«Басни И.А. Крылова. Обличение человеческих пороков в басне».
«Басни И.А. Крылова. Обличение человеческих пороков в басне».
Цели : способствовать развитию в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе; формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи :
- расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; выявить её жанровые признаки;
Просмотр содержимого документа
««Басни И.А. Крылова. Обличение человеческих пороков в басне». »
План-конспект урока литературы в 5 классе
Тема: «Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в басне».
Цели : способствовать развитию в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров , обучение работе в группе; формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи :
- расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; выявить её жанровые признаки;
- формирование навыков исследовательской и поисковой работы;
-формирование метапредметных умений у обучающихся через развитие навыков работы с текстом художественной литературы;
- развитие рефлексивных умений
-развитие речи и эстетического вкуса как показателей интеллектуального и общего развития ученика;
- воспитание коммуникативных качеств у школьников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;
-воспитывать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежам.
Тип урока – урок формирования новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг, иллюстраций, тесты, маски и реквизит для инсценировки; компьютер, проектор, экран.
План – конспект урока
I.Мотивацияк учебной деятельности:( 1-ый слайд)
- Добрый день! Дети, вам тепло?
- Да.
- В нашем классе светло?
- Да.
- Прозвенел уже звонок?
- Да.
- Уже закончился урок?
- Нет.
- Только начался урок?
- Да.
- А хотите ль вы учиться?
- Да.
- Значит можно всем садиться!
II.Физкультминутка. Учитель предлагает: растираем ушные раковины (способствует активизации всей системы организма). Вдох – выдох, вдох – выдох.
III.Актуализация знаний.,формирование темы урока. (2-ой слайд)
1. Демонстрация м/ф по басне Крылова «Ворона и Лисица»
2.Организация фронтальной беседы по вопросам.
а) Понравился ли м/ф? Чем?(поподробнее)
б) Какое литературное произведение положено в основу м/ф? (басня)
в) Знаете ли вы кто автор этого произведения? (Крылов)
-Правильно. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.А. Крылова.
Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные, познакомиться с новой басней, чтобы увидеть их значение и поучительность.
Запишите тему в тетрадь. (3-ий слайд)
-сообщение об И.А. Крылове. (7-ой слайд)
IV. Игра на внимательность «Копилка крылатых слов и выражений»
Задание на слайде (8-ой слайд)
-Ребята, соотнесите цитаты с названиями басен.
Название какой басни осталось лишним?
-С какой же басней мы будем знакомиться?
V. Повторение теории (9-ый слайд)
-Какое художественное произведение называется басней?
-Кто является действующими лицами в баснях?
-Что такое мораль?
-Какова основная цель басни?(посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей).
Физминутка (10-ый слайд)
VI. Проектная работа с закреплением во внешней речи. Открытие новых знаний путём знакомства с басней «Свинья под Дубом».
Отчёт групп о проделанной работе.
1 группа
Инсценирование басни (11-ый слайд)
Работа с текстом
–Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой действия? Прочитайте.
- Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.
-Прочитайте развязку действия.
-Почему Свинья не понимает сути упрёков?
2 группа
-Кто является действующими лицами басни «Свинья под Дубом»?
-Какова мораль басни? (прочитать)
3 группа
Невежда
Словарная работа (12-ый слайд)
Невежа
- Какое из этих слов характеризует Свинью? (глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (жёлуди), они ему приятны.
Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). НЕ понимает, что науки должны развиваться
-Какие ещё слова использует автор для её описания?
-Какие чувства у вас вызывает Свинья? (13-ый слайд)
-Чему учит эта басня?
-Актуальна ли она в наше время?
VII. Подведение итогов. (14-ый слайд)
-И.А. Крылов умер на 70-ом году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны они и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке.
-Узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера он высмеивает?
Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.
-В чём же секрет басен Крылова? (Они написаны простым языком, интересны, не хочется быть похожими на героев его басен)
-Надеюсь, что его произведения станут для вас умной и нужной книгой (обратить внимание на выставку книг)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (15-ый слайд)
-Вспомним слова индийского поэта: «Взгляни на этот день! Ведь в нём заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдём всё: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения.»
-Получилось ли у нас достичь чего-то на уроке?
-Довольны ли вы своей работой?
-Как бы вы оценили свою работу?
Кто работал в полную силу? Хорошо? Мог бы работать ещё лучше?
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание. (16-ый слайд)
Выучить или выразительно прочитать одну из басен И.А.Крылова наизусть (по выбору).