kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.А. НЕКРАСОВ.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Цели урока:

1. Актуализация знаний о творчестве Н. Некрасова.

2.  Закрепление умения выразительно читать лирические произ­ведения.

3.  Формирование умения определять основную мысль произве­дения, его художественные особенности.

Ход урока

 

П. История создания стихотворения «Железная дорога».

Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависи­мости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал ли­беральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отноше­ние к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачи­тельным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Же­лезная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокла­дывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестоко­стью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"»

Н.А. НЕКРАСОВ.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Цели урока:

  1. Актуализация знаний о творчестве Н. Некрасова.

  2. Закрепление умения выразительно читать лирические произ­ведения.

  3. Формирование умения определять основную мысль произве­дения, его художественные особенности.


Ход урока


П. История создания стихотворения «Железная дорога».

Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависи­мости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал ли­беральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отноше­ние к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачи­тельным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Же­лезная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокла­дывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестоко­стью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.


Ш. Комментнрованное чтение и анализ произведения.

  1. Анализ первой части стихотворения.

  • Вы читали дома стихотворение, скажите, что представляет собой картина, нарисованная в первой части? (Это пейзаж, изо­бражение осенней природы, проникнутое настроением бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!», настроение умиротворения подтверждается строкой «Все хорошо под сиянием лунным». Это настроение создается и при помощи лексики: «славная», «здоровый», «ядреный», «бодрит», «свежи», «морозные», «ясные», «хорошо».)

  • Найдите слово, выбивающееся из этого ряда. (Безобразие - «нет безобразья в природе!» Эта фраза настораживает: если нет безобразья в природе, значит где-то оно есть.)

  • Почему мягкие листья вызывают желание «выспаться»? (Это восприятие труженика, уставшего от тяжелой работы.)

  1. Чтение н а и з у с т ь этого отрывка.

  2. Слово учителя.

  • Итак, случайно услышанный разговор вызывает лирического героя на объяснение. Он хочет открыть правду не только мальчику- попутчику. Правда показана через фантастический, сказочный об­раз царя-голода. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Некрасов называет цену, какой построена дорога.

  1. Групповая работа.

Задание: найдите и зачитайте строки, рисующие картины подневольного труда. Как воспринимает «правду» рассказчика Ва­ня? Генерал? (Ваня - внимательный и впечатлительный мальчик, он как будто видел картины, которые рисовал ему попутчик. На рас­сказ Вани об удивительном сне генерал просто «захохотал», для него все, что говорит лирический герой - «чепуха». С точки зрения генерала, народ - это «варвары», «дикое скопище пьяниц»; он воз­мущен той страшной картиной, которую нарисовал герой, прика­зывает нарисовать светлую сторону жизни.)

  1. Теория литературы. Применение теории в работе с текстом.

Беседа по вопросам.

  • Черты какого жанра проявляются при описании видений лун­ной ночи? (Черты баллады.)

  • Действительно, баллада - стихотворный рассказ на историче­скую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастиче­ским, при этом сюжет движется диалогом. Тема строительства же­лезной дороги, унесшей тысячи жизней, достойна, с точки зрения Некрасова, иметь историческое значение. В описаниях призраков выступают и реальные, и фантастические черты.

  • Какой прием использован при написании четвертой части? (Эта часть построена при помощи иронии. «Светлая сторона» - окончание тяжелых работ, когда оказалось, что рабочие еще ос­тались должны подрядчику, издевательски звучит фраза: «И - не­доимку дарю!»)

  • В чем особенность окончания стихотворения? (Используется риторический вопрос и многоточие.)

  • Вернемся к словам первой части «Нет безобразья в природе»: есть ли в произведении антитеза описанию природы? (Да, прекрас­ная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми, антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».)

IV. Развернутый ответ на вопрос.

Задание. Согласны ли вы с утверждением, что стихотворения Некрасова «проникнуты глубоким сочувствием к человеку, граж­данским чувством». Докажите примерами.

Домашнее задание. Выучить первую часть наизусть.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"

Автор: Степанова Антонина Игоревна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372771

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Н.А. Некрасов "Железная дорога""
    ["seo_title"] => string(30) "n_a_nekrasov_zheleznaia_doroga"
    ["file_id"] => string(6) "596631"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1640873002"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Морфологический анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"."
    ["seo_title"] => string(71) "morfologhichieskiianalizstikhotvorieniiananiekrasovazhielieznaiadorogha"
    ["file_id"] => string(6) "299460"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456515935"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Живая классика.Н.Некрасов""
    ["seo_title"] => string(50) "konspekt_uroka_na_temu_zhivaia_klassika_n_nekrasov"
    ["file_id"] => string(6) "560583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603128282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства