kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Бедная Лиза" конспект по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

обучающие:

- формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства

развивающие:

      - способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма развивать интерес к истокам русской литературы;

воспитательные:

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Бедная Лиза" конспект по литературе »








Конспект урока по литературе в 9 классе



«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма





























Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

обучающие:

- формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства

развивающие:

- способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма развивать интерес к истокам русской литературы;

воспитательные:

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока: Урок закрепления.

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести "Бедная Лиза", художественный текст повести «Бедная Лиза», учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной.

Методические приемы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.


Ход урока.


Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствие. Озвучивание темы урока.


Вступительное слово учителя



Беседа по вопросам

- Что такое сентиментализм?



- Назовите отличительные черты сентиментализма?




















- Назовите представителей сентиментализма в литературе?




Литературное направление в литературе 2-й половины 18 века.


Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу. Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.


Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, в ранний период творчества В.А.Жуковский.

Основная часть урока




































































































Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги?



  1. Что можно сказать о композиции повести?





  1. Присутствует ли автор в произведении?












  1. Какова ведущая сюжетная линия в повести?


  1. Какие проблемы подняты в повести?






Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы?










Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста.


  1. Ученице было дано задание: проследить по тексту изменение психологических состояний, через которые проходит Лиза. Она делится своими наблюдениями, а остальные ученики должны записать в тетрадь лексику, характеризующую эти состояния.











































  1. Ученику было дано задание: проследить, какое изображение получает духовная жизнь Эраста. Остальные ученики записывают лексику, характеризующую духовную жизнь героя.






































  1. Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.


Образ Природы

Существуют, по Карамзину, высшие силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза обрекла себя на гибель физическую за то, что бездумно и безоглядно любила. Эраст обрек себя на гибель моральную за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой.

В каком образе представлены высшие силы?


Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут нахо­диться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.

-Что обозначают ландыши в руках Лизы?

-Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?

-Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда?

-Выборочное чтение эпизодов повести.

-Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.

-Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды — в минуту ее «заблуждения». Где? - Выборочное чтение эпизодов повести

-А связана ли Природа с Эрастом?

Подтвердите свой ответ цитатами.










В повести есть ещё один главный герой. Это рассказчик. Каков он?









В ней речь идёт о любви, т. е. о вечном, о том, что всегда волнует людей, особенно юных.


Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование и он же заканчивает его.


Да. Он присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие.


История трагической любви Лизы и Эраста.


Их несколько: любовь-счастье, любовь- трагедия, рок и обстоятельства, природа и человек.




Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.




Изображая поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой передаче душевных переживаний Лизы, вызванных важнейшими в ее жизни событиями. Так первая встреча с Эрастом рождает в ее душе робость и смущение, которые, спустя некоторое время, сменяются волнением, предостережения матери вызывают ее слезы, но, не встретив молодого человека на другой день, Лиза грустит. Появляется Эраст - и сердце Лизы охватывает безумная радость. Ночью она не может спать, ее мучают печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», но признания его в любви приводят Лизу в восторг, появляется надежда на счастье с любимым человеком. Однако матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза в тревоге говорит об этом своему другу. Он утешает ее и она, в упоении всё забывает. Забыла и себя... И тут же ей становится страшно. Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние. Дни без любимого становятся днями тоски и горести. Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги. Все это потрясает её душу, и она кончает жизнь самоубийством. Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. За короткое время любви она испытала: робость и смущение, волнение, грусть, радость, печальные раздумья, восторг, надежду, тревогу, страх, отчаяние, тоску, потрясение, Все это проявление безграничной любви.


Изображая духовную жизнь Эраста, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви. Поэтому-то он и открывает читателю историю не жизни, а любви своего героя, его душу. Эраст от природы наделен добрым, но слабым и ветреным сердцем. От светских забав и чтения беспечных романов в душе его поселилась скука, душа жаждала непосредственных чистых чувств и ощущений. Любовь Лизы- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств. Однако мы видим, что эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он. Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.































Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.


Автор - человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой.

Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку.

Подведение итогов

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.


Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».












Использованные ресурсы:



        1. http://www.proshkolu.ru/club/literature9/file2/1198384

        2. http://www.proshkolu.ru/club/literature9/blog/306394/

        3. http://www.zavuch.info/methodlib/157/78374/

        4. http://www.openclass.ru/node/172654









4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Бедная Лиза" конспект по литературе

Автор: Окунева Наталья Анатольевна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока литературы в 8 классе «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieratury_v_8_klassie_chierty_sientimientalizma_v_poviesti_n_m"
    ["file_id"] => string(6) "435734"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509455481"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей."
    ["seo_title"] => string(80) "sientimientalizm_v_russkoi_litieraturie_nikolai_mikhailovich_karamzin_1766_1826_"
    ["file_id"] => string(6) "351752"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477298633"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей."
    ["seo_title"] => string(80) "sientimientalizm_v_russkoi_litieraturie_nikolai_mikhailovich_karamzin_1766_182_1"
    ["file_id"] => string(6) "351753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477298633"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по литературе " Бедная Лиза""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-biednaia-liza"
    ["file_id"] => string(6) "292565"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455295079"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по литературе "Бедная Лиза - как сентиментальное произведение""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-biednaia-liza-kak-sientimiental-noie-proizviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "333413"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465378868"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства