Урок составлен для учащихся с ОВЗ. Обобщающий урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино". На этом уроке учащиеся пересказывают биографию поэта маленькими отрывками, отвечают на вопросы по произведению, просматривают декламацию этого стихотворения артистом Бариновым, знакомятся с героями Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года. Сами декламируют отрывки из этого стихотворения. Учатся анализировать художественное произведение.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Лермонтов мой»
Открытый урок по теме: «Бородино – бессмертное произведение».
Цели: 1. Заинтересовать учающихся личностью поэта М.Ю.Лермонтова.
2. Раскрыть значение событий 1812 года для формирования
самосознания М.Ю.Лермонтова.
3. Показать безмерную любовь к Отчизне и готовность защищать
родную землю.
4. Развивать у учащихся патриотизм, гордость за своих предков,
желание защищать Родину от всех посягательств.
5. Развитие и реализация творческих способностей учащихся:
- декламация,
- аналитическая работа с текстом,
- умение высказывать своё мнение о прочитанном и
пересказывать короткие тексты.
Тип урока: Урок общения и систематизации знаний. Интеграция с историей.
Оборудование: Выставка книг, иллюстраций, портретов семьи
М.Ю.Лермонтова, портретов участников Бородинского
сражения, компьютер, телевизор.
План урока
Эпиграф: «Он (Лермонтов) рождал своих героев из собственной души…» (В.Г.Белинский)
Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».
На прошлых уроках мы с вами познакомились с биографией поэта, прочитали само стихотворение и подробно о нём поговорили.
На этом уроке мы вновь обратимся к бессмертному и гениальному произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино», прикоснёмся к великому историческому событию в мировой истории – Бородинскому сражению Отечественной войны 1812 года,
познакомимся с историческими личностями – героями этой страшной битвы. Сегодня вы сами будете декламировать, слушать и, конечно же, рассказывать, но прежде вы услышите, как декламирует это стихотворение артист М.Баринов.
(Включается запись декламации «Бородино»)
Учитель: - Вам понравилось? Какие чувства вы испытали?
А сейчас мы послушаем ваш рассказ об истории жизни М.Ю.Лермонтова. (Четыре ученика рассказывают биографию поэта –
каждый свой отрывок. Показывают портреты семьи Лермонтова).
Приложение № 1
А сейчас я задам вам вопросы, на которые, надеюсь, вы сможете ответить. (Вопросы по тексту)
Приложение № 2
Ну а теперь обратимся к самой истории. Познакомимся с героями этого великого сражения.
Презентация + приложение № 3
Учитель: - Какие чувства вызывают у вас эти герои? (гордость за нашу страну и за наших великих предков)
- К чему призывает нас М.Ю.Лермонтов? ( быть патриотами
Отечества, помнить о великих победах, быть готовыми защищать свою
Родину так же, как наши великие предки)
Ну а теперь попросим наших ребят самих продекламировать это великое произведение. (Все учащиеся читают наизусть свои отрывки)
Учитель: - Все вы большие молодцы! Хорошо поработали. Вы сегодня и рассказывали, и отвечали на вопросы, внимательно слушали и сами декламировали стихотворение как настоящие артисты!
Все вы получаете отличные отметки! Всем спасибо!
Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»
Приложение 1
1-ый ученик. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Его мама умерла, когда ему было 3 года. Между отцом и бабушкой идёт борьба за ребёнка. Это заставляет мальчика страдать. Но бабушка богата, а отец – нет. И мальчика оставляют у бабушки, которая готова для любимого внука сделать всё, что он пожелает.
Уже в детстве Лермонтов начинает сочинять стихи. Когда ему исполняется 13 лет, его устраивают в университетский пансион – там преподают те же учителя, что и в университете. Миша Лермонтов старательно учится. У него блестящие способности к математике, литературе, рисованию и музыке. За 2 года, которые он проведёт в пансионе, он напишет 50 стихотворений и несколько поэм.
В его стихах – размышления о жизни, о людях, о тяжёлой судьбе народа.
2-ой ученик. В 1830 году пансион под видом генерала посещает царь Николай Первый. Ему не нравится свобода мыслей и поведения воспитанников этой школы. Он издаёт указ о создании на базе пансиона обычной гимназии. Вводятся розги! Чтобы укрепить дисциплину воспитанников.
Лермонтов уходит из пансиона и поступает в Петербурге в офицерскую кавалерийскую школу. Здесь запрещается сочинять стихи, да и времени на это нет. Смотры, учения заполняют весь день. И всё-таки тайком в пустом классе Лермонтов продолжает писать, но ничего не печатает. Он считает свою поэзию недостаточно совершенной.
3-ученик. В 1837 году на дуэли погибает А.С.Пушкин. Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором обвиняет царя и придворных в его гибели. Это стихотворение быстро расходится по всей стране. Его переписывают друг у друга. Имя Лермонтова сразу становится известным.
В этом же году Лермонтов сразу же начинает печатать свои стихи, первое из них – «Бородино». Стихотворение посвящено Бородинской битве. Бородино – это название деревни недалеко от Москвы. В 1812 году русские войска под командованием Кутузова дали бой французской армии. В битве под Москвой русские солдаты показали себя настоящими патриотами, готовыми умереть за Родину.
4-ый ученик. Несмотря на известность Лермонтова как поэта, тучи над его головой сгущаются. Царь Николай Первый не простил ему обвинения в убийстве Пушкина. Лермонтова ссылают на Кавказ. Там идёт война с горцами. Лермонтов участвует в боях, командует группой разведчиков, мужественно и самоотверженно ведёт себя на поле битвы. За проявленную храбрость поручика Лермонтова представляют к награде Золотой шашкой. Но её он так и не получает. По мнению царя, поэт – человек «испорченный», исправить которого может только участие в самых опасных военных операциях. Однако пули врага щадят поэта.
Михаил Юрьевич Лермонтов, как и Александр Сергеевич Пушкин, погибает на дуэли.
Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»
Приложение № 3
к презентации «Бородино»
Кутузов Михаил Илларионович – князь, русский полководец, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Полный кавалер ордена Святого Георгия.
Наполеон Бонапарт – император французов в 1804 – 1812 гг. Поражение Великой французской армии в войне 1812 года положило начало крушению империи Наполеона 1.
Барклай-де-Толли – выдающийся русский полководец, военный министр, генерал-фельдмаршал. Командовал всей русской армией в начале войны 1812 года, после чего был заменен Кутузовым. Проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. В день битвы под ним было убито и ранено пять лошадей, но он оставался в строю. Очень противоречивая фигура. Именно его обвиняли в том, что Москву оставили без боя.
Багратион Пётр Иванович – генерал, главнокомандующий 2-ой Западной армией, князь. На Бородинском поле он был ранен в ногу осколком ядра. С поля боя его вынесли. Через неделю у него началось заражение крови. Спустя 17 дней после ранения Багратион умер.
Лихачёв Пётр Гаврилович – генерал. 5 августа 1812 года дивизия Лихачёва участвовала в обороне Смоленска, защищала батарею Раевского. Генерал Лихачёв при этом проявил исключительную храбрость. «Стой, ребята, смоло – за нами Москва!» Когда противник всё же ворвался на батарею, Лихачёв со шпагой бросился на врага; французы искололи его штыками, однако генеральские эполеты остановили наполеоновских солдат. Оглушив израненного генерала прикладом, они взяли его в плен, надеясь на большую награду.
Наполеон, восхищенный мужеством генерала, возвратил ему шпагу, но Лихачёв отказался принять шпагу из рук врага. Наполеон отправил пленного генерала во Францию, но до Парижа Лихачёв не доехал: в декабре 1812 года русские войска освободили его.
Раевский Николай Николаевич – русский полководец, генерал кавалерии. Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями противника. В критический момент Раевский лично повёл в атаку Смоленский полк. Был ранен картечью в грудь. Именно Раевский командовал 7-м корпусом, который защищал тот самый редут с 18-ю орудиями, о котором написал Лермонтов в стихотворении «Бородино». Батарея Раевского получила от французов прозвище «могила французской кавалерии». За героическую оборону Курганской высоты Раевский был награждён орденом Александра Невского.
Платов Матвей Иванович – граф, атаман Донского казачьего войска, генерал кавалерии. В сражении у села Самлево армия Платова разгромила французов и взяла в плен полковника из армии маршала Мюрата. Платов был награждён орденом Андрея Первозванного.
Давыдов Денис Васильевич – герой войны 1812 года, генерал, поэт. Накануне войны он получил назначение в гусарский полк. После Бородинской битвы он возглавил «летучий партизанский отряд». При взятии Парижа под ним было убито пять лошадей, но он прорвался сквозь строй французских гусар. В Россию Давыдов вернулся генералом.
Дурова Надежда Андреевна – первая в истории России женщина – офицер. Кавалерист, поручик уланского полка, героиня Отечественной войны 1812 года. Такой путь ей был предначертан с детства. Отец был гусарский ротмистр, офицер кавалерии. В 1806 году, переодевшись в мужское платье, она бежала из дому и, выдав себя за Александра Соколова, поступила в конно-польский уланский полк. За спасение в бою офицера награждена Георгиевским крестом. При отходе к Бородинской позиции была контужена ядром в ногу.
Кожина Василиса – крестьянка, героиня войны 1812 года. Во время французского нашествия организовала партизанский отряд из подростков и женщин. При отступлении Наполеона из Москвы они нападали на французские отряды, захватывали пленных и передавали русским войскам. За это подвиг она была удостоена медали и денежного пособия.
Именно вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 года Отечественной!
Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»