с общественным, т.е. не одна сюжетная линия
Наличие любовного треугольника: Софья – Чацкий – Молчалин.
Сохраняется система амплуа.
Чацкий и резонер, и герой-любовник. Молчалин тоже не совсем подходит под героя-любовника: он изображен с явно негативной оценкой.
Персонажи – носители какого-то одного главного качества (чаще – порока).
Многостороннее раскрытие характеров с помощью индивидуальных речевых характеристик.
Говорящие фамилии
Построение по классическим канонам: четыре действия, в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.
Нет развязки общественного конфликта. Это общественная комедия нового типа. Нет счастливого финала, добродетель не торжествует, а порок не наказан. Типические характеры в типических обстоятельствах (факты эпохи конца 10 годов XIX века); точность в деталях. Комедия написана разностопным ямбом, язык героев индивидуализирован.
Множество внесценических персонажей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" »
Александр Сергеевич
ГРИБОЕДОВ
«Горе от ума»
Традиции и новаторство в комедии
Традиции (черты классицизма)
Новаторство (черты реализма)
Соблюдение единства места и времени
Нарушение единства действия: личный конфликт переплетается с общественным, т.е. не одна сюжетная линия
Наличие любовного треугольника: Софья – Чацкий – Молчалин.
Сохраняется система амплуа.
Чацкий и резонер, и герой-любовник. Молчалин тоже не совсем подходит под героя-любовника: он изображен с явно негативной оценкой.
Персонажи – носители какого-то одного главного качества (чаще – порока).
Многостороннее раскрытие характеров с помощью индивидуальных речевых характеристик.
Говорящие фамилии
Построение по классическим канонам: четыре действия, в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.
Нет развязки общественного конфликта. Это общественная комедия нового типа. Нет счастливого финала, добродетель не торжествует, а порок не наказан. Типические характеры в типических обстоятельствах (факты эпохи конца 10 годов XIX века); точность в деталях. Комедия написана разностопным ямбом, язык героев индивидуализирован.
Множество внесценических персонажей.
Герои комедии
Главные герои – персонажи, взаимодействие которых друг с другом развивают ход действия.
Второстепенные персонажи участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.
Герои-маски – их образы предельно обобщены, автору не интересна их психология, они интересуют его лишь как «приметы времени».
Внесценические персонажи – на сцене не появляются, участия в действии не принимают.
Герои-маски и внесценические персонажи создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Они «раздвигают» стены фамусовской гостиной. С их помощью автор дает читателю понять, что речь идет не только о Фамусове и его гостях, но и обо всей барской Москве.
Более того, в разговорах и репликах персонажей возникает и облик Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи и т.д. Таким образом, по ходу действия пространство произведения постепенно расширяется, охватывая сначала всю Москву, а затем и Россию.
Павел Афанасьевич Фамусов
«Говорящая» фамилия в переводе с французского означает «всем знакомый, пресловуто известный». Также присутствует латинский корень fama – молва, слух, общественное мнение.
Хозяин дома, богатый московский барин, крупный чиновник, московский «туз», член Английского клуба.
Убежденный крепостник.
Как и все люди его круга, уверен, что нет другого идеала, кроме богатства и власти.
Английский клуб — один из первых российских джентльменских клубов, один из центров российской общественной и политической жизни; славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования.
Фамусов. Художник Н. Кузьмин. 1949
Алексей Степанович Молчалин
Секретарь Фамусова. Живет у него в доме и прилежно выполняет свои обязанности.
«Говорящая» фамилия подчеркивает немногословность персонажа:
«Вот он на цыпочках и небогат словами»
Низкопоклонник и делец.
Раболепствует: своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность».
Не высказывает своего мнения:
«В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие – вот основа характера героя.
Стал нарицательным обозначением подхалимства и лакейства.
Молчалин — В. Максимов. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911
Софья Павловна Фамусова
Красива, умна, горда, мечтательна. Обладает пылким сердцем.
Девушка уверена в себе, в своих действиях, чувствах, очень властная и во всем желает быть хозяйкой положения. А.Гончаров отметил, что у Софьи «задатки недюжинной натуры». В другой среде эти задатки могли бы развиться.
Насмешлива, мстительна.
При всем уме и прочих достоинствах она все же дочь своего отца. Всеми своими привычками, устремлениями, идеалами она привязана к фамусовскому обществу.
Софья. Художник П. Соколов. 1866
«К вам Александр Анреич Чацкий»
Ему около 20 лет, сирота, воспитывался в доме Фамусова, покинул его для более серьезной учебы, путешествовал и возвратился на родину.
Умен, остер, пылок, красноречив, уверен в себе. Его ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для Отчизны, приносит герою страдания.
В данном контексте «умный» синоним понятию «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.
«Горе от ума». Чацкий. Художник П. Соколов. 1866
Презирает чинопочитание и карьеризм. Считает, что человек заслуживает уважение не по происхождению и чину, а за его личные достоинства. Служит «делу, а не лицам».
Патриот, осуждает подражание всему заграничному, ратует за развитие национального, русского.
Осуждает крепостнические порядки. Герцен писал: «Это – декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого». Но он не просто борец-декабрист, он еще и романтик по своей природе.
В любви не столько обманут, сколько обманывает себя сам – как все влюбленные, видит то, что хочет, не замечая очевидного.
«Горе от ума». Чацкий — Ю. Юрьев. Спектакль Петербургского Александринского театра. Фото конца XIX — начала XX в.
Сергей Сергеевич Скалозуб
С точки зрения Фамусова, полковник Скалозуб – самый желанный жених для Софьи.
Очень ограниченный человек: если и думает о чем-то, то только о своей карьере.
Его интересуют лишь военные упражнения и танцы.
Враг всякого знания и просвещения.
Он надежный защитник старины, как и все представители фамусовского общества.
Скалозуб. Художник Н. Кузьмин. 1948
Владимир Дубровский – Антон Антонович Загорецкий в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Загорецкий – Марат Башаров. Спектакль «Горе от ума», 2000
Антон Антонович Загорецкий
«Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Такой человек всегда находится рядом с Фамусовыми, Хлестовыми и им подобными. Он всегда готов предложить свои услуги, услужить им. Его сомнительные нравственные качества никого не смущают:
«везде ругают, а всюду принимают».
Всегда готов участвовать в скандалах, сплетнях.
Репетилов
Фамилия образована от латинского слова «повторять». Этот человек не имеет своих убеждений; он не понимает того, что говорят, а просто повторяет пересуды со значительным видом.
Появляется наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена и гости разъезжаются. В его репликах и поступках, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого.
«Горе от ума». Репетилов. Художник П. Соколов. 1866