Учебная цель: познакомиться с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!.», проанализировать стихотворение и продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.
Педагогическая цель: организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!.», по анализу стихотворения и по формированию у учащихся навыков выразительного чтения.
Оборудование: красиво оформленные детские стихи, карточки с незнакомыми словами для работы в парах, карточки со средствами художественной выразительности, светофорчики для рефлексии
Ход урока
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Поднимите руки, кто любит читать стихи?
-Почему вы любите читать стихи?
- Как называют человека, который сочиняет стихи?
- Как вы думаете, легко ли писать стихи? Каждый ли человек может это делать?
- Поэт чувствует мир стихами. Все события этот человек воспринимает с особым складом. Все, происходящее с поэтом, проходит через душу, приобретая в ней особый отклик.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на Землю с высоты,
Их жизнь окружена великой тайной,
Хотя они открыты и просты.
-Готовы ли вы сегодня на уроке оказаться в чудесном мире поэзии?
2.Актуализация знаний.
1) Проверка домашнего задания
- Как называется раздел, который мы начали изучать?
- Дома вы должны были сочинить небольшое стихотворение о любимом времени года. Кто из вас писал об осени?
- Прочтите свои стихи.
- Да, немногим нравится время года - осень. Обычно думают: ну что в ней хорошего? Скучная, тоскливая пора. Осенью короче становятся наши прогулки, кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена, и всё вокруг делается тусклым, невзрачным. На самом деле она совсем не такая. Из всех времён года осень – самая застенчивая. Начинается осень с особенной тишины. Многие поэты и писатели, художники и композиторы прославляли осеннюю красоту в своих произведениях.
- А каким должен быть человек, чтобы заметить красоту природы? (
3. Введение в тему. Постановка целей
1) Прогнозирование
-Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название произведения («Славная осень). Рассмотрите иллюстрацию рядом, на с. 144.
-Вы уже догадались, о чем будет это произведение? (Об осени)
-Что значит «славная»? (Хорошая, красивая)
-Какая осень показана на иллюстрации? (Поздняя, в ожидании зимы, с первыми заморозками)
-Как вы думаете, какой жанр произведения? (Стихотворение)
-Чем стихотворение отличается от прозы? (Есть рифма)
-Прочитайте, кто автор произведения? (Н.А.Некрасов)
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Правильно, сегодня на уроке мы будем работать со стихотворением Н.А.Некрасова «Славная осень»
Какие цели поставим перед собой, изучая стихотворение? Слайд 2
1. Познакомиться со стихотворением «Славная осень».
2. Проанализировать стихотворение.
3. Научиться читать стихотворение выразительно.
4.Работа по теме урока
Подготовка к восприятию. Слайд с портретом Н.А.Некрасова 3
- Что вы знаете об этом поэте? (Ответы детей)
(Рассказ учителя о писателе) Слайд 4
Первичное восприятие стихотворения.
- Итак, сейчас мы прослушаем отрывок из поэмы «Железная дорога» Н.А.Некрасова «Славная осень» и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор.
- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.
Прослушивание стихотворения. (Аудиозапись)
Проверка первичного восприятия.
- Какие же картины возникли в вашем воображении?
- А какое настроение у вас возникло при слушании этого стихотворения? Выберите из предложенных вариантов или назовите своё. Слайд 5
- Мнения разделились. Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу над любым произведением мы начинаем со словарной работы.
Словарная работа
- В тексте стихотворения встретились незнакомые вам слова. Предлагаю поработать с ними в парах.
Карточка
Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.
- Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.
- Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.
- На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.
- Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.
- Кочи – бугорок, ямка, кочка
Проверка: Слайд 6
Физминутка
Повторное чтение стихотворения и его анализ
- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте медленно, вдумчиво и определите тему стихотворения. Что такое тема?
- Определите основную мысль стихотворения. Что хотел сказать автор своим произведением?
-Чтобы выразить состояние своей души, поэты и писатели используют различные средства художественной выразительности, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.
А для начала вспомним:
- Какие средства художественной выразительности вы знаете? На доску карточки
- Что такое эпитет? Слайд 7
-Что такое олицетворение? Слайд 8
- Что такое сравнение? Слайд 9
-В своём стихотворении автор рисует разные образы. Давайте посмотрим, с помощью каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы.
Эпитеты.
- Какая осень? Что значит славная?
-Какое художественно – изобразительное средство применил автор?
-Это определение осени поэт употребляет дважды: в начале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает?
- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?
- Какое художественно – изобразительное средство применил автор?
- Далее автор описывает лёд. Какой он?
-Почему автор даёт ему такую характеристику?
- А речку автор называет студёной. Почему?
-Дни автор называет ясными, тихими. Почему?
-Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что, кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.
Сравнения.
- Поработаем в парах. Найдите все сравнения в этом стихотворении.
-Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?
Олицетворение.
-Кто найдёт в стихотворении приём олицетворения?
- Так для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях?
- Меня заинтересовало предложение: «Нет безобразья в природе!» Посмотрите, и кочки, и моховые болота нравятся поэту, и лунное сиянье. Как вы считаете, а в чем автор видит «безобразие», несправедливость, может быть, грубость, жестокость? Слайд 10
- Как вы считаете, о чем думал поэт, когда мчался по рельсам чугунным?
-Что выражено в названии стихотворения: тема или основная мысль? Почему?
Работа над выразительностью
- В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей природы. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.
- Предлагаю объединиться в группы и поработать над выразительностью.
- Вспомним алгоритм выразительного чтения. Слайд 11
В своей группе прочитайте стихотворение выразительно друг другу. Выберите того, кого вы считаете, что он более правильно передаст настроение автора.
Проверка – читает 1 человек от группы
- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось точно передать настроение героя?
5.Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним, какие цели ставили? Слайд 12
- Достигли поставленных целей? Докажи.
- С каким стихотворением познакомились?
- Кто автор?
- Оцените свою работу с помощью светофорчиков.
Домашнее задание – с.144, наизусть
- Урок окончен. Спасибо за работу.