Цели: обучающие
- обучать учащихся устному ответу на проблемный вопрос, строить связное высказывание
развивающие
- развивать мышление, умение анализировать художественное произведение, создавать ассоциативные образы
- формировать компетентность, побуждающую к саморазвитию и самосовершенствованию
воситательные
- воспитывать такие личностные качества, как умение отстаивать собственную точку зрения, разрешать нестандартные проблемы
Тип урока: урок развития умений работы над текстом художественного произведения
Оборудование: учебник, иллюстративный материал ( в том числе и работы учащихся), карточки для работы мультимедийное сопровождение pptx, Г. Свиридов вальс «Метель»
Ход урока
I.Организационный момент Объявление темы и задач урока Снежинки - бонусные баллы (3балла)
II. Мотивация Чтение учителем собственного стихотворения об А.С. Пушкине
О Пушкине, наверно, все известно:
Он был поэт, писатель, дуэлянт!
Века проходят, а нам с ним интересно-
Не умирает, а живет его талант!
Уж больше двухсот лет прошли, как он родился, Но старым ему стать не суждено!
Он, как обычно, на дуэль явился,
Да сам уйти не смог, а увезли его!
Ну, что ж, поэт не властен над Судьбою,
И не ему решать, как долго в мире жить…
Но, уходя, он тайну всем откроет,
Как надо этот грешный мир любить!
Мы ж, современники родившегося века, Стремимся заглянуть за небеса…
Возможно, дорастем до Человека,
Который видел в Лукоморье чудеса! ( Л.А. Августович)
III. Актуализация опорных знаний
а) Что такое проблема? – значение в словарях
б) вопросы по содержанию повести с последующей проверкой (монитор)
Словарная работа
Карточки «да-нетки»
- Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена
- .если …воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? эта мысль пришла сперва в голову Марьи Гавриловны.
- Накануне решительного дня Марья Гавриловна собрала вещи, написала длинное письмо подруге, другое – своим родителям… и заснула крепким счастливым безмятежным сном
- На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием
- Друзья Владимира, из соседних помещиков, охотно согласились быть свидетелями у него на тайном венчании, восприняв все как веселое приключение и прежние гусарские проказы
- Владимир приехал в Жадрино к церкви…перед рассветом потому, что дорога Владимиру была незнакома, и ехать надобно было несколько часов
- Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что-то у них делается. А там все были испуганы отсутствием Марьи Гавриловны
- Родители Маши решили дать согласие на брак!
- Владимир был тяжело ранен под Бородином и умер в Москве, накануне вступления французов.
- Раненый гусарский полковник Бурмин, прибывший в отпуск в свои поместия, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны, абсолютно ничем её не заинтересовал
- Бурмин был влюблен в Марью Гавриловну, но не осмеливался сделать ей предложение из-за робости или гордости….
- Бурмин , открывая свою тайну, оценивает свое поведение, как преступную проказу
IV Восприятие нового материала
Постановка проблемного вопроса: «Можно ли предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека ?
Работа с учебником – чтение памятки «Как подготовить ответ на проблемный вопрос» - страница 102
Составление ассоциативного ряда на фоне слайда и музыки (Г.Свиридов)
Физминутка- маленький танец снежинки (муз. Свиридова)
Проверка ассоциативных рядов (куст)
Какие связи и параллели возникают со словом метель? - Развитие творческого мышления
Экскурсия на выставке творческих работ учащихся – ученики-экскурсоводы делают краткий обзор рисунков учащихся по темам повести «Метель»
Групповая работа
Какова же роль метели в жизни главных героев : Марьи Гавриловны, Владимира и Бурмина?
Заполнение схемы - работа со слайдом
Работа со слайдом «Преступление и наказание» Решение проблемной ситуации
Ролевое чтение заключительной сцены повести «Метель» - учебник стр. 99-100
Слово учителя.
У каждого свой ответ на проблемный вопрос…
Но какую истину пытается открыть читателю гениальный Пушкин?
Работа по слайду Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни.
И как эхо в 20 столетии слова Ольги Высоцкой
Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей
Слово учителя . Аллюзии и реминисценции в поэзии XX века
Наши герои оказались в самом начале новой жизни – это уже другая история
V. Итог урока Рефлексия- Мои открытия….
И Открытия учителя…Эти снежинки белые
Пусть станут для вас откровением,
Что были вы умными, смелыми, полными вдохновения! Белые, значит, чистые, солнечные и ясные…словно мечта, лучистые, радостные, прекрасные….
Оценивание- сколько снежинок сегодня собрали?
VI. Домашнее задание
1. Записать в виде сочинения –миниатюры свой ответ на проблемный вопрос урока
2. Прочитать стр 103-105 , вспомнить любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова