Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
2.Актуализация. Слайд-2
1.Какой древнегреческий баснописец прославился своими мудрыми баснями?-Эзоп
2.Какой французский баснописец считает, что с помощью басни, человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном сложном мире?- Жан де Лафонте́н
3.Кто из русских писателей вам знаком как сочинитель басен? Иван Андреевич Крылов.(С.В Михалков)
4.Что такое басня и что для нее характерно?
Басня
*Небольшой рассказ, часто стихотворный.
*Делится на 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение).
*Содержит аллегорию (иносказание), сатирическое изображение персонажей.
*Герои басни чаще всего животные.
*Один из обязательных элементов – диалог.
*Для языка басни характерны использование просторечной лексики, лаконизм, афористичность.
3. Объяснение нового материала.
Озвучивание темы учителем. Слайд-3
ЗНАТЬ, УМЕТЬ Слайд-4
Инсценировка басни «Волк и ягненок»
1.Понравилась вам, ребята, инсценировка?
2.Справились наши мальчишки?
Работа по группам. 4 группы
Кластер
1гр.-Волк,2гр-Ягненок
3гр.синквейн-Волк,4гр.синквейн-Ягненок
Беседа по вопросам
- Сопоставьте Волка и Ягненка. Как в содержании реплик и интонациях Волк проявляется?
Волк: наглец→голову сорву→негодный→вы все мне зла хотите→молчи, щенок!Интонация раздражения, поучения, сдержанного гнева, ярости.)
Ягненок: светлейший Волк→осмелюсь я донесть→от Светлости его→гневаться напрасно он изволит→помилуй→Ах, я в чем виноват? (Интонация страха, смирения, отчаяния, обреченности.)
- Какие слова Волка доказывают очевидную несправедливость его обвинений в адрес Ягненка?
- Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить?
- В басне персонажи изначально занимают разное положение в жизни: один - господин, другой - слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью. В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает. Здесь речь идёт о социальном неравенстве, которое господствует в жизни: «У сильного всегда бессильный виноват». Это конфликт неравенства: власти и зависимости.
- Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления?
(Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть…)
- А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться без потерь ему не удастся?
(Пустился мой хитрец в переговоры…)
- Ловчий… Каков он?
(Он смелый, мудрый, наделен жизненным опытом.)
- Прочитайте, что отвечает ему Ловчий?
- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время чтения заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали!