kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: " Обучение устному ответу на проблемный вопрос (по повести А.С. Пушкина «Метель»)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  обучающие

  • обучать учащихся устному ответу на проблемный вопрос, строить связное высказывание

развивающие

  • развивать мышление, умение  анализировать  художественное произведение, создавать ассоциативные  образы
  • формировать компетентность, побуждающую к саморазвитию и самосовершенствованию

воситательные

  • воспитывать такие личностные качества, как  умение отстаивать собственную точку зрения, разрешать нестандартные проблемы

Тип урока: урок развития умений работы над текстом художественного произведения

Оборудование: учебник, иллюстративный материал ( в том числе и работы учащихся), карточки для работы мультимедийное сопровождение pptx,  Г. Свиридов  вальс «Метель»

Ход урока

 

 

I.Организационный  момент   Объявление темы и задач урока  Снежинки - бонусные баллы (3балла)

II. Мотивация Чтение учителем собственного стихотворения об А.С.  Пушкине

 О Пушкине, наверно, все известно:

Он был поэт, писатель, дуэлянт!

Века проходят, а нам с ним интересно-

Не умирает, а живет  его талант!

Уж больше двухсот лет прошли, как он родился, Но старым ему стать не суждено!

Он, как обычно, на дуэль явился,

Да сам уйти не смог, а увезли его!

Ну, что ж, поэт не властен над Судьбою,

И не ему решать, как долго в мире жить…

Но, уходя, он тайну всем откроет,

Как надо этот грешный мир любить!

Мы ж, современники родившегося века, Стремимся заглянуть за небеса…

Возможно, дорастем до Человека,

Который видел в Лукоморье чудеса!                               ( Л.А. Августович)

 

III. Актуализация опорных знаний

а) Что такое проблема? – значение в словарях

б) вопросы по содержанию повести с последующей проверкой (монитор)

Словарная работа

Карточки «да-нетки»

  1. Марья Гавриловна была  воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена
  2. .если …воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? эта  мысль пришла сперва в голову Марьи Гавриловны.
  3. Накануне решительного дня Марья Гавриловна  собрала вещи, написала длинное письмо подруге, другое – своим родителям… и заснула крепким  счастливым безмятежным сном
  4. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием
  5. Друзья  Владимира, из соседних помещиков, охотно согласились быть  свидетелями  у него на тайном венчании, восприняв все как веселое приключение и прежние гусарские проказы
  6. Владимир приехал в Жадрино к церкви…перед рассветом потому, что  дорога Владимиру была незнакома,   и ехать надобно было несколько часов
  7. Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что-то у них делается.  А там все были испуганы отсутствием  Марьи Гавриловны
  8. Родители Маши решили дать согласие на брак!
  9.  Владимир был тяжело ранен  под Бородином и умер в Москве, накануне вступления французов.
  10. Раненый гусарский полковник Бурмин, прибывший в отпуск в свои поместия, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны, абсолютно ничем её не заинтересовал
  11.  Бурмин был влюблен в Марью Гавриловну,  но не осмеливался сделать ей предложение из-за робости или гордости….
  12. Бурмин , открывая свою тайну, оценивает свое поведение, как  преступную проказу

 

IV Восприятие нового материала

Постановка проблемного вопроса: «Можно ли предположить, что метель играет роль случая, от которого,  по мысли Пушкина, зависит судьба человека ?

Работа с учебником – чтение памятки «Как подготовить ответ на проблемный вопрос» - страница  102

Составление ассоциативного ряда на фоне слайда и музыки (Г.Свиридов)

 

Физминутка- маленький танец снежинки (муз. Свиридова)

Проверка ассоциативных рядов (куст)

Какие связи и параллели возникают со словом метель? - Развитие творческого мышления

Экскурсия на выставке творческих работ учащихся – ученики-экскурсоводы  делают краткий обзор рисунков учащихся  по темам повести «Метель»

Групповая работа

Какова же роль метели в жизни главных героев : Марьи Гавриловны, Владимира и Бурмина?

 Заполнение схемы - работа со слайдом

Работа со слайдом «Преступление и наказание» Решение проблемной ситуации

Ролевое чтение заключительной сцены повести «Метель» - учебник стр. 99-100

Слово учителя. 

У каждого свой ответ на проблемный вопрос…

Но какую истину пытается открыть читателю гениальный Пушкин?

Работа по слайду Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни.

И как эхо в 20 столетии слова Ольги Высоцкой

Любовь - она бывает разной. 
Бывает отблеском на льду. 
Бывает болью неотвязной, 
Бывает яблоней в цвету. 
Бывает вихрем и полетом. 
Бывает цепью и тюрьмой... 
Мы ей покоем, и работой, 
И жизнью жертвуем самой! 
Но есть еще любовь такая, 
Что незаметно подойдет 
И, поднимая, помогая, 
Тебя сквозь годы поведет 
И будет до последних дней 
Душой и совестью твоей

Слово учителя . Аллюзии и реминисценции в поэзии XX века

Наши герои  оказались в самом начале новой жизни – это уже другая история

V. Итог урока  Рефлексия- Мои открытия….

И Открытия учителя…Эти снежинки белые

Пусть станут для вас откровением,

Что были вы умными, смелыми, полными вдохновения! Белые, значит, чистые, солнечные и ясные…словно мечта, лучистые, радостные, прекрасные….

Оценивание- сколько снежинок сегодня собрали?

VI. Домашнее задание

1. Записать в виде сочинения –миниатюры свой ответ на проблемный вопрос урока

2. Прочитать стр 103-105 , вспомнить любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова






 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: " Обучение устному ответу на проблемный вопрос (по повести А.С. Пушкина «Метель»)" »

План-конспект урока литературы, 7 класс

Разработала и провела учитель русского языка и литературы

Артемовской общеобразовательной школы I-IIIступеней №18

Артемовского городского совета Донецкой области

Лариса Александровна Августович

Тема Обучение устному ответу на проблемный вопрос(по повести А.С. Пушкина «Метель»)

Цели:

  • обучать учащихся устному ответу на проблемный вопрос, строить связное высказывание

  • развивать мышление, умение анализировать художественное произведение, создавать ассоциативные образы

  • формировать компетентность, побуждающую к саморазвитию и самосовершенствованию

  • воспитывать такие личностные качества, как умение отстаивать собственную точку зрения, разрешать нестандартные проблемы

Тип урока: урок развития умений работы над текстом художественного произведения

Оборудование: учебник, иллюстративный материал ( в том числе и работы учащихся), карточки для работы мультимедийное сопровождение pptx, Г.Свиридов вальс «Метель»

Ход урока


Этапы урока

Содержание этапа

Приемы, методы и формы работы

ИКТ на уроке

I.

Организационный момент

Объявление темы и задач урока

Снежинки - бонусные баллы (3балла)

Слайд 1

II.

Мотивация

Чтение учителем собственного стихотворения

об А.С. Пушкине

О Пушкине, наверно, все известно:

Он был поэт, писатель, дуэлянт!

Века проходят, а нам с ним интересно-

Не умирает, а живет его талант!

Уж больше двухсот лет прошли, как он родился, Но старым ему стать не суждено!

Он, как обычно, на дуэль явился,

Да сам уйти не смог, а увезли его!

Ну, что ж, поэт не властен над Судьбою,

И не ему решать, как долго в мире жить…

Но, уходя, он тайну всем откроет,

Как надо этот грешный мир любить!

Мы ж, современники родившегося века, Стремимся заглянуть за небеса…

Возможно, дорастем до Человека,

Который видел в Лукоморье чудеса! ( Л.А. Августович)


Слайд 2

3

4

III.

Актуализация опорных знаний

а) Что такое проблема? – значение в словарях

б) вопросы по содержанию повести с последующей проверкой (монитор)

Словарная работа

Карточки «да-нетки»

Слайд5

Слайд6,7,8,9

IV/

Восприятие нового материала




Постановка проблемного вопроса: «Можно ли предположить,

что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека ?»

Проблемное обучение

Слайд10


Работа с учебником – чтение памятки «Как подготовить ответ на проблемный вопрос» - страница 102




Составление ассоциативного ряда на фоне слайда и музыки (Г.Свиридов)

Интерактивный метод

Слайд11


Физминутка- маленький танец снежинки (муз. Свиридова)




Проверка ассоциативных рядов (куст)

Какие связи и параллели возникают со словом метель?

Развитие творческого мышления

Слайд12


Экскурсия на выставке творческих работ учащихся – ученики-экскурсоводы делают краткий обзор рисунков учащихся по темам повести «Метель»

Групповая работа

Слайд 13


Какова же роль метели в жизни главных героев : Марьи Гавриловны, Владимира и Бурмина?

Заполнение схемы

- работа со слайдом

Слайд 14


Работа со слайдом «Преступление и наказание»

Решение проблемной ситуации

Слайд 15


Ролевое чтение заключительной сцены повести «Метель» - учебник стр. 99-100

Интерактивный метод



У каждого свой ответ на проблемный вопрос…

Но какую истину пытается открыть читателю гениальный Пушкин?

Работа по слайду

Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни.

И как эхо в 20 столетии слова Ольги Высоцкой Любовь - она бывает разной. 
Бывает отблеском на льду. 
Бывает болью неотвязной, 
Бывает яблоней в цвету. 
Бывает вихрем и полетом. 
Бывает цепью и тюрьмой... 
Мы ей покоем, и работой, 
И жизнью жертвуем самой! 
Но есть еще любовь такая, 
Что незаметно подойдет 
И, поднимая, помогая, 
Тебя сквозь годы поведет 
И будет до последних дней 
Душой и совестью твоей

Слово учителя . Аллюзии и реминисценции в поэзии XX века









Слайд 16


Наши герои оказались в самом начале новой жизни – это уже другая история



V.

Итог урока

Рефлексия- Мои открытия….

И Открытия учителя…Эти снежинки белые

Пусть станут для вас откровением,

Что были вы умными, смелыми, полными вдохновения! Белые, значит, чистые, солнечные и ясные…словно мечта, лучистые, радостные, прекрасные….

Оценивание- сколько снежинок сегодня собрали?


Слайд 17

VI.

Домашнее задание

1. Записать в виде сочинения –миниатюры свой ответ на проблемный вопрос урока

2. Прочитать стр 103-105 , вспомнить любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова


Слайд 18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Августович Лариса Александрровна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства