kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока "Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей.»

Конспект урока по русской литературе в 9 классе.



  1. Тема урока: Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей.

  2. Тип урока: комбинированный.

  3. Цели урока:

  1. познакомить учащихся с основными чертами литературного направления – сентиментализмом;

2) ознакомить учащихся с некоторыми сведениями из жизни и творчества Н.М. Карамзина;

3) начать изучение повести «Бедная Лиза».



Задачи урока:

воспитательные:

  1. воспитание уважения к людям труда и других нравственных качеств личности;

  2. способствовать воспитанию духовно развитой личности;

  3. продолжить воспитание интереса к предмету литература.

развивающие:

  1. развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся;

  2. развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.

  3. развивать умения сравнивать и делать выводы.

обучающие:

  1. представить повесть «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец сентиментализма;

  2. формировать умения понимать и анализировать художественное произведение.

  3. совершенствовать умения учащихся оценивать действия героев, подвести к пониманию темы и идеи повести.



  1. Оборудование:  сравнительная таблица «Классицизм – сентиментализм», презентация «Жизнь и творчество Н.М. Карамзина», «Литература. 9 класс. Учебник - хрестоматия для 9 кл. татар. сред.  общеобразоват. шк». В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов, Т.В. Воронцова, М.В. Ведишенкова; Под ред. М.Г. Ахметзянова. – 3-е изд., доп. – Казань: Магариф, 2008. – 367 с.



  1. План урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

2. Изучение новой темы (20 мин.)

3. Выполнение тренировочных заданий и упражнений (10 мин.)

4. Итоги урока (7 мин.)

5. Запись домашнего задания (1 мин.).



6. Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I.

Организационный момент


Эпиграф к уроку:

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В.Г. Белинский.

–Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века Виссариона Григорьевича Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.


̶ Здравствуйте!

Ученики внимательно слушают учителя.


II.

Изучение новой темы

– Открываем тетради, записываем: Двадцать пятое сентября. «Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей».

Рассказ учителя о Н.М. Карамзине. Составление кластера.



Введение понятия “сентиментализм” (СЛАЙД 6).

- Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.

Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство.

–Вспомните, что такое литературное направление (какие направления вы знаете?).






Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.


– Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?


– Чего вы ждёте от произведений сентиментализма?







– Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II (СЛАЙД 7).

Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения.












Ученики записывают число, классную работу, тему урока.




Ученики совместно с учителем составляют кластер.




Внимательно слушают учителя.








– это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы.











– 1) красивый, грациозный.

2) бывающий всегда, постоянный.

– это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях









Ученики безошибочно определяют,  что портрет, выполненный Федором Рокотовым, классицистический, а произведение Владимира  Боровиковского принадлежит сентиментализму. Доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете.










См. приложение №1, №2.


























III.

Выполнение тренировочных заданий и упражнений


– Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах. Время для выполнения этого задания – 7 минут.

– Теперь, давайте познакомимся с историей создания повести «Бедная Лиза».

Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.

Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Ученики заполняют таблицу самостоятельно, после выполнения задания, слушаем ответы учеников и сверяем с материалом слайда.





См. Прилоңение №3.





















IV.

Итоги урока


Чтение повести «Бедная Лиза».

Ребята, сегодня мы познакомились с новым литературным течением сентиментализмом, и его представителем Николаем Михайловичем Карамзиным. Оцените, пожалуйста, свои знания по 5 бальной шкале. Я пойму, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему.

Ученики оценивают себя, на листочка пишут фамилию, и ставят себе баллы за урок.










V.Запись домашнего задания

Написать письмо Лизе, Эрасту, автору.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.




Приложение №1.

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. (светское образование, знание иностранных языков)

По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. (Военная служба).

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет. (Смерть отца, отставка в Симбирск)

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П. Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3).

(СЛАЙД 4) Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.





Приложение №2.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Гибадуллина Сюмбель Флусовна

Дата: 24.10.2016

Номер свидетельства: 351753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей."
    ["seo_title"] => string(80) "sientimientalizm_v_russkoi_litieraturie_nikolai_mikhailovich_karamzin_1766_1826_"
    ["file_id"] => string(6) "351752"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477298633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства