kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфологический анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык и его художественно-выразительная функция совмещаются в художественной литературе. И порой изучение литературного произведения с точки зрения грамматики, фонетики, лексики помогает понять идейно-образное содержание текста. Именно такой взгляд на художественное произведение возможен при комплексном лингвистическом анализе художественного текста, который всегда предполагает синтез единиц разных уровней языковой системы: синтаксического, морфологического, лексико-семантического, фонетического. В данной работе мы рассмотрим лишь один аспект лингвистического анализа текста – морфологический.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфологический анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога".»

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА



Н. А. Некрасов «Железная дорога»

I

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;


Тип речи – описание. Оно ведется с точки зрения рассказчика, который едет в поезде (об этом мы узнаем только в третьем четверостишии). Его взору открывается множество «предметов», быстро сменяющих друг друга.

Для создания описания природы автор использует имена существительные неодушевлённые, которые наделяет чертами предметов одушевлённых, т.е. использует приём «олицетворение».

Много сравнительных союзов для создания сравнительных оборотов.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.


Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни –


Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...


В этом четверостишии появляется «человек» . Это подтверждается появлением следующих категорий: личные формы глагола (узнаю, лечу, думаю – 1-е лицо ед.ч), местоимения (я- личн., свою- притяж.).

Интересно, что во всем стихотворении используются глаголы несовершенного вида, а они показывают незаконченность действия, его продолжительность (только один глагол сов. вида – «успели», но в стихотворении он употребляется вместе с «еще не», таким образом, и здесь отрицается законченность действия).






























Самостоятельные части речи

Имя сущ. = 24

Имя прилагательное = 16

Глагол = 9

Причастие = 2

Наречие = 3

Местоим. = 3

осень (абстрактн., неодуш., нариц., ж.р.)

воздух (веществ., неодуш., нариц., м.р.)

силы (абстрактн., неодуш., нариц.)

лёд (веществ., неодуш., нариц.,м.р.)

речке (конкретн., неодуш., нариц.,ж.р.)

сахар (веществ., неодуш., нариц., м.р)

леса (конкретн., неодуш., нариц., м.р.)

постели (конкретн., неодуш., нариц., ж.р.)

покой (абстрактн., неодуш., нариц., м.р.)

простор (абстрактн., неодуш.,нариц., м.р.)

листья (собират., нариц.)

ковёр (конкретн., неодуш., нариц., м.р.)

осень (абстрактн., неодуш., нариц., ж.р.)

ночи (абстрактн., неодуш., нариц.)

дни (конкретн., неодуш., нариц.)

безобразья (абстрактн., неодуш., нариц., ср.р.)

природе (конкретн., неодуш., нариц., ж.р.)

кочи (конкретн., неодуш., нариц.)

болота (конкретн., неодуш., нариц.)

пни (конкретн., неодуш., нариц.)

сиянием (абстрактн., неодуш., нариц., ср.р.)

Русь (единичное, собств., ж.р.)

рельсам (конкретн., неодуш., нариц.)

думу (абстрактн., неодуш., нариц., ж.р.)


качеств.

относит.

бодрит (несов.в., перех., невозвр., 2 спр., изъяв.н., наст.вр., ед.ч., 3-е л.)

лежит (несов.в., неперех., невозвр., 1 спр., изъяв.н., наст.вр., ед.ч., 3-е л.)

выспаться (н.ф., сов.в., 1спр. возвр.)

поблекнуть

(н.ф., сов.в., 1спр. невозвр.)

успели (сов.в., неперех., невозвр., 1 спр., изъяв.н., прош.вр., мн.ч.)

лежат (несов.в., неперех., невозвр., 1 спр., изъяв.н., наст.вр., мн.ч., 3-е л.)

узнаю (несов.в., перех., невозвр., 1 спр., изъяв.н., наст.вр., ед.ч., 1-е л.)

лечу (несов.в., перех., невозвр., 2 спр., изъяв.н., наст.вр., ед.ч., 1-е л.)

думаю

(несов.в., перех., невозвр., 1 спр., изъяв.н., наст.вр., ед.ч., 1-е л.)

неокрепший (действ., прош.вр.)

тающий (действ., наст. вр.)


ещё (время)

всюду (место)

быстро (образ действия)

всё (мест.-сущ.)

я (мест.-сущ.)

свою (мест.-прил.)


! Все эти местоимения появляются только в последнем четверостишии.

полн.

кратк

славная

здоровый

ядреный

усталые

студеной

мягкой

славная

морозные

ясные

тихие


желты

свежи

моховые

лунным

родимую

чугунным


! Все эти относительные прилаг. находятся в конце стихотворения.






Служебные части речи



Предлог = 6

Союз = 9

Частица =1

на

около

в

в

под

по

словно

как

как

и

и

как

и

и

и


Только сочинительные соединительные союзы и сравнительные.

не
















Модальные слова = 2

можно

нет

Дополнительные вопросы:

- О чем говорит большое количество абстрактных существительных?

- В чем лексическая закономерность в отборе прилагательных?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Морфологический анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Автор: Подоляко Екатерина Ивановна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299460


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства