Основная часть урока | Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги? Что можно сказать о композиции повести? Присутствует ли автор в произведении? Какова ведущая сюжетная линия в повести? Какие проблемы подняты в повести? Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы? Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста. Ученице было дано задание: проследить по тексту изменение психологических состояний, через которые проходит Лиза. Она делится своими наблюдениями, а остальные ученики должны записать в тетрадь лексику, характеризующую эти состояния. Ученику было дано задание: проследить, какое изображение получает духовная жизнь Эраста. Остальные ученики записывают лексику, характеризующую духовную жизнь героя. Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности. Образ Природы Существуют, по Карамзину, высшие силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза обрекла себя на гибель физическую за то, что бездумно и безоглядно любила. Эраст обрек себя на гибель моральную за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой. В каком образе представлены высшие силы? Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил. -Что обозначают ландыши в руках Лизы? -Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку? -Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда? -Выборочное чтение эпизодов повести. -Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами. -Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды — в минуту ее «заблуждения». Где? - Выборочное чтение эпизодов повести -А связана ли Природа с Эрастом? Подтвердите свой ответ цитатами. В повести есть ещё один главный герой. Это рассказчик. Каков он? | В ней речь идёт о любви, т. е. о вечном, о том, что всегда волнует людей, особенно юных. Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование и он же заканчивает его. Да. Он присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие. История трагической любви Лизы и Эраста. Их несколько: любовь-счастье, любовь- трагедия, рок и обстоятельства, природа и человек. Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение. Изображая поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой передаче душевных переживаний Лизы, вызванных важнейшими в ее жизни событиями. Так первая встреча с Эрастом рождает в ее душе робость и смущение, которые, спустя некоторое время, сменяются волнением, предостережения матери вызывают ее слезы, но, не встретив молодого человека на другой день, Лиза грустит. Появляется Эраст - и сердце Лизы охватывает безумная радость. Ночью она не может спать, ее мучают печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», но признания его в любви приводят Лизу в восторг, появляется надежда на счастье с любимым человеком. Однако матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза в тревоге говорит об этом своему другу. Он утешает ее и она, в упоении всё забывает. Забыла и себя... И тут же ей становится страшно. Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние. Дни без любимого становятся днями тоски и горести. Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги. Все это потрясает её душу, и она кончает жизнь самоубийством. Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. За короткое время любви она испытала: робость и смущение, волнение, грусть, радость, печальные раздумья, восторг, надежду, тревогу, страх, отчаяние, тоску, потрясение, Все это проявление безграничной любви. Изображая духовную жизнь Эраста, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви. Поэтому-то он и открывает читателю историю не жизни, а любви своего героя, его душу. Эраст от природы наделен добрым, но слабым и ветреным сердцем. От светских забав и чтения беспечных романов в душе его поселилась скука, душа жаждала непосредственных чистых чувств и ощущений. Любовь Лизы- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств. Однако мы видим, что эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он. Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности. Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья... Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно. Автор - человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой. Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку. |