kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Живая классика.Н.Некрасов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная цель: познакомиться с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!.», проанализировать стихотворение и продолжить работу по  формированию  навыков  выразительного чтения.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность детей по ознакомлению  с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!.»,  по анализу стихотворения и по формированию у учащихся навыков выразительного чтения.

Оборудование: красиво оформленные детские стихи, карточки с незнакомыми словами для работы в парах, карточки со средствами художественной выразительности,  светофорчики для рефлексии

Ход урока

1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Поднимите руки, кто любит читать стихи?

-Почему вы любите читать стихи?

- Как называют человека, который сочиняет стихи?

- Как вы думаете, легко ли писать стихи? Каждый ли человек может это делать?

- Поэт чувствует мир стихами. Все события этот человек воспринимает с особым складом. Все, происходящее с поэтом, проходит через душу, приобретая в ней особый отклик.

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на Землю с высоты,

Их жизнь окружена великой тайной,

Хотя они открыты и просты.

-Готовы ли вы сегодня на уроке оказаться в  чудесном мире поэзии?

2.Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания

- Как называется раздел,  который мы начали изучать? 

- Дома вы должны были сочинить небольшое стихотворение о любимом времени года. Кто из вас писал об осени?

- Прочтите свои стихи. 

- Да, немногим нравится время года - осень. Обычно думают: ну что в ней хорошего? Скучная, тоскливая пора. Осенью короче становятся наши прогулки, кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена, и всё вокруг делается тусклым, невзрачным. На самом  деле она совсем не такая. Из всех времён года осень – самая застенчивая. Начинается осень с особенной тишины. Многие поэты и писатели, художники и композиторы прославляли осеннюю красоту в своих произведениях.

- А каким должен быть человек, чтобы заметить красоту природы? (

3. Введение в тему. Постановка целей

1) Прогнозирование

-Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название произведения («Славная осень). Рассмотрите иллюстрацию рядом, на с. 144.

-Вы уже догадались, о чем будет это произведение? (Об осени)

-Что значит «славная»? (Хорошая, красивая)

-Какая осень показана на иллюстрации? (Поздняя, в ожидании зимы, с первыми заморозками)

-Как вы думаете, какой жанр произведения? (Стихотворение)

-Чем стихотворение отличается от прозы? (Есть рифма)

-Прочитайте, кто автор произведения? (Н.А.Некрасов)

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Правильно, сегодня на уроке мы будем работать со стихотворением Н.А.Некрасова «Славная осень»

Какие цели поставим перед собой, изучая стихотворение?    Слайд 2

1. Познакомиться со стихотворением «Славная осень».

2. Проанализировать стихотворение.

3. Научиться читать стихотворение  выразительно.          

4.Работа по теме урока

Подготовка к восприятию.                     Слайд с портретом Н.А.Некрасова 3

- Что вы знаете об этом поэте? (Ответы детей)

(Рассказ учителя о писателе)  Слайд 4

Первичное восприятие стихотворения.

- Итак, сейчас мы прослушаем  отрывок из поэмы «Железная дорога» Н.А.Некрасова «Славная осень» и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор.

- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

Прослушивание стихотворения.                                                (Аудиозапись)

Проверка первичного восприятия.

- Какие же картины возникли в вашем воображении? 

- А какое настроение у вас возникло при слушании этого стихотворения? Выберите из предложенных вариантов или назовите своё.                                                           Слайд 5

- Мнения разделились. Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу над любым произведением мы начинаем со словарной работы.

Словарная работа

- В тексте стихотворения встретились  незнакомые вам слова. Предлагаю поработать с ними  в парах.

Карточка

Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.
  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.
  3. На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.
  4. Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.
  5. Кочи – бугорок, ямка, кочка

Проверка:         Слайд 6

Физминутка    

Повторное чтение стихотворения и его анализ

- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте медленно, вдумчиво и определите тему стихотворения. Что такое тема? 

- Определите основную мысль стихотворения. Что хотел сказать автор своим произведением? 

-Чтобы выразить состояние своей души,  поэты и писатели  используют различные средства художественной выразительности, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.

А для начала вспомним:

- Какие средства художественной выразительности вы знаете?                                 На доску карточки         

- Что такое эпитет?    Слайд 7

-Что такое олицетворение?     Слайд 8

- Что такое сравнение?     Слайд 9

-В своём стихотворении автор рисует разные образы.  Давайте посмотрим,  с помощью каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти  образы.              

Эпитеты.

-  Какая осень?  Что значит славная?  

-Какое художественно – изобразительное средство применил автор? 

-Это определение осени поэт употребляет дважды:  в начале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? 

- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух? 

- Какое художественно – изобразительное средство применил автор? 

- Далее автор описывает лёд. Какой он?  

-Почему автор даёт ему такую характеристику?

- А речку автор называет студёной.  Почему? 

-Дни автор называет ясными, тихими. Почему? 

-Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что, кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.

 Сравнения.       

- Поработаем в парах. Найдите все сравнения в этом стихотворении.

-Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?

  Олицетворение.

-Кто найдёт в стихотворении приём олицетворения?

- Так для чего же  поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях? 

- Меня заинтересовало предложение: «Нет безобразья в природе!» Посмотрите, и кочки, и моховые болота нравятся поэту, и лунное сиянье. Как вы считаете, а в чем автор видит «безобразие», несправедливость, может быть, грубость, жестокость?                               Слайд 10

- Как вы считаете, о чем думал поэт, когда мчался по рельсам чугунным? 

-Что выражено в названии стихотворения: тема или основная мысль? Почему? 

Работа над выразительностью

 - В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей природы. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. 

- Предлагаю объединиться в  группы и поработать над выразительностью.

- Вспомним алгоритм выразительного чтения.  Слайд 11

В своей группе прочитайте стихотворение выразительно друг другу. Выберите того, кого вы считаете, что он более правильно передаст настроение автора.

Проверка – читает 1 человек от группы

- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось  точно передать настроение героя?

5.Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним, какие цели ставили?                                                                                            Слайд 12

- Достигли поставленных целей? Докажи.

- С каким стихотворением познакомились?

- Кто автор?

- Оцените свою работу с помощью светофорчиков.

 Домашнее задание – с.144, наизусть

- Урок окончен. Спасибо за работу.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Живая классика.Н.Некрасов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Сасово Рязанской области













Урок на тему:

«Н.А.Некрасов. «Славная осень!..»

для учащихся 3А класса











Подготовила:

учитель начальных классов

Чельманова Ирина Евгеньевна















2020

Тема. Н.А.Некрасов. «Славная осень!..»

Учебная цель: познакомиться с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!..», проанализировать стихотворение и продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!..», по анализу стихотворения и по формированию у учащихся навыков выразительного чтения.

Оборудование: красиво оформленные детские стихи, карточки с незнакомыми словами для работы в парах, карточки со средствами художественной выразительности, светофорчики для рефлексии, тексты теста, презентация, закладки для книг, дипломы.

Ход урока

1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Поднимите руки, кто любит читать стихи?

-Почему вы любите читать стихи?

- Как называют человека, который сочиняет стихи?

- Как вы думаете, легко ли писать стихи? Каждый ли человек может это делать?

- Поэт чувствует мир стихами. Все события этот человек воспринимает с особым складом. Все, происходящее с поэтом, проходит через душу, приобретая в ней особый отклик.

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на Землю с высоты,

Их жизнь окружена великой тайной,

Хотя они открыты и просты.

-Готовы ли вы сегодня на уроке оказаться в чудесном мире поэзии?

2.Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания

- Как называется раздел, который мы начали изучать? (Картины русской природы)

- Дома вы должны были сочинить небольшое стихотворение о любимом времени года. Кто из вас писал об осени?

- Прочтите свои стихи. (Дети читают стихи о любимом времени года)

- Да, немногим нравится время года - осень. Обычно думают: ну что в ней хорошего? Скучная, тоскливая пора. Осенью короче становятся наши прогулки, кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена, и всё вокруг делается тусклым, невзрачным. На самом деле она совсем не такая. Из всех времён года осень – самая застенчивая. Начинается осень с особенной тишины. Многие поэты и писатели, художники и композиторы прославляли осеннюю красоту в своих произведениях.

- А каким должен быть человек, чтобы заметить красоту природы? (наблюдательным, любящим природу, умеющим видеть прекрасное, её понимать)

3. Введение в тему. Постановка целей

1) Прогнозирование

-Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название произведения («Славная осень). Рассмотрите иллюстрацию рядом, на с. 144.

-Вы уже догадались, о чем будет это произведение? (Об осени)

-Что значит «славная»? (Хорошая, красивая)

-Какая осень показана на иллюстрации? (Поздняя, в ожидании зимы, с первыми заморозками)

-Как вы думаете, какой жанр произведения? (Стихотворение)

-Чем стихотворение отличается от прозы? (Есть рифма)

-Прочитайте, кто автор произведения? (Н.А.Некрасов)

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Правильно, сегодня на уроке мы будем работать со стихотворением Н.А.Некрасова «Славная осень»

Какие цели поставим перед собой, изучая стихотворение? Слайд 2

1. Познакомиться со стихотворением «Славная осень».

2. Проанализировать стихотворение.

3. Научиться читать стихотворение выразительно.

4.Работа по теме урока

Подготовка к восприятию. Слайд с портретом Н.А.Некрасова 3

- Что вы знаете об этом поэте? (Ответы детей)

Николай Алексеевич Некрасов жил давно, около 130 лет назад, в 19 веке.

Детство его прошло в деревне Грешнёво, на берегу реки Волги. Очень любил он родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком. В детстве Некрасов проводил много времени с деревенскими ребятишками. Они вместе ловили рыбу, ходили в лес за грибами и ягодами. Кроме этого, Некрасов очень любил простой русский народ. Его и называли «русский народный» поэт. В 1864 году Некрасов пишет одно из выдающихся своих произведений – стихотворение «Железная дорога» о тяжелом, изнурительном труде простого народа во время строительства железной дороги от Москвы до Петербурга (иногда его называют поэмой). Слайд 4

Первичное восприятие стихотворения.

- Итак, сейчас мы прослушаем отрывок из поэмы «Железная дорога» Н.А.Некрасова «Славная осень» и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор.

- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

Прослушивание стихотворения. (Аудиозапись)

Проверка первичного восприятия.

- Какие же картины возникли в вашем воображении? (Я в своём воображении представил: утренний осенний лес, свежий воздух, деревья не совсем потеряли свой осенний наряд, жёлтые, красные, бурые листья шуршат под ногами. Их много, поэтому, кажется, что идёшь по чему-то мягкому, пушистому. И холодная речка, покрытая первым ледком, который автор сравнивает с тающим сахаром.)

- А какое настроение у вас возникло при слушании этого стихотворения? Выберите из предложенных вариантов или назовите своё. (Словарная коробочка: радостное, тревожное, задумчивое, восторженное, ободряющее, спокойное, тоскливое, шутливое) Слайд 5

- Мнения разделились. Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу над любым произведением мы начинаем со словарной работы.

Словарная работа

- В тексте стихотворения встретились незнакомые вам слова. Предлагаю поработать с ними в парах.

Карточка

Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.

  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.

  3. На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.

  4. Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.

  5. Кочи – бугорок, ямка, кочка

Проверка: Слайд 6

Ядрёный - свежий, бодрящий.

Бодрит – оживляет, восстанавливает.

На студёной речке – на холодной, на мёрзлой.

Поблёкнуть – завянуть.

Кочи – бугорок, кочка.

Физминутка

Повторное чтение стихотворения и его анализ

- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте медленно, вдумчиво и определите тему стихотворения. Что такое тема? (Тема - это то, о чём говорится в стихотворении). (Осень)

- Определите основную мысль стихотворения. Что хотел сказать автор своим произведением? (Показать красоту осенней природы)

-Чтобы выразить состояние своей души, поэты и писатели используют различные средства художественной выразительности, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.

А для начала вспомним:

- Какие средства художественной выразительности вы знаете? (Олицетворение, сравнение, эпитет) На доску карточки

- Что такое эпитет? (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?) Слайд 7

-Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ) Слайд 8

- Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.) Слайд 9

-В своём стихотворении автор рисует разные образы. Давайте посмотрим, с помощью каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы.

Эпитеты.

- Какая осень? (Славная.)

-Что значит славная? ( Хорошая, тихая, спокойная).

-Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет)

-Это определение осени поэт употребляет дважды: в начале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.)

- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух? (Здоровый, ядрёный)

- Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет)

- Далее автор описывает лёд. Какой он? (Неокрепший)

-Почему автор даёт ему такую характеристику?(В это время года лёд ещё очень хрупкий).

- А речку автор называет студёной. Почему? (Вода в реке в это время года очень холодная.)

-Дни автор называет ясными, тихими. Почему? (Эти определения передают спокойное состояние природы.)

-Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что, кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.

Сравнения.

- Поработаем в парах. Найдите все сравнения в этом стихотворении.

-Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?

Лёд, как тающий сахар (непрочный, рыхлый, белый)

Лес, как мягкая постель (опавшая листва как мягкая постель)

Листья, как ковёр (их много, они устилают землю)

Олицетворение.

-Кто найдёт в стихотворении приём олицетворения?

(Воздух усталые силы бодрит).

- Так для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях? (Чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы мы могли легче представить описываемый предмет).

- Меня заинтересовало предложение: «Нет безобразья в природе!» Посмотрите, и кочки, и моховые болота нравятся поэту, и лунное сиянье. Как вы считаете, а в чем автор видит «безобразие», несправедливость, может быть, грубость, жестокость? (Крестьяне были крепостными, жили очень тяжело, много работали, их угнетали и т.д.)

-Вернемся к словарной коробочке. С каким же настроением надо читать стихотворение? (Сначала восторженное, радостное, затем, задумчивое, тревожное) Слайд 10

- Как вы считаете, о чем думал поэт, когда мчался по рельсам чугунным? («Думаю думу свою». Как облегчить жизнь народа)

-Что выражено в названии стихотворения: тема или основная мысль? Почему? (Основная мысль. Главное в стихотворении – показать какая славная и красивая осень.)

Работа над выразительностью

- В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей природы. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. 

- Предлагаю объединиться в группы и поработать над выразительностью.

- Вспомним алгоритм выразительного чтения.

1. Проставь паузы.

2. Подчеркни слова, которые нужно выделить голосом при чтении.

3. Читай не торопясь, соблюдай паузы, вдумывайся в то, что читаешь. Слайд 11

В своей группе прочитайте стихотворение выразительно друг другу. Выберите того, кого вы считаете, что он более правильно передаст настроение автора.

(Предложения с восклицательными знаками мы читаем с восторгом, с восхищением, для сравнений, которые использует автор, наверно, выберем интонацию загадочности. Обращаем внимание на то, что в конце стихотворения нет законченности предложения, стоит многоточие, тембр голоса снижаем и останавливаемся, как бы с недосказанной мыслью.)

Проверка – читает 1 человек от группы

- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось точно передать настроение героя?

5.Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним, какие цели ставили? Слайд 12

1. Познакомиться со стихотворением.

2. Проанализировать.

3. Научиться читать выразительно.

- Достигли поставленных целей? Докажи.

- С каким стихотворением познакомились?

- Кто автор?

- Оцените свою работу с помощью светофорчиков.

Домашнее задание – с.144, наизусть

- А теперь пришло время для награждения. Сейчас каждый, кто написал сам свое первое стихотворение получит диплом и закладку для книг.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Дополнительные задания:

Учащиеся выполняют тест.

Самопроверка   Слайд 13

Тест по стихотворению Н.А.Некрасова «Славная осень»

1. Изображение осеннего пейзажа в стихотворении «Славная осень» представляет собой:

А) рассуждение;
Б) описание.

2. В строках:

Славная осень! Здоровый, ядреный...

Автор использовал:

А) эпитет;
Б) олицетворение

3. В строках:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит…

выделенные слова являются:

А) эпитетами

Б) олицетворением

4. О чем думает автор в строках:

Быстро лечу я по рельсам чугунным

Думаю думу свою…

А) о красоте осени

Б) о тяжелой доле народа

5.Н.Некрасов в стихотворении «Славная осень»:

А) недоволен природой;

Б) выражает любовь к родной природе, её красоте

Воспользуйтесь карточкой и продолжите фразу, которую выберете.

Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …





Приложение











Нажмутдинов Радик

Царева Виктория









Карякин Иван



Ерохина Полина



Боброва Сифия













Рытькова Ангелина



Ченакина Маргарита



Шаблон диплома

В подарок – закладки для книг



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Живая классика.Н.Некрасов"

Автор: Чельманова Ирина Евгеньевна

Дата: 19.10.2020

Номер свидетельства: 560583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства