kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Былины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Былины" - одна из самых интересных для учащихся 5-х классов средней школы. Урок  комбинированного типа, соответствует государственной образовательной программе средней школы Республики Казахстан. Он включает в себя вопросы на повторение пройденного на прошлых уроках материала, в том числе и на повторение материала по теме "Устное народное творчество". При изучении темы "Былины" предполагается работа с учебником для получения теоретических навыков. Практическая работа состоит в  разборе и запоминании незнакомых ранее терминов, а также в чтении былин с характерным темпом и ударением. Также ребята должны разобрать и понять смысл архаизмов, часто встречающихся в тексте былин. Они знакомятся с главными героями русских былин и дают им характеристику. В конце урока следует закрепить материал посредством ответов на вопросы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Былины »

Урок № 16 9.10.2010

Тема: Былины. Слайд № 1

ЦЕЛИ:

  1. образовательная: Слайд 2

  • изучить виды былин, мир былины, героев былины;

  • уметь определить композицию произведения;

  • знать, как исполняются былины, былинный стих

2. развивающая:

  • раскрыть глубину творческой литературной мысли народа;

3. воспитательная:

  • воспитать интерес к литературе

Средства обучения:

  • Учебник по русской словесности для 5-х классов;

  • Хрестоматия по русской словесности для 5-х классов;

  • Электронная презентация.

Тип урока: комбинированный урок

Метод: репродуктивный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

1. Какие сказки относятся к сказкам о животных?

2. Чем сказки о животных сходны и различны с остальными сказками?

3. Какие животные чаще всего являются героями русских народных сказок?

4. Что такое антропоморфизм?

5. Какие эпитеты применяют к героям сказки?

6. О какой сказке мы с вами сегодня говорили?

7. Кто является главным героем сказки?

8. Чему учит нас эта сказка?


  1. Изучение нового материала. Слайд 3

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение нового, неизвестного еще нам, фольклорного жанра – Былины.

? Давайте быстро вспомним, на какие три рода делится фольклор:

Эпос. Лирика, Драма.

- Теперь посмотрите в своих тетрадях на схемы и ответьте на вопрос:

К какой группе эпоса относятся былины?

О

Былина происходит от слова БЫЛЬ, то, что было. Оно означает рассказ о том, что когда-то было, бывало, во что верили.

тветы учащихся (К поэзии)





Пример былины:

Он спустил добра коня да богатырского

Он поехал-то дорожкой прямоезжею

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать…

- В былинах весь сюжет построен на вере человека в правоту рассказываемого, т.е. , несомненно, присутствовали и выдуманные моменты, однако, на то, что такого быть не может люди не обращали внимания.




Сюжет былины строится на нарочитом вымысле.


Виды былин: (дети зачитывают в учебнике и записывают главное в тетради.)

  1. Героические былины (бой, открытое столкновение)

  2. Социально-бытовые былины (социальные конфликты)

Мир былины:

- Как и в сказке, пространство и время в былине условны.

? Самостоятельно прочтите в учебнике информацию о мире былины и ответьте на поставленные вопросы:

Когда возникает былина? (В глубокой древности доказываем)

Чем побеждает врага герой в архаическом эпосе? (Не только силой, но и магией)

Место действия былин? (Киев)

Старшие богатыри (Вольга, Микула Силянинович, Святогор)

Младшая эпическая троица (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)



Герои былин:

З

Антитеза – контраст, противопоставление образов, состояний и т.д.

Гиперболизация - преувеличение

аписываем определение:



? Что или кто противопоставляется богатырю?

? В чем преувеличение по отношению к героям былин?

Самые популярные герои былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

- Зачитываем в учебнике, что сказано об этих богатырях.

Композиция былин:

- В строении былин нет единообразия. В отличие от сказки.

1. Зачин – Пир, весть о приближении врага, поручение.

2. Развитие событий – движение героя навстречу врагу.

3. Кульминация – сражение, спор, меняется судьба персонажей.

4. Развязка – расправа с врагом, торжество добра и силы.

Б

Речетатив – пропетый разговор, полупение-полуговор.

ылинный стих:





В былинном стихе 12-14 слогов, три-четыре ударения.

Обращение к тексту.

  1. Закрепление.

  • Что такое былина?

  • Чем былина отличается от сказки?

  • Какие виды былин вы знаете? Чем они различны между собой?

  • Расскажите о пространстве и времени в былинах.

  • Что нового вы узнали о былинном мире?

  • Какие богатыри вам известны?

  • К какому типу они относятся?


  1. Домашнее задание:

Читать былину «Илья Муромец и Соловей разбойник», стр. 57 – 62.











ГУ «Школа-лицей №1 отдела образования акимата города Костаная»








«Былины»





Выполнила: Франк А.С.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Былины

Автор: Франк Антонина Степановна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 121971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока на тему «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-na-tiemu-byliny-khudozhiestviennyie-osobiennosti-bylin-bylina-il-ia-muromiets-i-soloviei-razboinik"
    ["file_id"] => string(6) "239065"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444715795"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Русские былины "
    ["seo_title"] => string(15) "russkiie-byliny"
    ["file_id"] => string(6) "228213"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441179523"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Былины как жанр устного народного творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "byliny-kak-zhanr-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "119789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413525072"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация "Былинный богатырь Илья Муромец" "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-bylinnyi-boghatyr-il-ia-muromiets"
    ["file_id"] => string(6) "104524"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402727302"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "А.К.Толстой «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого. Своеобразие образа былинного героя в стихотворении "
    ["seo_title"] => string(172) "a-k-tolstoi-il-ia-muromiets-motivy-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva-i-ikh-otrazhieniie-v-proizviedienii-tolstogho-svoieobraziie-obraza-bylinnogho-ghieroia-v-stikhotvorienii"
    ["file_id"] => string(6) "139354"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417702617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства