Тема "Былины" - одна из самых интересных для учащихся 5-х классов средней школы. Урок комбинированного типа, соответствует государственной образовательной программе средней школы Республики Казахстан. Он включает в себя вопросы на повторение пройденного на прошлых уроках материала, в том числе и на повторение материала по теме "Устное народное творчество". При изучении темы "Былины" предполагается работа с учебником для получения теоретических навыков. Практическая работа состоит в разборе и запоминании незнакомых ранее терминов, а также в чтении былин с характерным темпом и ударением. Также ребята должны разобрать и понять смысл архаизмов, часто встречающихся в тексте былин. Они знакомятся с главными героями русских былин и дают им характеристику. В конце урока следует закрепить материал посредством ответов на вопросы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
раскрыть глубину творческой литературной мысли народа;
3. воспитательная:
воспитать интерес к литературе
Средства обучения:
Учебник по русской словесности для 5-х классов;
Хрестоматия по русской словесности для 5-х классов;
Электронная презентация.
Тип урока: комбинированный урок
Метод: репродуктивный
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
1. Какие сказки относятся к сказкам о животных?
2. Чем сказки о животных сходны и различны с остальными сказками?
3. Какие животные чаще всего являются героями русских народных сказок?
4. Что такое антропоморфизм?
5. Какие эпитеты применяют к героям сказки?
6. О какой сказке мы с вами сегодня говорили?
7. Кто является главным героем сказки?
8. Чему учит нас эта сказка?
Изучение нового материала. Слайд 3
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение нового, неизвестного еще нам, фольклорного жанра – Былины.
? Давайте быстро вспомним, на какие три рода делится фольклор:
Эпос. Лирика, Драма.
- Теперь посмотрите в своих тетрадях на схемы и ответьте на вопрос:
К какой группе эпоса относятся былины?
О
Былина происходит от слова БЫЛЬ, то, что было. Оно означает рассказ о том, что когда-то было, бывало, во что верили.
тветы учащихся (К поэзии)
Пример былины:
Он спустил добра коня да богатырского
Он поехал-то дорожкой прямоезжею
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перемахивать…
- В былинах весь сюжет построен на вере человека в правоту рассказываемого, т.е. , несомненно, присутствовали и выдуманные моменты, однако, на то, что такого быть не может люди не обращали внимания.
Сюжет былины строится на нарочитом вымысле.
Виды былин: (дети зачитывают в учебнике и записывают главное в тетради.)
Героические былины (бой, открытое столкновение)
Социально-бытовые былины (социальные конфликты)
Мир былины:
- Как и в сказке, пространство и время в былине условны.
? Самостоятельно прочтите в учебнике информацию о мире былины и ответьте на поставленные вопросы:
Когда возникает былина? (В глубокой древности доказываем)
Чем побеждает врага герой в архаическом эпосе? (Не только силой, но и магией)