I. Организационный момент | Эпиграф к уроку: К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. В.Г. Белинский. –Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века Виссариона Григорьевича Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин. | ̶ Здравствуйте! Ученики внимательно слушают учителя. | |
II. Изучение новой темы | – Открываем тетради, записываем: Двадцать пятое сентября. «Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей». Рассказ учителя о Н.М. Карамзине. Составление кластера. Введение понятия “сентиментализм” (СЛАЙД 6). - Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство. –Вспомните, что такое литературное направление (какие направления вы знаете?). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”. – Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”? – Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? – Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II (СЛАЙД 7). Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. | Ученики записывают число, классную работу, тему урока. Ученики совместно с учителем составляют кластер. Внимательно слушают учителя. – это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. – 1) красивый, грациозный. 2) бывающий всегда, постоянный. – это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Федором Рокотовым, классицистический, а произведение Владимира Боровиковского принадлежит сентиментализму. Доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете. | См. приложение №1, №2. |
III. Выполнение тренировочных заданий и упражнений | – Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах. Время для выполнения этого задания – 7 минут. – Теперь, давайте познакомимся с историей создания повести «Бедная Лиза». Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. | Ученики заполняют таблицу самостоятельно, после выполнения задания, слушаем ответы учеников и сверяем с материалом слайда. | См. Прилоңение №3. |
IV. Итоги урока | Чтение повести «Бедная Лиза». Ребята, сегодня мы познакомились с новым литературным течением сентиментализмом, и его представителем Николаем Михайловичем Карамзиным. Оцените, пожалуйста, свои знания по 5 бальной шкале. Я пойму, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему. | Ученики оценивают себя, на листочка пишут фамилию, и ставят себе баллы за урок. | |