|   I.  Организационный момент       |    Эпиграф к уроку:  К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.   В.Г. Белинский.  –Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века Виссариона Григорьевича Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.       |    ̶ Здравствуйте!  Ученики внимательно слушают учителя.   |         |  
  |   II.  Изучение новой темы   |    – Открываем тетради, записываем: Двадцать пятое сентября. «Сентиментализм в русской литературе. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) «Бедная Лиза». Изображение жизни простых людей».   Рассказ учителя о Н.М. Карамзине. Составление кластера.            Введение понятия “сентиментализм” (СЛАЙД 6).  - Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.  Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство.     –Вспомните, что такое литературное направление (какие направления вы знаете?).                        Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.  Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.      – Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?      – Чего вы ждёте от произведений сентиментализма?                             – Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II (СЛАЙД 7).   Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения.                                                 |    Ученики записывают число, классную работу, тему урока.                Ученики совместно с учителем составляют кластер.              Внимательно слушают учителя.                                – это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы.                                          – 1) красивый, грациозный.  2) бывающий всегда, постоянный.  – это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях                                  Ученики безошибочно определяют,  что портрет, выполненный Федором Рокотовым, классицистический, а произведение Владимира  Боровиковского принадлежит сентиментализму. Доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете.               |                            См. приложение №1, №2.                                                                                                         |  
  |   III.  Выполнение тренировочных заданий и упражнений       |    – Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах. Время для выполнения этого задания – 7 минут.    – Теперь, давайте познакомимся с историей создания повести «Бедная Лиза».    Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.  Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.   |     Ученики заполняют таблицу самостоятельно, после выполнения задания, слушаем ответы учеников и сверяем с материалом слайда.                 |        См. Прилоңение №3.                                                                                   |  
  |   IV.  Итоги урока       |    Чтение повести «Бедная Лиза».  Ребята, сегодня мы познакомились с новым литературным течением сентиментализмом, и его представителем Николаем Михайловичем Карамзиным. Оцените, пожалуйста, свои знания по 5 бальной шкале. Я пойму, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему.   |    Ученики оценивают себя, на листочка пишут фамилию, и ставят себе баллы за урок.           |                                 |