Обличение человеческих пороков в басне И.А. Крылова «Свинья под дубом»
Цели урока:
- создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова, расширить круг знакомства с баснями И.А. Крылова,
- развивать устную речь учащихся, эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение и читательскую культуру;
- воспитывать интерес к литературе как части общей культуры.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- компьютер.
Ход урока
1.Организационный этап.
- Добрый день, ребята. Знаете, у меня сегодня плохое настроение. Мне с утра подложили свинью. А люди, которых я встретила с утра, вели себя по-свински. (Реакция детей).
А как вы понимаете выражения «ведет себя по-свински», «подложить свинью»? (совершить подлость, нанести вред).
2.Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что такое басня? (Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл).
-Как называют писателя, пишущего басни?
- Назовите самого известного вам баснописца.
-Сегодняшний урок посвящен творчеству И.А.Крылова.
- Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией).
- Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка).
- В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это в переводе с греческого «иносказание», изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление: лиса – хитрый человек, заяц, ягненок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек).
- Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни. Мораль может быть в начале и в конце басни).
3.Прослушивание басни (аудиозапись)
- По каким жанровым особенностям мы можем определить, что перед нами басня?
-Кто является главным героем басни?
4. Целеполагание.
-Давайте определим цель нашего урока.
4. Беседа по басне «Свинья под дубом»
- Какие ещё персонажи есть в басне?
- Какого человека олицетворяет “дуб”? Мудрого (мудрость).
- Какой эпитет употребляет Иван Андреевич, говоря о дубе? Вековой.
- Как Вы думаете почему? Веками накапливает человеческий опыт, впитывает положительное, доброе, накопленное человечеством за много лет.
Физминутка
- Почему именно свинью выбрал И.А.Крылов, как главного героя?
- Какое чувство вызывает у читателей свинья? Какие слова использованы для ее описания? (Крылов описывает свинью без симпатии. Свинья глупая, ленивая, невежественная, недалекая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии).
-Почему баснописец описывает не качества Свиньи, а действия? Наелась, выспалась, встала.
- Какие интересы в её жизни? Поесть, вкусно поесть, поспать, накопить сало.
- Главное в жизни для неё – наесться, выспаться, отсутствие стремлений, нет интереса кроме потребностей.
- Какие пороки людей олицетворяет свинья? Лень, обжорство, тупость.
- Сказано ли в басне, зачем свинья стала подрывать корни у дуба?
- Свинья знает, сама для чего она это делает? Прочитайте этот момент.
- Внутренний мир ограничен или совсем отсутствует, только инстинкты.
- Как вы думаете зачем И, А.Крылов вводит в басню такого персонажа, как “Ворон”? - Ворон – птица какая? Вещая.
Читает понятие из словаря Даля “Вещая – предвещающая будущее, пророческое”
Живёт ворон долго, знает много, учёная птица.
- Какого человека олицетворяет ворон?
- Прочитайте, что говорит ворон свинье.
- Ворон запрещает вредить дереву? Нет.
- Как он пытается вразумить свинью? Объясняет, растолковывает, убеждает, учит.
- Как маленькому ребёнку. Мы же не говорим нет, а пытаемся его убедить. Этого делать нельзя и почему этого делать нельзя.
- Прочитайте, что отвечает ему свинья.
- Как свинья говорит о себе? Она возвеличивает себя. (местоимения “я”)
- Она внемлет объяснениям, хочет развиваться? Нет. Она не желает развивать себя и свой внутренний мир, только исполнить свои потребности: поесть. Поспать, а остальное “не для меня”.
- Что говорит свинье дуб? Как звучат его слова?
- Почему свинья названа невеждой? В чем разница слов «невежа» и «невежда»? (Заранее подготовленный ученик рассказывает сообщение по словарю Ожегова)
Работа с иллюстрациями
- Давайте рассмотрим иллюстрации к басне художников Г.Куприянова, Е.М.Рачева и А.Лаптевой. Какая вам понравилась больше всего? Почему?
- Многие из вас подготовили иллюстрации к басням. (Дети рассказывают о своих рисунках).
5.Итог урока
- Где мораль басни? В какой ситуации в вашей жизни вы могли бы употребить эти слова? (Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.)
- Ребята, а актуальна ли эта басня в наши дни? Как вы думаете, хорошо быть в роли свиньи? (Нет. Мы обязательно должны учиться)
- В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция свиньи, которая в безразличии не желает понять, откуда берутся желуди.
6. Рефлексия
- Ребята, обратите внимание на нашу доску. На ней мы видим листы с различными качествами человека. Давайте определим, какие из этих качеств мы хотим взять с собой в жизнь, а какие лучше оставить… (Карточки со словами: зло, добро, лень, трудолюбие, жадность, щедрость, трусость, смелость, равнодушие, отзывчивость, глупость, ум, вражда, дружелюбие, ложь, честность, невежество, жестокость, гордость, высокомерие) (К доске вызываются два ученика. Один из всех предложенных карточек выбирает положительные качества, другой – отрицательные).
Хочется закончить наш урок стихотворением Л.Татьяничевой «Солнечный луч»
По лужам,
По глине вязкой
Солнечный луч шагает.
Весело,
Без опаски
– Как по ковру ступает.
Радостный,
Светлолицый.
Делом хорошим занят.
Грязи он не боится:
Грязь к нему не пристанет!
Я очень надеюсь, что эта грязь вместе с плохими качествами и поступками никогда не пристанет ни к одному из вас. (Раздать детям солнышки).